Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
1. Философские системы XX вв. Основные направления

Неоклассическая философия.

В конце XIX - начале XX в. значительным шагом в становлении философской теоретической мысли, по сравнению с предыдущим развитием философии, стал в основном отход философии от принципов классической философии. В XIX в. немецкая классическая философия, казалось бы, продемонстрировала то, что может дать философское рассуждение, имеющее предметом вечные вопросы бытия человека: Что есть человек? Что может человек? На что способен человек? На что может надеяться и надеяться человек? Такие рассуждения составили самую совершенную и безупречную, с позиций логики, философской системе Георга Гегеля, которая базировалась на философском идеализме и диалектике. Рубежом между немецкой классической философией, что якобы суммировал двух с половиной тысячелетний развитие философской мысли, стал марксизм.

В марксизме, по выражению Фридриха Энгельса, философия поставлена «с головы на ноги». Восприняв от Георга Гегеля диалектические принципы развития и взаимной обусловленности явлений, Карл Маркс оттолкнулся от материалистической версии решения основного вопроса философии, сделал открытие, которое сам назвал материалистическим пониманием истории человечества. По концепции, общественное бытие определяет общественное сознание и различные ее формы, в том числе и философию, в самых разных ее ипостасях. Историческое значение классической буржуазной философии заключается в том, что обоснованы возражения феодальной идеологии. Характерной чертой немецкой классической философии является безграничная вера в Разум, в способность познать мир и установить «царство Разума». Классическая философия исходила из главного принципа рационализма - с признания ума основного познания и поведения человека, что за своими внутренними наклонностями и способностями является разумным существом и осознает собственные возможности, организует свою жизнь на рациональных основах. Представители классической философии в основном полны познавательного оптимизма, уверенности в том, что рациональное познание является той силой, которая впоследствии даст возможность решить все проблемы человечества. И уже в момент наивысшего развития классической философии, в ее недрах начали действовать тенденции, направленные на ее возражения.

Диалектическому учению Георга Гегеля противопоставляется иррациональное учение о мировой воле Артура Шопенгауэра. Суть человека составляет надлежащая от разума воля - слепое хотение, неотделимо от телесного существования человека, которая является проявлением космической мировой воли, основой и истинным смыслом всего сущего. Позитивистская концепция Огюста Конта составляла вторую тенденцию. Огюст Конт считал, что философия не является наукой с собственным объектом. Позитивизм как философское направление основывается на принципе: истинное знание достигается лишь как результат отдельных конкретных наук. Идеи Огюста Конта оказались созвучными с идеями английских философов Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера. В конце XIX в. идеи позитивизма развивали представители эмпириокритицизма Эрнст Мах, Рихард Авенариус, а в XX в. возникает неопозитивизм и постпозитивизм.