7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 6
Тема урока. Виражальна роль ритма, ритмическая упражнение. Работа над песней "Украина" Т. Петриненко. Слушание музыки. М. Равель. "Болеро"
Цель урока: закрепить знания учащихся о музыкальный ритм и его значение в мелодии; развивать у детей музыкально-ритмический слух и вокальные навыки; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, портрет М. Равеля.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
III. Актуализация опорных знаний учащихся.
Дети, понятие „ритм” вам известно давно. Вы знаете, что ритм является главным компонентом для создания мелодии. В совокупности с метром и темпом ритм определяет движение, организованность и характер музыкального произведения. Большое значение для ритма имеет точка около ноты, которая образует пунктирный ритм. Посмотрите на такое упражнение и охарактеризуйте ее.
- Давайте проплескаємо ритм этого упражнения, выдерживая четвертную с точкой.
(Дети проплескують ритм).
- А сейчас запишем ритмический диктант. Я о хлопаю ритмический рисунок, а вы, определив размер и длительности нот, запишете в тетради.
IV. Работа над песней „Украина”.
Работаю над характером исполнения песни, чистотой интонирования, динамикой, ритмом. Желающих опитую на оценку.
V. Слушание музыки.
1. Рассказ.
Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним музыкальным образом. Это танец „Болеро”. Но чтобы понять музыку М. Равепя, обращение его к жанру симфонической музыки, нужно знать о влиянии среды, в которой жил и творил этот французский композитор.
Морис Равель вошел в историю западноевропейской музыки как продолжатель традиций Клода Дебюсси, представителя музыкального импрессионизма, который повлиял на музыку в области средств выразительности. Значение мелодии ослабевает, возрастает роль гармонического языка и оркестрового стиля.
М. Равель родился в 1875 году в городке Сибур, недалеко от испанской границы. От матери Равель унаследовал любовь к испанской музыке, что нашло выражение в произведениях „Хабанера”, „Болеро”, „Испанская рапсодия”. „Болеро” оказался своеобразным итогом всего творческого пути композитора. Произведение было создано по заказу Иды Рубинштейн, известной танцовщицы. Однако „Болеро” - не просто испанский танец, а развернутый, симфоническое произведение, в котором воплощена стихия четкого движения, непрерывного нарастания. По композиционной структурой произведение построено на неизменности трех главных компонентов - ритма, мелодии и темпа. Меняется только динамика и тембровая палитра.
Ваша задача - определить на слух тембры инструментов.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Определили ли вы, что в произведении главное? Сколько тем вы слышите? (Две)
- Что напоминает начало „Болеро”?.
„Болеро” начинается едва слышным дробью малого барабана, изображающий традиции народного музицирования: хлопки в ладоши, щелчки кал притопи каблуков, а потом появляется мелодия.
- Что характерно для ритма произведения?
Ритмический рисунок не меняется до конца произведения, а мелодии идут без изменений одна за другой, повторяясь дважды.
4. Повторное слушание.
VI. Итог урока.