Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Метафизическая и постметафізична сутки в европейской гуманистици

Достижения и недостатки европейской гуманистики

Не затрагивая всех аспектов истории европейской цивилизации, можно констатировать с полной уверенностью: она, эта история, произошла. Пусть непросто, с постоянными коллизиями, драмами, конфликтами, войнами, достижениями и потерями, но все же состоялась и продолжает свой временной отсчет. Среди найвідмітніших ее признаков было то, что на протяжении веков, начиная с первых шагов, внимание к человеку, его запросов и надежд, ее надежд на лучшую долю, ее веру в добро, были среди определяющих в ряде ценностей, ценностных доминант и нравственных ориентиров европейского типа культуры. Здесь можно выделить такие этапные шаги, как становление развитых демократий и властных структур, возникновение и развитие науки, философии, образования, медицины и т.д., утверждение на европейской земле христианских ценностей, возникновение и упадок тех или иных государств. Затем подоспело становление и продвижение современной научно-технической цивилизации, ее переход от индустриальной к постиндустриальной эпохи, а также переход соответствующего ей типа умонастроения и культуры от модерна к постмодерну.

Все упомянутые процессы, где тесно переплетаются и объективные закономерности, и значительные, порой титанические усилия субъектов жизнедеятельности, не могли ощутимо не сказаться на выразительных характеристиках социокультурного обустройства, на общественном самопочуванні и самосознании конкретных субъектов жизнедеятельности.

Соответственно каждый новый шаг в общественном развитии, переход от одной эпохи в истории европейской цивилизации к другой высвечивал все новые и новые грани в становлении человеческой субъективности и человеческой природы в целом. Этапные шаги на этом пути: открытие сферы духовного и прежде всего определение ее внутренней структуры (еще в античные времена); пробуждение интереса к глубинам индивидуальной человеческой души и раскрытия самых сокровенных ее уголков с переходом к эпохе христианства; развертывание многоцветной палитры человеческого существования усилиями культурных деятелей Возрождения, становления и утверждения личности как самосознательного субъекта общественной жизнедеятельности и культуры в Новое время. Без всего этого не состоялся бы научно-технический прогресс, плодами которого пользуются сотни миллионов людей. Без этого не могли бы развиться в таких масштабах искусство, литература, кино, телевидение и т.д., которые сегодня является достоянием всего человечества. Самое же главное - без такого опыта исканий и достижений, надежд и потерь, взлетов и падений не было бы того, на чем держится нынешняя, пусть не совсем крепкая и сбалансированная, цивилизация. Имеем в виду веру в человека, в ее потенциальную возможность постоянно утверждать человеко-мерные основы собственного существования, в ее способность оставаться человеком при любых обстоятельствах.

Конечно, европейская гуманістика не является однозначной. Особенно остро это проявилось сегодня. Высокие идеалы эпохи Просвещения (идеалы свободы, равенства, братства, веры в науку и научно-технический прогресс, постоянное совершенствование собственного социокультурной среды) в столкновениях с реалиями XX века оказывались не такими надежными и крепкими, а порой и наоборот. Речь идет и об ужасающих кризиса перепроизводства и депрессии, и о перманентные войны (вплоть до мировых), и катастрофическое снижение не только норм и принципов морали, но и самоценности человеческой жизни. Речь идет о авторитарные и тоталитарные режимы, которые время от времени возникают в разных регионах планеты.

Далее - речь идет о застенки карательных органов, о тюрьмы и концлагеря (которые возникли именно в XX веке), репрессии и депортации, целый ряд глобальных проблем и периодическое обострение межнациональных отношений.

В конце концов, речь идет о разновекторные пагубные воздействия на общественное самочувствие личности, процессы стерео-типизации, массовости, манипулирования людьми, их поведением и психикой, об углублении уединение, отчуждение, монадологізації жизни людей, которые постоянно испытывают стрессовые нагрузки.