Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
2. Антикласицизм в философии XX в.
Махізм. Емпіріокритизм.
В начале XX в. проблемы нерациональных форм человеческого духа отражаются в философских системах: махізм и эмпириокритицизм, у истоков которых стояли выдающиеся физик и физиолог Эрнст Мах и Рихард Авенариус. Толчком формирования философской системы стало бурное развитие физиологии и психологии органов чувств. Наука смогла исследовать различные виды чувств животных и человека с позиций их количественных характеристик (интенсивность, порог чувств и др.). Это породило проблему взаимодействия физического и психического, их взаимопереходе. Сделана попытка преодолеть отрыв психического от физического, наук о человеке - от наук о природе.
Отвергая объективность мира, что существует независимо от человека и его чувств, Эрнст Мах и Рихард Авенариус за первооснову взяли именно чувств человека, сведены в комплексы чувств. О физическом человек знает с помощью психического, а у источников психического лежат комплексы чувств человека, то есть это означает, по сути, что нет резкой границы между физическим и психическим. Комплексы чувств должны быть отнесены к миру вне человека (атомы исследуются физикой, а человек и его чувства - физиологией). Отвергая понятие материя, Рихард Авенариус делает вывод об общем единстве мира: любое бытие по своему содержанию понимает как чутье, а по форме - как движение.
Сформулированная в начале XX в. субъективная философская концепция ставила на базе естественно-научного опыта изучать приземленные, элементарные проявления человеческого духа, соединяя человека с миром, чем отделяя ее из мира, поддерживала тенденцию на отказ от ориентации классической философии на изучение высших образцов духовного, психического в человеке, в его нравственности.