Метафизическая и постметафізична сутки в европейской гуманистици
Становление метафизической парадигмы европейской культуры
Вопрос исторической судьбы человека, его бытийной укорененности и перспективы пронизывают всю европейскую культурную традицию. Если же говорить о теоретической стороне дела, то здесь возникает вопрос бытийного статуса и бытийной определенности человеческого разума, вопрос об интеллекте как способ самоопределения человека в мире. Этот вопрос имеет несколько срезов. Центральный из них - о онтологические основы человеческого существования, в центре которого - вопрос о метафизическое обоснование способа человеческого бытия.
Бытие здесь понимается не как совокупность вещей и процессов, а в его значимости для человека - как то в вещах, процессах и событиях, что является сенсоутворюючим, что наполняет жизнь человека смыслом и делает ее деятельность и поведение рассудительной и мотивированным.
Начало эпохи метафизики датируется философией Сократа и появлением произведений Платона и Аристотеля. Однако и к-сократична философия не обходила вопрос о бытии как бытие человека. Просто она подходила к этому вопросу по-другому. Речь шла о том, что высшей ценностью для человека является не разум в его чистом, направленного на прояснение предельных оснований человеческого существования виде, не сознание, логос как единство слова и смысла, а интеллект, погруженный в бытийную сферу как составляющую самого водоворота жизни. К сократична философская мысль выходила в осмыслении смысла и высших ценностей человеческого бытия с движения по схеме: от жизни, его бурного потока и его переживания - к интеллекту, который вписан в этот поток и опирается на инстинкт жизни. Только на такой основе происходит продвижение человека к ощущению полноты счастья. В соответствии размеренность, оформленность (аполлонівське начало) не преобладает над свободной игрой жизненных сил (діонісівське начало), а уравновешена с ней. Итак, во время осмысления в сократичній философии картины бытия на передний план выдвигается человеческая жизнь в его першовитоках, то есть взятое таким, каким оно является в его непосредственности, в его полноте, целостности и не расчлененности.
Классическая же античная метафизика, то есть учение о предельных заключительные истоки бытия, мир идеальных сущностей как первоосновы всего вещественного, сущего, сложилась благодаря усилиям Сократа, Платона, Аристотеля. И она выстраивалась по схеме: от ума - к добродетели и счастью. Следует сказать, что возникновение классической метафизики было не случайностью, а вполне закономерным мислительним и обще-цивилизационным шагом. Этот шаг был вызван антропокультурно - теми процессами самовідособлення человека в сфере сущего, которые рано или поздно должны были дать о себе знать. Такова уж человеческая природа, что, изначально возникнув как неотъемлемая составляющая общественной организации, семьи, затем рода, племени, человек должен был перейти, в конце концов, через этот барьер, превратиться в самосознательного субъекта жизни и общественного прогресса. Впервые в своей классической форме это произошло в древней Греции с переходом от полисного устройства до первых демократий. Именно здесь возникает свободный человек, который обособляется от родового и племенного строя и начинает чувствовать себя, пусть и не в более поздней самосвідомій форме (как в Новое время), как самость, как самостоятельный субъект общественной организации.
Это и привело в конечном результате те интенсивные поиски не просто идеальных вещей и процессов, а идей, идеалов истины, добра, красоты, справедливости, упорядоченности, счастья и т.п. в их максимальной отвлеченности и чистоте. Обозначенные идеалы и идеи и составили гой мир идеальных сущностей, который удваивал мир реальных вещей, но они представлялись древним грекам не меньшей, если не большей реальностью, чем вещи окружающего мира. Мир бестелесных сущностей, идей является высшим знанием и стоит, по Платону, в стороне и выше эмпирической реальности. Он может позволить себе только спускаться к последней и перетекать в нее. Согласно же Аристотелю, в системе наук имеют место науки о природе (так называемая "вторая философия", или "физика"). Но наиболее ценной из наук, которая представляет собой не средство, а цель человеческой жизни и источник наслаждения, есть наука о основополагающие устои бытия как такового и о истоки и причины всего сущего. Она является первой по значению и ценности.
Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального постижения мира, но подчиненной тому знанию, которое содержится в религиозном откровении. Вместе с тем следует иметь в виду, что в средние века был сделан заметный шаг в развитии метафизической проблематики, вызванный особым вниманием к внутренней жизни личности (следствие принятия христианства). В частности, в средневековой схоластике впервые разработано учение о трансценденталії, то есть наиболее универсальные рода бытия, которые выходят за пределы, переступают их. Среди последних особенно заметным был анализ таких трансценденталій, как единое, истинное, добро, а также понятий "случайное" и "необходимое", "действительное" и "возможное".
Большой вклад в разработку и обоснование классической метафизики сделано в Новое время. Это связано с окончательным же-відособленням человека в структуре сущего, со становлением суверенного субъекта общественной жизнедеятельности, познания и преобразования мира.
Как раз здесь возникает самостоятельный душевный мир, - отсюда берет начало интенсивная внутренняя жизнь личности как необходимая составляющая социокультурного обустройства человеческого бытия. На смену авторитету богословия пришла наука, которая подчинила себе метафизику и задала парадигму познанию мира. Следовательно, основной чертой метафизики Нового времени является сосредоточенность на вопросах гносеологии, превращение ее в метафизику, прежде всего - познание.
Определяющим измерением новоевропейской культурной парадигмы, унаследованной немецкой классической философией, является тезис о самосознании как стержневую характеристику мироздания. Это логоцентризм, моністичність мировосприятие, неограниченная вера в науку и общественный прогресс, в торжество просветительских идеалов свободы, равенства, братства, уверенность в их окончательной реализации. В конце концов - это вера в самосознательного индивидуума и возможность рационально совершенного обустройства бытия. То была эпоха исторического оптимизма. Исходные ориентиры разума и разумного устройства мира утверждалось не иначе как исторические априори. То есть как само собой разумеющиеся, выходные, самоочевидные истины.
Этапными здесь есть фигуры Декарта, Канта, Гегеля. Сначала Декарт делает принципиальный методологический шаг, положив в основу рационального обустройства мироздания принцип cogito - прозрачного, внутренне достоверного опыта индивидуального сознания, которая, будучи внутренне связан с постоянными сомнениями и рефлектуючи над собой, предстает как самосознание. Индивид, как сознательный и способен к постоянной рефлексии, становится основой всей социокультурной модели обустройства бытия. Такова основная тенденция эпохи модерна, которая протянулась от начала Нового времени до середины XX века.
Следующий шаг на этом пути осуществил Кант. Он переориентирует метафизику как науку об истоках бытия - в метафизику как умозрительную картину мира, которой присущ специфический методологический инструментарий. Выделив и разведя розсудок и ум, он показал, что погрешности старой метафизики заключаются в некритичнім вынесении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Кант сделал значительный вклад в осмысление самих истоков метафизики. Он показал антиномічність, внутреннюю противоречивость разума, что проявляется в попытках его применения во время создания синтетической картины мира. Особенно весомым стало раскрытие богатства инструментария трансцендентальной философии - возможностей самого способа трансцендування как вынос за пределы, которое имеет огромную значимость во время рассмотрения наиболее принципиальных вопросов теоретического и практически-духовного освоения мира. Глубоко эвристическим оказалось различение метафизики природы и нравственной метафизики. Кант показывает, что противоречия разума находят в последний свое практическое решение.
Апофеозом утверждение классических метафизических подходов стала философия Гегеля в контексте принципа тождества мышления и бытия. В рамках данной тождественности истина представляет собой поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент этого развития. Гегель сделал разум носителем истинного познания, а диалектику - методом постижения противоречий и развития понятий.
Розсудкову же деятельность отнесена к делах, в удовлетворении необходимым визначеностей, сфера рассмотрению которых и является полем деятельности метафизического метода.
Вместе с тем, наряду с различением двух методов познания, Гегель потрактовував свою философию как истинную метафизику как науку наук, вершину познавательного опыта человечества. Система его была завершенной и разноплановой, а работы его поражают своей глубиной, оригинальностью наблюдений и відшліфованістю мысли, филигранностью в работе с понятием. И все же классическая метафизика подвергается критическому переосмыслению.