РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 78. Восприятие света, цвета
Образовательная цель: углубить знания о
строение и функции органа зрения на примере взаимосвязи строения и функции;
сформировать понятие о фоторецепторы; восприятия цвета, пространства, иллюзии
зрения. Основные понятия и термины: фоторецепторы, палочки, колбочки, желтое пятно,
слепое пятно, родопсин, куриная слепота, дальтонизм, поле зрения, иллюзии зрения.
Оборудование: таблица «Орган зрения»,
разборная модель глаза.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация учебной
деятельности.
Биологический диктант.
1. Глазное яблоко имеет такие оболочки...
2. Наружная белковая оболочка называется...
3. В передней части она
переходит в прозрачную...
4. Радужная оболочка в центре
содержит отверстие...
5. Полость глаза позади хрусталика
заполнена желеобразной массой...
6. Меняет свою кривизну...
7. Состоит из светочувствительных
клеток - колбочек и палочек...
8. Сосудистая оболочка глаза состоит
...
9. Место образования изображения
предмета...
10. Способность глаза приспосабливаться
к ясному видению предметов, находящихся на разном расстоянии...
II. Мотивация учебной деятельности.
Работа нашего организма, психологический
состояние зависит от эмоций. На самочувствие и настроение человека влияет цвет. Когда
человек утомлен, он инстинктивно пытается попасть в оптимальное для нее
среда - до зеленого леса, голубой воды, желтого песка. Врачи
средневековья верили в магическую силу некоторых цветов, пытались лечить
больных цветотерапией.
Как же человеческий глаз воспринимает цвета?
III. Изучение нового материала.
1. Восприятие света.
а) Особенности строения сетчатки,
функция фоторецепторов. (Рассказ учителя с использованием таблицы);
б) Желтое пятно. Слепое пятно.
Беседа.
- Равномерно размещены на
сетчатке палочки и колбочки?
- Что такое желтое пятно?
- Есть ли на сетчатке место, что совсем
лишено рецепторов?
- Чувствительно оно к свету?
- Как называется это место сетчатки?
в) Опыт Мариотта по выявлению
слепого пятна. (Рассказ учителя).
2. Выявление наличия слепого пятна
на сетчатке глаза.
Лабораторная работа №8
Тема. Обнаружение слепого пятна на
сетчатке глаза.
Цель: научиться определять слепую
пятно, изучить ее анатомическое строение.
Оборудование и материалы: лист
бумаги (или рисунок из учебника), карандаш или ручка, расколотый глаз животного или
влажный препарат ока, таблица с изображением дна глазницы.
Ход работы
1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте
слева кружочек диаметром 1 см, на расстоянии 8 см вправо от него поставьте
крестик.
2. Держа перед собой на
вытянутой руке лист бумаги с изображением кружка и крестика, закройте
правый глаз, а левым все время смотрите на крестик. Медленно приближайте к себе
изображение, пока крестик не исчезнет (на расстоянии 15-20 см). Опыт повторите
несколько раз. Объясните, почему это происходит.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Повторите опыт, закрыв левое
глаз.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Рассмотрите сетчатку глаза розтятого
или изображение на таблице, найдите место выхода зрительного нерва. Есть здесь
свет - и кольорочутливі рецепторы?
________________________________________________________________________
5. Сделайте общий вывод,
объяснив опыты.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дополнительное задание.
Если рассматривать предмет двумя глазами,
то слепое пятно незаметна. Почему?
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
3. Светочувствительные вещества
фоторецепторов; роль витамина А для зрения; куриная слепота. (Рассказ учителя с
элементами беседы.)
(Сообщение ученика.)
Продукты, в которых содержится витамин
А: свежие абрикосы, арбузы, капуста брокколи, зелень горчицы, кабачки, салат,
морковь, помидоры, спаржа, тыква, шпинат, молоко, печень, яйца.
4. Восприятие цвета. Нарушение
цветового зрения. Дальтонизм. (Рассказ учителя. Сообщения учащихся о
дальтонизм.)
5. Влияние цвета на работоспособность
человека, настроение. (Сообщения учащихся.)
Российский ученый В.Бехтєрєв
исследовал влияние цвета на скорость нервных процессов. Немецкий поэт И.В.
Гете писал о способности цвета создавать настроение: желтый - веселит и
бодрит, зеленый - успокаивает, синий - вызывает грусть. Также установлено, что
красный цвет утомляет, темно-серый и черный - вызывают сонливость,
подавленность.
В современной медицине применяют
хромотерапию - лечение цветом.
6. Острота зрения. (Рассказ учителя).
7. Восприятие пространства. Иллюзии зрения.
(Рассказ учителя с элементами беседы по рисункам).
IV. Закрепление изученного материала.
Ролевая игра «У врача»
Один ученик - врач, другой - пациент.
Задача пациента правильно
сформулировать признаки болезни.
Задача врача - определить описанную
болезнь и дать советы по ее лечению (куриная слепота, дальтонизм).
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.