РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
 
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ 
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
 
УРОК 78. Восприятие света, цвета
 
Образовательная цель: углубить знания о 
строение и функции органа зрения на примере взаимосвязи строения и функции; 
сформировать понятие о фоторецепторы; восприятия цвета, пространства, иллюзии 
зрения. Основные понятия и термины: фоторецепторы, палочки, колбочки, желтое пятно, 
слепое пятно, родопсин, куриная слепота, дальтонизм, поле зрения, иллюзии зрения.
Оборудование: таблица «Орган зрения», 
разборная модель глаза.
Структура урока, основное содержание и 
методы работы
И. Актуализация учебной 
деятельности.
Биологический диктант.
1. Глазное яблоко имеет такие оболочки...
2. Наружная белковая оболочка называется...
3. В передней части она 
переходит в прозрачную...
4. Радужная оболочка в центре 
содержит отверстие...
5. Полость глаза позади хрусталика 
заполнена желеобразной массой...
6. Меняет свою кривизну...
7. Состоит из светочувствительных 
клеток - колбочек и палочек...
8. Сосудистая оболочка глаза состоит 
...
9. Место образования изображения 
предмета...
10. Способность глаза приспосабливаться 
к ясному видению предметов, находящихся на разном расстоянии...
II. Мотивация учебной деятельности.
Работа нашего организма, психологический 
состояние зависит от эмоций. На самочувствие и настроение человека влияет цвет. Когда 
человек утомлен, он инстинктивно пытается попасть в оптимальное для нее 
среда - до зеленого леса, голубой воды, желтого песка. Врачи 
средневековья верили в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить 
больных цветотерапией.
Как же человеческий глаз воспринимает цвета?
III. Изучение нового материала.
1. Восприятие света.
а) Особенности строения сетчатки, 
функция фоторецепторов. (Рассказ учителя с использованием таблицы);
б) Желтое пятно. Слепое пятно.
Беседа.
- Равномерно размещены на 
сетчатке палочки и колбочки?
- Что такое желтое пятно?
- Есть ли на сетчатке место, что совсем 
лишено рецепторов?
- Чувствительно оно к свету?
- Как называется это место сетчатки?
в) Опыт Мариотта по выявлению 
слепого пятна. (Рассказ учителя).
2. Выявление наличия слепого пятна 
на сетчатке глаза.
 
Лабораторная работа №8
Тема. Обнаружение слепого пятна на 
сетчатке глаза.
Цель: научиться определять слепую 
пятно, изучить ее анатомическое строение.
Оборудование и материалы: лист 
бумаги (или рисунок из учебника), карандаш или ручка, расколотый глаз животного или 
влажный препарат ока, таблица с изображением дна глазницы.
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте 
слева кружочек диаметром 1 см, на расстоянии 8 см вправо от него поставьте 
крестик.
2. Держа перед собой на 
вытянутой руке лист бумаги с изображением кружка и крестика, закройте 
правый глаз, а левым все время смотрите на крестик. Медленно приближайте к себе 
изображение, пока крестик не исчезнет (на расстоянии 15-20 см). Опыт повторите 
несколько раз. Объясните, почему это происходит.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
 
3. Повторите опыт, закрыв левое 
глаз.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
 
4. Рассмотрите сетчатку глаза розтятого 
или изображение на таблице, найдите место выхода зрительного нерва. Есть здесь 
свет - и кольорочутливі рецепторы?
________________________________________________________________________
 
5. Сделайте общий вывод, 
объяснив опыты.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
 
Дополнительное задание.
Если рассматривать предмет двумя глазами, 
то слепое пятно незаметна. Почему?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
 
3. Светочувствительные вещества 
фоторецепторов; роль витамина А для зрения; куриная слепота. (Рассказ учителя с 
элементами беседы.)
(Сообщение ученика.)
Продукты, в которых содержится витамин 
А: свежие абрикосы, арбузы, капуста брокколи, зелень горчицы, кабачки, салат, 
морковь, помидоры, спаржа, тыква, шпинат, молоко, печень, яйца.
4. Восприятие цвета. Нарушение 
цветового зрения. Дальтонизм. (Рассказ учителя. Сообщения учащихся о 
дальтонизм.)
5. Влияние цвета на работоспособность 
человека, настроение. (Сообщения учащихся.)
Российский ученый В.Бехтєрєв 
исследовал влияние цвета на скорость нервных процессов. Немецкий поэт И.В. 
Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и 
бодрит, зеленый - успокаивает, синий - вызывает грусть. Также установлено, что 
красный цвет утомляет, темно-серый и черный - вызывают сонливость, 
подавленность.
В современной медицине применяют 
хромотерапию - лечение цветом.
6. Острота зрения. (Рассказ учителя).
7. Восприятие пространства. Иллюзии зрения. 
(Рассказ учителя с элементами беседы по рисункам).
IV. Закрепление изученного материала.
Ролевая игра «У врача»
Один ученик - врач, другой - пациент.
Задача пациента правильно 
сформулировать признаки болезни.
Задача врача - определить описанную 
болезнь и дать советы по ее лечению (куриная слепота, дальтонизм).
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с 
учебника.