СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 80
Тема. Значимые части слова. Разбор слов по строению
Цель: углубить знания учащихся об значимые части слова; закрепить знания учащихся о строении слова; совершенствовать умение разбирать слова по строению; воспитывать познавательный интерес учащихся к языку.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Беседа.
- Почему в слове теплого окончания-ого, а в слове тепло окончания нет?
- Какая разница между однокоренными словами и формами одного и того же слова?
- Для чего служит окончание?
- Что надо выделять первое: приставка или корень? Почему?
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. В слове может быть несколько суффиксов.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 526 (устно).
3. Работа у доски.
Задание: записать слова, выделить корень, суффикс и окончание.
Ветерок, холодный, тихий, хмарище, стеклянный, снежный, баснописец, холодильник, малюсенький.
4. Работа в тетрадях.
Задача: сгруппировать слова с одинаковыми суффиксами (записаны на доске) и записать их.
Бородатый, крайний, гарнесенький, слабый, верхний, горбатый, вечерний, березовый, ивовый, крылатый, чистейший, кленовый.
5. Работа по учебнику.
Упражнение 527.
6. Творческая работа.
Задача: от поданных слов посредством суффиксов образовать имена прилагательные, выделить эти суффиксы.
Полотно, Киев, дерево, рано, кожа, хозяйство, белый, красиво, Волга, широкий, изменить, море, лес.
7. Коллективная работа.
Задание: дать ответы на вопросы. Записать слова-ответы и выделить в них суффиксы.
Кто водит трактор? (Тракторист.)
Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)
Кто лечит людей? (Врач.)
Кто выдает в кассе деньги? (Кассир.)
Кто воспитывает детей? (Воспитатель.)
Кто играет в футбол? (Футболист.)
8. Работа по учебнику.
Упражнения 528, 531.
9. Работа у доски.
Задание: разобрать слова по строению.
Подорожник, горными, построят, мизинчик, обложка, улыбается, бюро, быстро, пони, тонюсінький, ночью, межгорье, пралес, словарь, радостью, разбогатеть, невнимательный, сыночек.
10. Творческая работа.
Задача: придумать слова, строение которых соответствовала бы представленным схемам. Записать эти слова.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Работа по учебнику.
Упражнение 530.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 61, упражнение 532.