РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 76. Связь организма человека с
внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение
анализаторов
Образовательная цель: сформировать знания о
систему органов чувств и их значении для ориентировки во внешнем
среде; ознакомиться с общим принципом структуры и функций сенсорных
систем.
Основные понятия и термины:
анализаторы, сенсорные системы, органы чувств, рецепторы, детекторы, адаптация,
последействие.
Оборудование: картина «Анализаторы»,
портрет И.П. Павлова.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
I. Актуализация опорных знаний
учащихся.
Беседа:
- С какими органами чувств у высших
животных вы ознакомились, изучая курс «Животные»?
- Как можно ориентироваться в внешнем
мире?
- Какие органы для этого необходимы?
II. Мотивация учебной деятельности.
В своем рассказе «Мікромегас»
Вольтер завидует герою, человеку с Сириуса, у которого было 72 органы чувств. Или
стоит завидовать сиріусиянину? Какие органы чувств есть у человека?
III. Изучение нового материала.
1. Вклад И.П. Павлова в учении о
анализаторы и изучения значение анализаторов в нервной деятельности. (Рассказ
учителя).
2. Общий принцип структуры,
функций анализаторных систем. (Рассказ учителя с элементами беседы).
На доске изображена схема структуры
сенсорных систем, учащиеся записывают ее в тетради.
Рецепторы → нервные волокна → зоны коры больших полушарий головного
мозга.
- Каково значение каждой из этих частей?
Система, обеспечивающая восприятие и
переработку информации относительно явлений внешней и внутренней среды организма,
называется анализатором (по И.П. Павловым), или сенсорной системой.
3. Показатели, по которым можно
охарактеризовать каждое ощущение: пространственное и временное восприятие, интенсивность
и качество. (Рассказ учителя.)
4. Значение изучения органов чувств
для психологии, медицины, кибернетики, бионики. (Рассказ учителя с
элементами беседы; сообщения учащихся о создании технических систем, роботов).
IV. Закрепление изученного материала.
Ученики выполняют задания:
В ячейки вписать названия сенсорных
систем.
1. Зрительная
2. Слуховая
3. Вкусовая
4. Обонятельная
5. Дотикова
Беседа:
- Почему для нормальной работы
любого анализатора необходимо, чтобы были невредимы все его части?
- Обонятельный рецептор воспринимает запах
аммиака в мизерной концентрации, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то
никакой реакции организма не будет. Почему?
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Подготовить сообщение
«Иридодиагностика».