Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 76. Связь организма человека с внешней средой. Общая характеристика сенсорных систем. Строение анализаторов

 

Образовательная цель: сформировать знания о систему органов чувств и их значении для ориентировки во внешнем среде; ознакомиться с общим принципом структуры и функций сенсорных систем.

Основные понятия и термины: анализаторы, сенсорные системы, органы чувств, рецепторы, детекторы, адаптация, последействие.

Оборудование: картина «Анализаторы», портрет И.П. Павлова.

Структура урока, основное содержание и методы работы

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

Беседа:

- С какими органами чувств у высших животных вы ознакомились, изучая курс «Животные»?

- Как можно ориентироваться в внешнем мире?

- Какие органы для этого необходимы?

II. Мотивация учебной деятельности.

В своем рассказе «Мікромегас» Вольтер завидует герою, человеку с Сириуса, у которого было 72 органы чувств. Или стоит завидовать сиріусиянину? Какие органы чувств есть у человека?

III. Изучение нового материала.

1. Вклад И.П. Павлова в учении о анализаторы и изучения значение анализаторов в нервной деятельности. (Рассказ учителя).

2. Общий принцип структуры, функций анализаторных систем. (Рассказ учителя с элементами беседы).

На доске изображена схема структуры сенсорных систем, учащиеся записывают ее в тетради.

Рецепторы нервные волокна зоны коры больших полушарий головного мозга.

- Каково значение каждой из этих частей?

Система, обеспечивающая восприятие и переработку информации относительно явлений внешней и внутренней среды организма, называется анализатором (по И.П. Павловым), или сенсорной системой.

3. Показатели, по которым можно охарактеризовать каждое ощущение: пространственное и временное восприятие, интенсивность и качество. (Рассказ учителя.)

4. Значение изучения органов чувств для психологии, медицины, кибернетики, бионики. (Рассказ учителя с элементами беседы; сообщения учащихся о создании технических систем, роботов).

IV. Закрепление изученного материала.

Ученики выполняют задания:

В ячейки вписать названия сенсорных систем.

 

 

1. Зрительная

2. Слуховая

3. Вкусовая

4. Обонятельная

5. Дотикова

Беседа:

- Почему для нормальной работы любого анализатора необходимо, чтобы были невредимы все его части?

- Обонятельный рецептор воспринимает запах аммиака в мизерной концентрации, но если капнуть аммиаком на обонятельный нерв, то никакой реакции организма не будет. Почему?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Подготовить сообщение «Иридодиагностика».