Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 78. Восприятие света, цвета

 

Образовательная цель: углубить знания о строение и функции органа зрения на примере взаимосвязи строения и функции; сформировать понятие о фоторецепторы; восприятия цвета, пространства, иллюзии зрения. Основные понятия и термины: фоторецепторы, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно, родопсин, куриная слепота, дальтонизм, поле зрения, иллюзии зрения.

Оборудование: таблица «Орган зрения», разборная модель глаза.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация учебной деятельности.

Биологический диктант.

1. Глазное яблоко имеет такие оболочки...

2. Наружная белковая оболочка называется...

3. В передней части она переходит в прозрачную...

4. Радужная оболочка в центре содержит отверстие...

5. Полость глаза позади хрусталика заполнена желеобразной массой...

6. Меняет свою кривизну...

7. Состоит из светочувствительных клеток - колбочек и палочек...

8. Сосудистая оболочка глаза состоит ...

9. Место образования изображения предмета...

10. Способность глаза приспосабливаться к ясному видению предметов, находящихся на разном расстоянии...

II. Мотивация учебной деятельности.

Работа нашего организма, психологический состояние зависит от эмоций. На самочувствие и настроение человека влияет цвет. Когда человек утомлен, он инстинктивно пытается попасть в оптимальное для нее среда - до зеленого леса, голубой воды, желтого песка. Врачи средневековья верили в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить больных цветотерапией.

Как же человеческий глаз воспринимает цвета?

III. Изучение нового материала.

1. Восприятие света.

а) Особенности строения сетчатки, функция фоторецепторов. (Рассказ учителя с использованием таблицы);

б) Желтое пятно. Слепое пятно.

Беседа.

- Равномерно размещены на сетчатке палочки и колбочки?

- Что такое желтое пятно?

- Есть ли на сетчатке место, что совсем лишено рецепторов?

- Чувствительно оно к свету?

- Как называется это место сетчатки?

в) Опыт Мариотта по выявлению слепого пятна. (Рассказ учителя).

2. Выявление наличия слепого пятна на сетчатке глаза.

 

Лабораторная работа №8

Тема. Обнаружение слепого пятна на сетчатке глаза.

Цель: научиться определять слепую пятно, изучить ее анатомическое строение.

Оборудование и материалы: лист бумаги (или рисунок из учебника), карандаш или ручка, расколотый глаз животного или влажный препарат ока, таблица с изображением дна глазницы.

Ход работы

1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте слева кружочек диаметром 1 см, на расстоянии 8 см вправо от него поставьте крестик.

2. Держа перед собой на вытянутой руке лист бумаги с изображением кружка и крестика, закройте правый глаз, а левым все время смотрите на крестик. Медленно приближайте к себе изображение, пока крестик не исчезнет (на расстоянии 15-20 см). Опыт повторите несколько раз. Объясните, почему это происходит.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

3. Повторите опыт, закрыв левое глаз.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

4. Рассмотрите сетчатку глаза розтятого или изображение на таблице, найдите место выхода зрительного нерва. Есть здесь свет - и кольорочутливі рецепторы?

________________________________________________________________________

 

5. Сделайте общий вывод, объяснив опыты.

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

Дополнительное задание.

Если рассматривать предмет двумя глазами, то слепое пятно незаметна. Почему?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

 

3. Светочувствительные вещества фоторецепторов; роль витамина А для зрения; куриная слепота. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

(Сообщение ученика.)

Продукты, в которых содержится витамин А: свежие абрикосы, арбузы, капуста брокколи, зелень горчицы, кабачки, салат, морковь, помидоры, спаржа, тыква, шпинат, молоко, печень, яйца.

4. Восприятие цвета. Нарушение цветового зрения. Дальтонизм. (Рассказ учителя. Сообщения учащихся о дальтонизм.)

5. Влияние цвета на работоспособность человека, настроение. (Сообщения учащихся.)

Российский ученый В.Бехтєрєв исследовал влияние цвета на скорость нервных процессов. Немецкий поэт И.В. Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и бодрит, зеленый - успокаивает, синий - вызывает грусть. Также установлено, что красный цвет утомляет, темно-серый и черный - вызывают сонливость, подавленность.

В современной медицине применяют хромотерапию - лечение цветом.

6. Острота зрения. (Рассказ учителя).

7. Восприятие пространства. Иллюзии зрения. (Рассказ учителя с элементами беседы по рисункам).

IV. Закрепление изученного материала.

Ролевая игра «У врача»

Один ученик - врач, другой - пациент.

Задача пациента правильно сформулировать признаки болезни.

Задача врача - определить описанную болезнь и дать советы по ее лечению (куриная слепота, дальтонизм).

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.