РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
УРОК 75. Нарушения деятельности
нервной системы и как их предотвращать
Образовательная цель: ознакомить учащихся с вредным
воздействием алкоголя, наркотиков и курения на регуляцию нервно-гуморальных
функций; рассмотреть влияние экологического загрязнения на организм человека; учить
обобщать, делать выводы.
Основные понятия: наркотики, никотин,
наркомания, алкоголизм.
Оборудование: таблица «Вредное влияние
курение»
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Работа в парах «Ты мне, я - тебе».
Ученики друг другу задают вопросы.
1. Что такое гуморальная регуляция
деятельности функций?
2. Что быстрее реагирует на изменения
окружающей среды - гуморальная или нервная системы?
3. Связаны гуморальная и нервная
регуляции? Приведите примеры.
4. Что такое стресс? Или вреден он?
5. Почему он возникает?
6. Какие стадии развития стресса?
II. Изучение нового материала.
1. Работа в творческих домашних группах
для обмена информацией и выбора спикера для сообщения.
Задания для творческих групп:
I группа. Влияние никотина на нервную
систему человека.
II группа. Влияние алкоголя на
организм человека.
III группа. Влияние наркотиков на организм
человека.
Презентация И группы.
Во время курения происходит сухая
перегонка табака и бумаги под воздействием высокой температуры (около 300°С).
Табак содержит 4720 веществ, среди них канцерогенные - Полоний, Мышьяк, Свинец.
В табаке ученые обнаружили аммиак, сероводород,
угарный и углекислый газ и очень ядовитые - никотин и синильную кислоту.
Никотин назван в честь Жана Нико,
который в 1560 году подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи.
Привезен табак из Америки.
Табак имеет влияние на все системы
органов. Он нарушает работу всего организма. Но рассмотрим непосредственный
влияние табака на нервную систему.
Когда-то французский писатель Оноре
де Бальзак писал: «Табак наносит вреда телу, разрушает разум, отуплює целые нации!»
Табакокурение является одной из причин нервных расстройств у детей. Они становятся
раздражительными, невнимательными, у них нарушается память, снижаются умственные
способности, нарушается сон.
После выжженной сигареты повышается
выделение гормона адреналина. Он повышает давление. Это состояние длится всего 20 минут.
Палий живет на 7-15 лет меньше, чем
человек, который не курит. В 1934 г. во Франции состоялись соревнования курильщиков. Двое
участников выжгли 60 сигарет. Оба умерли.
2. Учитель. Профессор Д. Хорн,
директор национального статистического центра табакокурение и здоровье, составил
тест «Причины курения». Проведем и мы тестирование.
Тест «Причины курения»
Оцените предложенные утверждения.
1. Курю, чтобы снять усталость.
2. Манипуляции с сигаретой во время
курение - для меня настоящее удовольствие.
3. Курение приятное, при этом чувствую
расслабления.
4. Зажигаю, когда злюсь.
5. Если сигарет нет, я сам не
свой, пока не достану их.
6. Курю автоматически, не
задумываясь.
7. Курю потому, что это подбадривает
меня, вызывает уверенность в себе.
8. Определенное удовольствие я получаю в
момент прижигание.
9. Курение вызывает приятные
ощущение.
10. Зажигаю, когда чувствую себя нехорошо
или же когда выбит из колеи.
11. Четко осознаю минуты, когда
не курю.
12. Зажигаю новую сигарету, когда
предыдущая еще тлеет в пепельнице.
13. Курю, чтобы улучшить настроение.
14. Приятно наблюдать за дымом,
что идет из рта и от сигареты.
15. Люблю курить, когда чувствую
удовлетворение и раскованность.
16. Обязательно курю, когда
подавлен, расстроен, когда хочу избавиться от неприятностей и забот.
17. В минуты, когда не курю,
чувствую настоящий грусть за сигаретой.
18. Хотя и осознаю, что во рту у
меня сигарета, но не помню, как положил ее туда.
Сгруппируйте ответы на эти утверждения
определенным образом.
Ответы на вопросы 1, 7 и 13
отобьют причины, заставляющие Вас курить. Ответы на вопросы 2, 8 и 14
помогут Вам оценить значение, которое Вы придаете манипуляций с сигаретой. Или
рассматриваете ли Вы курение как едва ли не единственный способ раскрепощения или лишение
внутреннего напряжения, узнаете из ответов на вопросы 3, 9, 15 и 4, 10,
16 соответственно. Баллы, которые Вы получите за ответы на вопросы 5, 11, 17,
покажут степень Вашей психологической зависимости от сигареты. Баллы за ответы
на вопросы 6, 12, 18 оценят «привычность» этого занятия для Вас, так называемое
рефлексивное курения. Стоит ли напоминать, что ответы должны быть четкими и
откровенными?
