СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ
УРОК № 81
Тема. Развитие связной речи. Особенности построения размышления. Подробный устный пересказ текста-размышления
Цель: учить школьников подробно пересказывать тексты-размышления; совершенствовать умение делать подробные переводы; совершенствовать речевую культуру учащихся.
Оборудование: учебник.
ХОД УРОКА
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего упражнения.
2. Работа у доски.
Задание: разобрать слова по строению.
Снежинка, рученька, развалиться, придумать, вверх, пограничник, харьковчанин, в темноте.
II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Во время изучения любого предмета вам приходится выдвигать предположения, приводить доказательства, делать выводы и обобщения, выяснять правдивость или ложность какого-то утверждения. Все эти умения жизненно необходимы людям любого возраста, а особенно вам в вашей учебной деятельности. Повчімося же рассуждать.
2. Работа по учебнику.
Упражнение 533.
3. Слово учителя.
Рассуждение состоит из трех частей:
1) Тезис - часть, что содержит мысль, которую надо доказать или объяснить (вступление).
2) Доказательства - аргументуюча, пояснительная часть.
3) Вывод, что, как правило, совпадает с мнением, высказанным в начале текста.
4. Работа с таблицей «Строение текста-размышления».
Учебник, с. 223.
5. Устный пересказ текста.
(Ученики пересказывают текст, пользуясь планом, размещенным на с. 224 учебника.)
6. Работа по учебнику.
Упражнение 534 (устно).
7. Работа со «Схемой развернутого размышления»
Упражнение 536.
Задание: самостоятельно дописать текст-размышление.
8. Составление небольшого устного сочинения-размышления на одну из тем.
1) праздник я больше всего люблю и почему именно?
2) Какая книга произвела на меня самое глубокое?
3) школьный предмет привлекает меня больше всего?
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учебник, § 62, упражнение 539.