РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
 
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ 
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
 
УРОК 79. Нарушения зрения. Гигиена 
зрения
 
Образовательная цель: раскрыть причины 
нарушения функций органа зрения; профилактика косоглазия; мотивировать правила 
гигиены зрения; ознакомить с мерами первой помощи при попадании в глаз 
инородных тел, щелочей, кислот, при ушибах и повреждении глаз.
Основные понятия и термины: 
близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, конъюнктивит.
Оборудование: таблица «Строение глаза», 
диктичний материал.
Структура урока, основное содержание и 
методы работы
И. Актуализация знаний учащихся.
Головоломка «Сроки».
Все время двигаясь по часовой 
стрелке и пропуская одинаковое количество букв в кольцах, прочитайте названия 
сроков и дайте им объяснение.
 

Головоломка «Кольца. Пятна»
У круга на кольцах правильно впишите 
названия терминов, дайте им объяснение.
 

 
Ответ: желтая слепое пятно.
II. Мотивация учебной деятельности.
Очень часто нам приходится видеть 
людей в очках. Для чего нужны очки?
III. Изучение нового материала.
1. Нарушения зрения. Близорукость и 
дальнозоркость. (Рассказ учителя с использованием таблицы).
2. Коррекция недостатков зрения очками 
и контактными линзами. Косоглазие. (Объяснение учителя, работа учащихся с 
учебником. Групповая форма работы.)
I группа. Проработайте текст учебника 
про близорукость. Выясните причины близорукости, признаки болезни, лечение 
и профилактику.
II группа. Проработайте текст 
учебника об дальнозоркость. Выясните причины дальнозоркости, признаки болезни, 
лечение и профилактику.
II[группа. Проработайте текст учебника 
про косоглазие. Выясните причину косоглазия, лечение и профилактику.
3. Создание диаграммы Вена 
«Сравнительная характеристика близорукости и дальнозоркости».
Упражнения для глаз (по методу 
Г.А.Шишко - У.Г. Бейтса)
 

 
4. Астигматизм. (Объяснение учителя).
5. Гигиена зрения. Профилактика 
близорукости. Правила просмотра телепередач, работы с компьютером. Вредный 
влияние табачного дыма на функцию глаз. (Объяснение учителя с элементами беседы).
Упражнения для глаз.
6. Первая помощь при повреждении 
глаз (бытовые и производственные травмы). Меры защиты глаз на производстве. 
Освещение производственных помещений. (Рассказ учителя).
7. Успехи науки в области хирургии 
глаз и лечении глазных заболеваний.
а) Рассказ о работе В.П. 
Филатова.
б) Создание школ-интернатов, 
аппаратов для чтения; использование собак-проводников (помощь людям, 
потеряли зрение).
IV. Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы:
- Почему важно, чтобы рабочее место 
было хорошо освещено?
- На каком расстоянии от глаза надо 
размещать книгу во время чтения?
- Почему вредно читать в транспорте?
- Можно ли читать лежа?
- Как следует располагать источник 
света во время письма, рисования, черчения?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с 
учебника.