Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 80

Тема. Значимые части слова. Разбор слов по строению

 

Цель: углубить знания учащихся об значимые части слова; закрепить знания учащихся о строении слова; совершенствовать умение разбирать слова по строению; воспитывать познавательный интерес учащихся к языку.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Беседа.

- Почему в слове теплого окончания-ого, а в слове тепло окончания нет?

- Какая разница между однокоренными словами и формами одного и того же слова?

- Для чего служит окончание?

- Что надо выделять первое: приставка или корень? Почему?

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. В слове может быть несколько суффиксов.

2. Работа по учебнику.

Упражнение 526 (устно).

3. Работа у доски.

Задание: записать слова, выделить корень, суффикс и окончание.

Ветерок, холодный, тихий, хмарище, стеклянный, снежный, баснописец, холодильник, малюсенький.

4. Работа в тетрадях.

Задача: сгруппировать слова с одинаковыми суффиксами (записаны на доске) и записать их.

Бородатый, крайний, гарнесенький, слабый, верхний, горбатый, вечерний, березовый, ивовый, крылатый, чистейший, кленовый.

5. Работа по учебнику.

Упражнение 527.

6. Творческая работа.

Задача: от поданных слов посредством суффиксов образовать имена прилагательные, выделить эти суффиксы.

Полотно, Киев, дерево, рано, кожа, хозяйство, белый, красиво, Волга, широкий, изменить, море, лес.

7. Коллективная работа.

Задание: дать ответы на вопросы. Записать слова-ответы и выделить в них суффиксы.

Кто водит трактор? (Тракторист.)

Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)

Кто лечит людей? (Врач.)

Кто выдает в кассе деньги? (Кассир.)

Кто воспитывает детей? (Воспитатель.)

Кто играет в футбол? (Футболист.)

8. Работа по учебнику.

Упражнения 528, 531.

9. Работа у доски.

Задание: разобрать слова по строению.

Подорожник, горными, построят, мизинчик, обложка, улыбается, бюро, быстро, пони, тонюсінький, ночью, межгорье, пралес, словарь, радостью, разбогатеть, невнимательный, сыночек.

10. Творческая работа.

Задача: придумать слова, строение которых соответствовала бы представленным схемам. Записать эти слова.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по учебнику.

Упражнение 530.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 61, упражнение 532.