7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 5
Тема урока. Виражальна роль темпа, сольфеджування упражнений. Разучивание песни "Украина" сл. и муз. Т. Петриненко.
Слушание музыки. Л. ван Бетховен. Увертюра "Еґмонт"
Цель урока: углублять знания учащихся о музыкально-выразительные средства, в частности темп и применить на музыкальном материале; развивать музыкальную память, ритмический слух, певческие навыки; воспитывать любовь к Родине.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-записи музыкальных произведений, портрет Л. ван Бетховена.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Дети, с услышанной темы вы уже догадались, что основное внимание мы сегодня обратим на темпы и их роль как выразительного средства в музыке.
- Вы представляете музыкальные произведения, которые исполняются все в одном темпе?
- Имели бы они свое совершенство?
- Если нет, то почему?
Темп вместе с другими элементами музыкального языка характеризует музыкальный образ произведения. Темпы бывают: медленные, умеренные и быстрые. Посмотрите на упражнение и укажите:
1. В каком темпе ее нужно выполнять?
2. Характеристика упражнения.
3. Сольфеджування и пение со словами.
IV. Разучивание песни „Украина” современного украинского певца и композитора Тараса Петриненко, песни которого популярны в наше время и исполняются по радио и на телевидении.
Украина!
Слова и музыка Т. Петриненко
Потому мы кохаєм до умопомрачения,
И еще не скоро наш конец,
Еще, может, нашими сердцами
Розпалим тысячи сердец.
Еще свеча наша не сгорела,
Еще наша молодость при нас,
А то, стоит ли наше дело, -
То скажут люди, что скажет время.
Припев:
Украино, Украино!
После далеке дорог
верное сердце твоего сына
я кладу тебе к ногам
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика и определение идеи слов песни.
4. Разучивание песни провожу за нотным текстом:
- определить тональность произведения.
- размер, что он означает?
- какой темп мелодии песни?
Песню разучиваю по фразам, обращая внимание на заліговані ноты и ритмический рисунок.
V. Слушание музыки. Увертюра „Еґмонт”.
1. Можно дать послушать произведение, чтобы учащиеся самостоятельно попытались определить композитора по характеру музыки, почувствовать бетховенскую мощь и драматизм, а также услышали построение увертюры.
2. Рассказ.
Среди героических произведений Л. ван Бетховена большое место занимает музыка к трагедии Гете „Еґмонт”. Вспомните, что мы называем увертюрой?
Увертюра - оркестровое вступление к опере, но она может быть и самостоятельным произведением.
Героическое искусство Бетховена рождалось под влиянием Великой Французской революции, (а Бетховен в то время живу в Париже). Когда пала Бастилия, Бетховену было 18 лет, и он не раз слышал революционные песни, стихи, лозунги. Композитора полностью захватили идеи революции. И вот одну за другой он создает „Героическую” симфонию, „Апасіонату”, оперу „Фиделио”. Трагедия Гете заполонила ыла Бетховена своим героическим содержанием. Сюжет этой музыки связан с историей борьбы Нидерландов в 16 в. с Испанией за свою независимость. Одним из вождей, которые возглавляли борьбу, был граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Имя Еґмонта стало знаменем борьбы и победы. Еґмонт в борьбе погибает, но народ заканчивает начатое дело и побеждает. Увертюра - произведение одночастинний, в ней Бетховен сумел показать моменты развития трагедии в сокращенной форме. Это программное произведение.
3. Повторное слушание.
4. Характеристика услышанного произведения.
Увертюра начинается мрачным, трагическим вступлением, в котором слышится мотив испанского танца. Основная часть - аллегро показывает столкновение и борьбу двух тем: темы Еґмонта - стремительной, напряженной, и второй темы - испанской. В конце аллегро печальные аккорды (смерть Еґмонта) является переходом к торжественного победного марша - финала.
- Итак, в этом произведении мы услышали сколько образов?
(Три - образ столкновения, борьбы и победы. Это и составляет содержание всего музыкального произведения).
VI. Итог урока.