Оцениваются ответы в баллах так:
всегда - 5 баллов, часто - 4 балла, редко - 3 балла, иногда - 2 балла, никогда
- 1 балл. Просумуйте оценки, проставленные за ответы на каждое из трех утверждений,
принадлежащих к одной группе. Суммы, как нетрудно понять, могут составлять от 3
до 15 баллов. Результат, ниже 7 баллов, считается положительным. Но если хотя
бы в одном случае полученное число будет больше 11 баллов, это должно
насторожить Вас.
Пришло время проявить характер, начать
борьбу с вредной привычкой и оборвать на полуслове эпитафию, которую Вы пишете
себе дымом сигареты, пока не поздно!
Презентация II группы.
Слово «алкоголь» имеет арабское
происхождение и означает «нечто эфирное». Еще в XIII в. арабы знали, что такое
дистилляция. Они могли получать более крепкие спиртные напитки за вино. В Европе в
XIV был изобретен способ дистилляции спирта.
Сначала водка продавалась только в
аптеках. Первую бутылку водки изготовили арабы еще в 860 г. А в Европе первую
бутылку крепкого спиртного напитка сделал алхимик Валентиус.
Алкоголь вызывает тяжелую болезнь -
алкоголизм, которой болеют около 6 млн. человек.
Известно, что 50% всех преступлений
связанные с употреблением алкоголя 66% убийств и 86% хулиганских выходок.
Больше всего от алкоголя страдает
нервная система. В коре больших полушарий при нормальных условиях происходит два
противоположные процессы - возбуждения и торможения. Но небольшое количество
спиртного нарушает слаженную деятельность коры больших полушарий. Алкоголь усиливает
процесс возбуждения и ослабляет процесс торможения. Пьяный не может контролировать
свое поведение.
Алкоголь отравляет клетки мозга,
уменьшает в них количество кислорода, мешает обменным процессам.
Алкоголь через 2 мин. всасывается в
кровь, прежде всего страдает головной мозг, замедляется формирование сложных
движений. Под воздействием алкоголя клетки слабой зоны раскрепощают эмоции,
появляется радость, смех, легкость. В коре ослабляются процессы торможения,
она перестает контролировать работу низших отделов головного мозга. Нарушается
координация движений в результате отравления клеток мозжечка.
Для летнего ребенка смертельная доза
составляет 100 г алкоголя, для немного старших - 3 г на 1 кг веса, у подростков - 45
г/кг (где 250 г).
Алкоголь сокращает жизнь человека. В
среднем на 10 лет. Нервные клетки не восстанавливаются, белок погибшего
нейрона гниет, туда накачивается мозговая жидкость и продукты распада (гибели)
нейрона удаляются через мочевыделительную систему. Врачи говорят, что тот, кто
пьет пиво и вино, утром мочится собственными мозгами. 100 г пива убивает 3 тыс.
корковых нейронов. Шведские ученые утверждают: 80% пьющих людей имеют
сморщенный мозг вследствие отмирания клеток.
С 1990 г. Украина занимает первое
место в мире по употреблению алкоголя. В 1991 г. каждая третья смерть была
связана с алкоголем. Ежегодно у нас от алкоголя умирает 200 тыс. человек.
Презентация III группы.
Большинство наркотиков имеют растительное
происхождение: опиумный мак, индийская конопля, кусты кофе, коки, когда. Это
органические вещества, лишь небольшое количество - неорганических.
Большинство современных наркотиков
изготавливают химическим способом.
Наиболее распространенными наркотиками
есть алкалоиды - опий, морфий, кокаин. Опиум получают из опийного мака, в нем
содержатся морфий и кодеин. Из морфия выделили героин.
Кокаин добывают из листьев
дикорастущих кустов коки, произрастающего в Южной Америке.
Получив большое наследство, Александр
Гумбольт (1769-1859) решил посвятить свое время путешествиям по Латинской
Америке. В 30 лет он покинул Европу и 5 лет путешествовал по
Латиноамериканском материке. Свое путешествие он описал в 30-томному произведении.
Гумбольт описывал, что индийцы
проявляли периодическую выносливость. Они не знали никакой усталости, хотя выполняли
значительную работу. Вид У них был болезненный - худые, без аппетита, бледные. Причину
Гумбольт выяснил: они жевали листья коки - кустика. Жевали 40 мин., а потом
сплевывали. Зубы у этих людей становились зелеными. Время, когда они жевали коку,
называли кокади, а человека, жевала - кокер. Даже когда спрашивали индейца,
сколько времени нужно, чтобы добраться до какого-либо пункта, он отвечал, что для
этого необходимо столько-то кокад. Как только индеец переставал жевать коку, он
становился вялым, сонным, очень уставшим, с большими трудностями ему удавались
интеллектуальные усилия.
