7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 4
Тема урока. Определяющие стороны мелодии. Работа над песней "Улыбайтесь". Слушание музыки. Ф. Лист. Рапсодия № 2
Цель урока: закреплять представление детей о развивать вокально-хоровые навыки, артикуляцию, дикцию детей; воспитывать интерес к музыке.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-записи музыкальных произведений, портрет Ф. Листа.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение на длинных звуках (а, о, у).
2. Пение упражнений для развития правильного и протяженного дыхания.
III. Сольфеджування упражнения.
Посмотрите на упражнение. Вашей задачей будет: определить все элементы музыкального языка, которые характеризуют эту мелодию. Итак, упражнение написана в тональности ре минор, потому что при ключе стоит си бемоль, размер две четвертных. Состоит она из четырех фраз и двух предложений. Выполним сначала сольфеджуючи i И II фразы, И предложения, ІІ предложения.
(Желающих опитую и оцениваю).
IV. Работа над песней (продолжение).
Обращаю внимание на слаженное легкое звучание. Работаю над характером исполнения песни - весело, бодро, радостно.
(Желающих опитую на оценку).
V. Слушание музыки.
Все средства музыкальной выразительности должны быть между собой согласованы. Если произведение будет печальный, но будет выполняться в быстром темпе, на форте, то это будет хаотичная музыка, она не будет восприниматься нашим сознанием. Поэтому между элементами музыкального языка: ритмом, темпом, мелодией должна быть согласованность, такая, как во „Второй рапсодии” венгерского композитора Ференца Листа.
Ференц Лист родился в 1811 году в мажущуюся венгерского князя, где его отец был придворным музыкантом. Рано он покинул родину, чтобы получить музыкальное образование в Вене, Париже, где он занимался и концертной деятельностью и он получил признание как пианист - виртуоз. Хотя Лист долго находился в Европе, однако никогда не забывал о родине и сделал музыку Венгрии достижением мирового искусства. В своих „Венгерских рапсодиях” ввел ритмы народных песен и танцев, одну из которых мы сейчас послушаем.
Рапсодия - это произведение произвольной построения, основу которой составляют несколько народных мелодий.
За построением рапсодию можно разделить на два контрастных раздела - медленный и быстрый. И раздел - это импровизационная построение, а II раздел - вариативная.
2. Сейчас вы послушаете Вторую рапсодию и дадите ответы на вопросы:
- Сколько музыкальных тем в рапсодии?
- Что напоминает вступление?
(Дети слушают произведение).
3. Характеристика прослушанного.
Музыка И раздела романтическая, возвышенная, а второго - эмоциональная, динамических, потому что состоит из мелодий в ритме венгерских танцев - чардашів. Начинается рапсодия жалобным речитативом, что напоминает рассказ певца о историческое прошлое.
4. Повторное слушание.
VI. Итог урока.