Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2. Антикласицизм в философии XX в.
Иррационализм.
Развитие философской мысли конца XIX - начала XX в. не ограничивается антикласичними орієнтаціями. им всегда противостояли философские течения, которые защищали классику: неокантіанство, неогегельянство и др. В отличие от классической философии, которую интересовали рациональные формы духовной деятельности человека, в XX в. стали больше внимания уделять целостности, спонтанности человеческого духовного опыта, изучению специфики нерациональных элементов: безусвідомлених процессов, инстинктов, интуиции, эмоционально-волевых актов. Эти формы нерационального человеческого духа неотделимы от рационально-рассудочного, то есть от мышления, размышлений с помощью понятий, расчета и логических процедур и др. И нерациональное внутри человеческой психики все же отличается от рационального. Отказ от примата познавательно рациональных процессов и форм, перенос акцента учение с противоречивой целостности социально-исторической, жизни индивидов, их познания и действия на различные нерациональные элементы психики: волю, инстинкт, безусвідомлений поезд и др. стало новым направлением в философии - ірраціоналізмом.
Корни теории иррационализма стоит искать в философии XIX в., когда на арену идейной борьбы вышли немецкие философы Артур Шопенгауэр и Фридрих Ницше, которые отстаивали примат воли перед разумом, то есть выступили против идей Иммануила Канта. Объявив человеческую волю независимой от разума, философы представляли ее «абсолютно свободным желанию», родственным «несповщуючим силам» Вселенной, что выступает першопочатком бытия. Фридрих Ницше поставил в центр философии волю, но волю, взятую как «волю к власти». Объясняя жизнь как «специфическую волю к аккумуляции силы», Фридрих Ницше утверждал, что жизнь сама собой «стремится к максимуму чувства власти», считал волю к власти стимулом, что определяет деятельность человека. Пытаясь свести разное качественное состояние психики к единой основы, Фридрих Ницше вводит понятие «воля к власти». Впоследствии от психологического объяснения понятия «воля к власти» переходит к онтологического, то есть объяснения как сущего, стремится философски обосновать культ сверхчеловека. Учение Фридриха Ницше о сверхчеловеке основывается на положениях, что, во-первых, ценность жизни является единственной безусловной ценностью и совпадает с уровнем «воли к власти»; во-вторых, существует природное неравенство людей, обусловленное различием их жизненных сил и «воли к власти»; в-третьих, сильный человек является абсолютно свободным и не связывает себя никакими морально-правовыми нормами. Появление иррационализма в философских системах Артура Шопенгауэра, Фридриха Ницше, Освальда Шпенглера и других объясняется социальной дестабилизацией общественной жизни, бунтарским недовольством существующими порядками и хаотичностью протестов обыденного сознания в условиях кризиса цивилизации.
В начале XX в. широкую популярность приобретает одна из разновидностей иррационализма - учение французского философа Анри Бергсона, в котором основную роль играет понятие жизни как непрерывное творческое становление. Для Анри Бергсона жизнь - это метафизический космический процесс, могучий поток творческого формирования: с ослаблением напряжения жизнь распадается, превращаясь в материю, то есть бездушную массу. Человек объясняется как творческое существо, способность к творчеству которой определяется иррациональной интуицией, как Божий дар дается лишь избранным. Так, Анри Бергсон приходит к элитарной концепции культуры. Он видел приспособление интеллекта человека к окружающему миру, возможности которого ограничены.