Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 77. Зрительная сенсорная система. Строение глазного яблока. Оптическая система глаза

 

Образовательная цель: сформировать знания о зрительную сенсорную систему; установить взаимосвязь между строением и функциями органа зрения; способствовать формированию у учащихся научного мировоззрения; показать связь учебного материала с жизнью.

Образовательные понятия и термины: очное яблоко, белочная оболочка (склера), зрачок, хрусталик, склисте тело, сетчатка, передняя и задняя камеры глаза, брови, веки, ресницы, слезные железы, конъюнктива, роговица, сосудистая оболочка, радужная оболочка, оптическая сила диоптрия, фокус, фокусное расстояние, аккомодация, дальнозоркость, близорукость.

Оборудование: таблица «Орган зрения», влажный препарат глаза; сборная модель глаза.

Структура урока, основное содержание и методы работы И. Актуализация знаний учащихся.

1. На доске прикреплен рисунок «Мудрое дерево». Ученики по очереди срывают с него листья, на которых написано сроки, и дают им объяснение. (Рецепторы, анализаторы, сенсорные системы, органы чувств, адаптация.)

2. Трое учащихся имеют составить схему анализатора:

1-й - зрительного;

2-й - слухового;

3-й - обонятельного.

II. Мотивация учебной деятельности.

Максим Горький писал: «Ничего не может быть страшнее потери зрения. Это большая обида, она отнимает у человека девять десятых мира».

Какое же оно - глаз? Его строение? На эти вопросы вы получите ответ на сегодняшнем уроке.

III. Изучение нового материала.

1. Значение зрения в жизни человека. (Рассказ учителя с элементами беседы).

- Какое значение письменного языка?

- Какова роль изобразительного искусства?

- Какое значение зрения для трудовых процессов?

- Какое эстетическое значение зрения?

2. Расположение глаз. Вспомогательный аппарат глаза. (Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков учебника).

Беседа.

- Где размещены глаза?

- Как мы рассматриваем предметы?

- Какие органы защищают глаз от вредных воздействий внешней среды?

- Какое значение имеют слезы? Или вредно плакать?

- Рассказ учителя о конъюнктиву; об операции, проведенные на слезных железах в институте им. Филатова.

3. Строение глаза. (Рассказ учителя с использованием таблицы, разборной модели глаза, влажного препарата).

Беседа.

- В чем соответствие строения белковой оболочки и ее функции?

- Какие важнейшие особенности роговицы, хрусталика, стекловидного тела?

- Почему одна оболочка глаза называется сосудистой? Каково ее значение?

- Какова роль черной пигментации сосудистой оболочки?

- Какие особенности строение глаза дают возможность свету проходить до сетчатки?

- Какое значение имеет зрачок?

- Какие особенности радужной оболочки позволяют осуществлять зіничний рефлекс?

Сообщения учащихся о иридодиагностику.

4. Оптическая система глаза. Изображение предметов на сетчатке. (Рассказ учителя с использованием таблиц, рисунков учебника).

Беседа:

- Что входит к оптической системы глаза?

- Сквозь какие указанной среды системы глаза проходят лучи?

- Что будет, когда человек ошиблась очками, которые переворачивают изображение?

5. Аккомодация. Определение аккомодационной способности глаза. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

- Почему мы видим предметы, размещенные на разном расстоянии от глаз, одинаково резко?

- За счет чего изменяется фокусное расстояние при настройке микроскопа?

- За счет чего хрусталик, находясь на одном месте, в норме проецирует изображение и всегда на сетчатку? Что меняется в данном случае?

- Какова роль ресничных мышц?

 

Лабораторная работа №7

Тема. Определение аккомодации глаза, реакции зрачков на свет.

Цель: научиться определять аккомодационную способность глаза и реакцию зрачка на изменение интенсивности освещение.

Оборудование: лист бумаги с отверстием, вокруг которого нанесены буквы.

Ход работы

1. Возьмите лист плотной белой бумаги с отверстием посередине, диаметр отверстия 1 см. По краям отверстия по радиусу напишите буквы.

2. Лист держите на расстоянии 10-15 см так, чтобы буквы были четко видны, а через отверстие было видно и доску с написанным на ней текстом или рисунком. Второй глаз лучше закрыть.

3. Прочитайте надпись на доске. Почему во время чтения буквы, окружающие отверстие на бумаге, кажутся размытыми?

4. Посмотрите на буквы, написанные на листе. Почему буквы на листе видно четко, а текст (рисунок) на доске кажется расплывчатым?

5. Попросите своего товарища повернуться лицом к свету. Рассмотрите ширину обеих его зрачков.

6. Предложите товарищу закрыть глаза и закрыть их рукой. Через 30-60 секунд предложите открыть глаза. Внимательно наблюдайте за изменением зрачков.

7. Сделайте выводы, объяснив результаты опытов.

__________________________________________________________________

 

IV. Закрепление изученного материала.

Беседа.

- Еще Г. Гельмгольц считал, что моделью глаза является фотоаппарат. Докажите это.

- Почему, находясь под водой, мы видим окружающие предметы не совсем четко?

- Какое преимущество дает видение обоими глазами?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Подготовить сообщение о дальтонизм.