РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 79. Нарушения зрения. Гигиена
зрения
Образовательная цель: раскрыть причины
нарушения функций органа зрения; профилактика косоглазия; мотивировать правила
гигиены зрения; ознакомить с мерами первой помощи при попадании в глаз
инородных тел, щелочей, кислот, при ушибах и повреждении глаз.
Основные понятия и термины:
близорукость, дальнозоркость, астигматизм, косоглазие, конъюнктивит.
Оборудование: таблица «Строение глаза»,
диктичний материал.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация знаний учащихся.
Головоломка «Сроки».
Все время двигаясь по часовой
стрелке и пропуская одинаковое количество букв в кольцах, прочитайте названия
сроков и дайте им объяснение.
Головоломка «Кольца. Пятна»
У круга на кольцах правильно впишите
названия терминов, дайте им объяснение.
Ответ: желтая слепое пятно.
II. Мотивация учебной деятельности.
Очень часто нам приходится видеть
людей в очках. Для чего нужны очки?
III. Изучение нового материала.
1. Нарушения зрения. Близорукость и
дальнозоркость. (Рассказ учителя с использованием таблицы).
2. Коррекция недостатков зрения очками
и контактными линзами. Косоглазие. (Объяснение учителя, работа учащихся с
учебником. Групповая форма работы.)
I группа. Проработайте текст учебника
про близорукость. Выясните причины близорукости, признаки болезни, лечение
и профилактику.
II группа. Проработайте текст
учебника об дальнозоркость. Выясните причины дальнозоркости, признаки болезни,
лечение и профилактику.
II[группа. Проработайте текст учебника
про косоглазие. Выясните причину косоглазия, лечение и профилактику.
3. Создание диаграммы Вена
«Сравнительная характеристика близорукости и дальнозоркости».
Упражнения для глаз (по методу
Г.А.Шишко - У.Г. Бейтса)
4. Астигматизм. (Объяснение учителя).
5. Гигиена зрения. Профилактика
близорукости. Правила просмотра телепередач, работы с компьютером. Вредный
влияние табачного дыма на функцию глаз. (Объяснение учителя с элементами беседы).
Упражнения для глаз.
6. Первая помощь при повреждении
глаз (бытовые и производственные травмы). Меры защиты глаз на производстве.
Освещение производственных помещений. (Рассказ учителя).
7. Успехи науки в области хирургии
глаз и лечении глазных заболеваний.
а) Рассказ о работе В.П.
Филатова.
б) Создание школ-интернатов,
аппаратов для чтения; использование собак-проводников (помощь людям,
потеряли зрение).
IV. Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы:
- Почему важно, чтобы рабочее место
было хорошо освещено?
- На каком расстоянии от глаза надо
размещать книгу во время чтения?
- Почему вредно читать в транспорте?
- Можно ли читать лежа?
- Как следует располагать источник
света во время письма, рисования, черчения?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.