Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 6 классов

Урок № 76

Тема. Раскрытие скобок

 

Цель: основываясь на известных учащимся свойствах сложения рациональных чисел, сформулировать правила раскрытия скобок и выработать умение применять эти правила при решении упражнений на вычисления и упрощения выражений.

Тип урока: усвоение новых знаний, умений и навыков.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания

1. Собираем тетради на проверку после выполнения самостоятельной работы.

2. Самостоятельная работа.

 

Вариант 1

Вариант 2

1. Выполните действия:

а) -10 - 7; б) 4,6 - 9,2;

в) 0 - 8,9; г) -5,3 - (12,16);

д) -; е) 2-

а) 36 - 87; б) 16,8 - (-2,6);

в) 0 - 7,6, г) -17,9 - 10,1;

д)- -; е) 2-

2. Найдите значение выражения:

а) -47 + 83 - 35 + 69,

б) -14,37 - 11,64 - (-23,85) + (-18,03)

а) -36 + 79 - 42 + 79;

б) 2,4 + (-5,36) - (-0,84) + (-3,24)

3. Упростите выражение

73 - а - 32,4 + а

8,4 + m - m - 18,3

 

II. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Вычислите:

а)

б)

в)

2. Среди выражений найдите уровне:

a) a + (b + c);

б) а - (b + с);

в) (а + b) - с;

г) a - b - c;

д) а + b - с;

е) a - c + b;

ж) а + b + с;

с) а + с - b;

к) а;

л) +а;

г) -(-а).

3. Прочитайте записи, используя слова «число, противоположное...»:

а) -(-5); б) -3,2; в) ; г) -; д) -(а + 1); е) -(-а).

Как упростить эти записи?

4. Замените вычитание добавлением в выражениях:

а) 4 - 6; б) 4 - (-6); в) а - b; г) а - (b + с); д) а - (-b + с).

5. Вычислите удобным способом: -3 + (3 + (-5)); -12 + (-14 + 28).

 

III. Формирование знаний

@ Эта тема является очень важной для успешного изучения математики в последующих классах. Поэтому надо, уже начиная с этого урока, требовать от учащихся понимания и точного усвоения и воспроизведения правил раскрытия скобок; не менее важным является и отработка навыков применения этих правил для упрощения выражений. Для лучшего понимания (а следовательно, и запоминания) правил предлагаем немного отступить от текста изложения материала, который традиционно представлены в учебниках, а именно: сначала опять же на конкретных примерах показать выполнение этих правил (не забывайте - шестиклассники пока что в основном имеют конкретное, а не развито логическое мышление), а потом уже формулировать соответствующие общие правила.

Мотивация учебной деятельности

Упражнения № 2-5 (см. устные упражнения) нам показывают, что, во-первых, есть такие свойства, которые помогают изменять порядок выполнения действий в выражениях, а также, во-вторых, заменять одни действия другими.

Сегодня на уроке мы узнаем о еще один способ «превращения» выражений, а именно: «раскрытие скобок».

Раскрытие скобок, перед которыми стоит знак «+»

Задача 1. Вычислите значения выражений и сравните результаты.

а) 11 + (45 - 17);

б) (11 + 45) + (-17);

в) 11 + 45 - 17;

г) 11+ (-17 + 45);

д) 11-17 + 45;

есть) (11 + (-17)) + 45.

Решения. Понятно, что после выполнения действий во всех выражениях получим одинаковое значение выражений, а именно: 39. Сравнив сами выражения, видим, что они отличаются только наличием или отсутствием скобок, поэтому можно записать 11 + (45 - 17) = 11 + 45 - 17, видим, что этот результат можно было получить, раскрыв скобки, а потому делаем вывод 1.

Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+», надо: 1) опустить скобки и знак «+», что стоят перед ними; 2) записать все слагаемые со своими знаками: a + (b + c) = a+b+c.

Например,

 

Задание 2. Вычислите значения выражений и сравните результат: а) -6 + 4; б) -(-6 + 4); в) 6 + (-4).

Решения. Очевидно, что имеем в п. а) -2, а в п. б), в) 2. Можем записать это так: -(-6 + 4) = 6 + (-4) - это число, противоположное значение выражения (-6 i 4).

Сравнив записи, заметим, что выражение, противоположный суммы, является также сумма, но слагаемые являются противоположными данных.

Вывод 2. Выражение, противоположный суммы, есть сумма противоположных слагаемых.

