Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Урок № 75

Тема. Решение систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки

 

Цель: закрепить знание алгоритма решения систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки; усовершенствовать умения и навыки, необходимые для применения названного алгоритма; повторить материал предыдущей темы относительно количества решений системы линейных уравнений в зависимости от соотношения соответствующих коэффициентов уравнений.

Тип урока: усвоение умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

2. Состояние выполнения домашнего задания.

 

II. Проверка домашнего задания

@ Поскольку для решения в домашнем задании было предложено 4 системы, одну из которых надо было прокомментировать по алгоритму, то работу с проверки домашнего задания можно организовать так: учащиеся распределяются на группы по номеру задания, которое они комментировали, и в течение 3-5 минут обсуждают свои решения и готовят презентацию своего решения. Через 5 минут каждая группа презентует решения, при этом иные группы получают задание:

1) проверить правильность выполнения;

2) ставить вопрос относительно решения (если они возникают).

 

III. Мотивация учебной деятельности. Формулировка цели и задач урока

Предлагаем сначала для самостоятельного решения систему:

и даем задание:

сравнить с системами, предложенными в домашнем задании.

В чем совпадают?

(Ответ. Ни одного коэффициента, который равнялся бы ± 1.) Итак, после обсуждения приходим к необходимости совершенствования умений по применению алгоритма решения систем уравнений способом подстановки.

 

IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений

1. Пара чисел является решением уравнения х - 3у = 7. Найдите неизвестное число в паре: (...; 6); (0; ...); (-5; ...); (...; 0).

2. В какой точке пересекаются прямые:

1) х - у = 3 и у = 3;

2) 5х + у = 4 и х - 0,2 = 0;

3) у = 0 и 6х - 11у = -18;

4) у = х и 3х - у = 0?

3. Первое уравнения системы у = х - 2. Подберите для системы второе уравнение так, чтобы эта система:

1) имела единственное решение; 2) не имела решений.

4. Решите систему:

1) 2) 3)

 

V. Совершенствование знаний

@ На этом уроке желательно провести работу так, чтобы учащиеся еще раз осознали: 1) выбор переменной, исключается из одного из уравнений системы,- дело очень ответственное; 2) алгоритм решения систем линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки можно несколько трансформировать (в п. 1), а именно: выразить не переменную, а ее линейную комбинацию (то есть, выражать не х, а 2х и т.д.). Лучше всего все это делать, как и на предыдущем уроке, на примере решения конкретной системы.

Но сначала обращаемся к № 3 домашнего задания.

Если 2а = b + 1, то:

1) -2a = -(b + 1),

2) 4a = 2 · 2a = 2 · (b + 1);

3) 6a = 3 · 2a = 3(b + 1);

4) ;

5) 2a + 3 = (b + 1) + 3 = b +4.

 

Пример (см. мотивация)

Комментарий

1.

1. Поскольку ни один из коэффициентов при переменных не равен ± 1, а коэффициенты при х пропорциональные (кратные), то будем выражать 2у из первого уравнения:

2у = 5х - 1.

2.

2. Поскольку 4у = 2 · 2у, то подставим во второе уравнение вместо 2у его выражение через х и получим систему.

3.

Ответ. (1; 2)

3. Решим второе уравнение системы.

 

 

4. Найдем соответствующее значение второй переменной и запишем ответ

 

@ Вопрос о решение систем линейных уравнений, не имеющих кратных коэффициентов при одной из переменных либо вообще не имеют вида линейных уравнений, также вынесены на урок, и решение этих вопросов связано со способами действий решения уравнений, имеющих вид дробей с натуральными знаменателями.

Не забывайте о равносильные преобразования уравнений.

VI. Совершенствование умений

Выполнение письменных упражнений

1. Решите систему уравнений способом подстановки:

1) 2)

2. Решите систему уравнений:
1)

2)

3)

4)

5)

6)

3. При каких значениях а система уравнений не имеет решений?

 

VII. Итог урока

Решить систему уравнений, сделав подстановку удобным способом:

 

VIII. Домашнее задание

Превратив каждое уравнение к виду ах + by = с, решите систему уравнений способом подстановки:

№ 1.

№ 2.

№ 3.

№ 4.

№ 5. Найдите НСК чисел: 1) 2 и 3; 2) 2 и 5; 3) 13 и 7; 4) 9 и 12.