Например

а) -(3 - 4) = -(3 + (-4)) = -3 + 4 = 1;

б) -(a + b)= -a + (-b) = -a - b;

в) -(a - b + c) = -a + (b) + (-c) = -a + b - c.

Правило раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-»

Задача 3. Используя правило вычитания, раскройте скобки в выражении-5 - (3 + 7).

Решения.

5 - (3 + 7) = 5 + ( - (3 + 7)) = 5 + (- 3 - 7) = 5 - 3 - 7 = -5 или, заменив числа на буквы, имеем:

a - (b + c) = a + (- (b + c)) = a + (-b - c) = a - b - c.

Сравнив записи, которые мы имели с дужками, и записи, которые не содержат скобок, приходим к выводу, что скобки, перед которыми стоит знак «минус», раскрываются так.

Вывод 3. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «минус», надо:

1) опустить скобки и знак «-», стоящий перед ними;

2) все слагаемые, стоящие в скобках, записать с противоположными знаками.

Например

1)

заменим на противоположные

 

 

опускаем

 

 

 

 

 

заменим на противоположные

 

 

 

опускаем

 

III. Закрепления знаний. Усвоение умений

Устные упражнения

1. Правильно ли раскрыты скобки?

а) 3 + (-5 - 2) = 3 - 5 - 2;

б) 3 - (-5 + 2) = 3 + 5 - 2;

в) 3 - (5 - 2) = 3 - 5 - 2;

г) 3 - (5 + 2) = 3 - 5 + 2.

2. Заполните пропуски ... соответствующими знаками («+» или «-»), чтобы раскрытие скобок было выполнено правильно:

а) -3 - (m + n) = ... 3 ... m ... n;

б) 5 + (-a + b - c) = ... 5 ... a... b. . с;

в) 7 - (-k + г + t) = ... 7... k ... p ... t;

г) m + 3 - (m - n + 4) = ... m ... 3 ... m ... n ... 4;

д) m + 3 - (m - n) + 4 = ... m ... 3 ... m ... n ... 4.

@ Типичная ошибка учащихся во время раскрытия скобок, перед которыми стоит знак «-»: меняют знак всех слагаемых - и тех, что стоят в скобках, и тех, что стояли вне скобок. Поэтому, чтобы предупредить эти ошибки, сразу обращаем внимание на тот момент, что во время раскрытия скобок меняется знак только в тех слагаемых, стоящих в скобках.

 

Письменные упражнения

I уровень

1. Вычислите:

а) - 6 + 9 + 6;

б) - 7 + 9 + (- 2);

в) - 5 + 31 + 5 + (- 31);

г) - 27 + 5 + (- 4) + 27;

д) - 7 + 11 + 8 - 12;

есть) 3 + 7 + (- 3) + (- 1).

2. Раскройте скобки:

а) 5 + (m - n);

б) 7 - (-а + b);

в) -3 - (m + n);

г) 5 - (а - b + с).

3. Раскройте скобки и упростите выражение:

а) 0,9 - (а + 3,7);

б) - (4 - а + 0,2) - 11,8;

в) b + (7,8 - b - 1,9),

г) - (а + 5,1) - (-а - 4,9).

 

II уровень (если успеем)

4. Упростите выражение a + b - (b - c) + d и найдите его значение, если a = -3,1; b = 0,017, с = -0,2; d = -5.

 

V. Итог урока

Вопрос к классу

1. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «+»?

2. Как раскрыть скобки, перед которыми стоит знак «-»?

 

VI. Домашнее задание

1. Раскройте скобки и найдите значение выражения:

а) - 32 - (53 - 72);

б) 40 - (- 17 + 35);

в) - 12 + (- 32 - 17);

г) - 3,8 -(-8,1+ 3,9);

д) 7,5 + (- 8,4 + 7);

есть) .

2. Упростите выражение:

а) -0,24 - (5,6 - а);

б) 4,1 - (5,2 + b - 1,5);

в) - (-5 + а) - 7,2;

г) - (а - 6) + (4,2 + а - 5,8).

Упражнения на повторение

1. Периметр треугольника ABC равен 15 см. Длина стороны АВ составляет 44 % периметра, а длина стороны ВС составляет длины стороны АВ. Какова длина стороны АС?

2. Решите уравнение: а) 5 + х = -7,8; б) 4 - х = -1,2.