Опийная наркомания развивается очень
быстро. У больного нарушается память, резко снижается творческая продуктивность,
наступает апатия. Люди в таком состоянии часто совершают правонарушения. Чаще
наблюдается физическая зависимость.
При употреблении препаратов конопли на
первый план выходит психологическая зависимость.
Издавна описывались кофеїністи и
теисты. Кофеїністи употребляют “лошадиные” дозы кофе, а теисты - чая. Большая
концентрация чая называется чефір. Это легкая форма наркомании. Здесь есть и привыкание
и ломка.
Кокаиновая наркомания - одна из
древнейших. У кокаинистов часто наблюдается галлюцинация, повышенный
настроение, бессонница, переоценка своих возможностей.
Наркотик - группа природных и искусственных
веществ, действуют болеутоляюще и снодійно, вызывая физиологическое
привыкание.
Одна из групп наркотиков - опиаты,
которые мы уже называли. их добывают из мака.
В десять раз сильнее морфия -
героин. Он вызывает ощущение блаженства. Героин разрушает мозг и нервную
систему.
Первым амфетамином был бензендрик.
Его использовали для преодоления усталости у солдат во время II Мировой войны. Употребление
его вызывает ощущение физического удовольствия, человек чувствует себя в форме.
У подростков, употребляющих наркотики,
прежде всего повреждается нервная система, может возникнуть эпилепсия,
скудоумие, меняется поведение.
Процесс привыкания к наркотикам
происходит в несколько стадий.
I - Пробная.
II - Человек желает испытать эффект
на себе.
III - Привыкание. Прием наркотиков
становится привычкой, человек оказывается под воздействием наркотиков.
IV - Стойка наркомания.
V - Полная и абсолютная
зависимость. Человек бессилен сопротивляться наркотиками.
3. Учитель.
Социальная опасность наркомании и
алкоголизма. Материальные убытки, нетрудоспособность, распад семей, преступления.
Физическое - расстройство всех систем органов, ранняя смерть, психологическая - деградация
человека как личности.
III. Закрепление
знаний.
Провести тестирование.
Тест «склонны Ли вы к наркотикам?»
(Проведен заранее, результаты
обсуждаются совместно).
1. Жаль, что табак и сигареты в нашем
жизни очень распространены среди молодежи, поскольку никотин «атакует» не только легкие, но и
сердце, систему кровообращения. А как ты относишься к «голубому дыму» и тех, кто
курит?
а) я считаю, что курящие отравляют
любое помещение и превращают всех присутствующих на пассивных поджигателей;
б) каждый волен сам решать, где
курить, всякие ограничения излишни;
в) курить можно где угодно.
2. Скоро экзамены. Все твои
товарищи нервничают, волнение достигло наивысшего накала. Кто-то принес
успокоительные таблетки и предлагает их тебе. Возьмешь ли?
а) да, я возьму, но только тогда,
когда буду уже совсем в «ауте»;
б) нет, мне лень думать о том,
где брать эту таблетку в следующий раз, если мне ее не предложат;
в) нет, я не нуждаюсь в искусственном
усвоении.
3. На вечеринке по кругу идет сигарета «с
травкой». Все твои друзья, один за одним затягиваются, и вот настала твоя очередь.
Как ты поступишь?
а) в любом случае хотя бы раз
попробую;
б) нет, я не буду делать этого, лучше
пойду с этой вечеринки;
в) я сам не возьму сигареты, а над
этими дураками посмеюсь.
4. Собралась веселая компания, гости
смеются, танцуют. Ты немного опоздал, а все уже понемногу выпили. Как ты
поведешься?
а) выпью две-три рюмки, чтобы
догнать остальных;
б) терпеть не могу, когда в компании
хорошее настроение зависимые ь исключительно от выпивки, я лучше немного побуду и уйду;
в) мне все равно, когда другие пьют, в
меня настроение и без того хорошее.
5. Кое-кто говорит: «Наркотики совсем
не представляют опасности, нужно лишь правильно обращаться с ними». А ты
веришь в это?
а) тот, кто так считает, обманывает
себя.
0-20 баллов. Ты ведешь себя так, будто
проблемы наркотиков вообще не существует.
Оказывается, что ты не считаешь
наркотическими веществами ни алкоголь, ни наркотики. Но опасны не
только кокаин и героин. Обрати внимание, что большинство наркоманов - алкоголики.
Подумай над своим отношением к наркотикам. Может, тебе стоит посоветоваться с
тем, кому ты доверяешь, с кем-нибудь из учителей, родителей, со знакомым врачом.
Тот, кто набрал 20-25 баллов,
относится к «группе риска», и им необходимо быть очень осторожными.
25-60 баллов. Нельзя утверждать,
что ты заядлый трезвенник. Иногда ты не против пропустить рюмку, ты считаешь,
что тебе ничего не грозит, что контролируешь ситуацию. Однако следует быть готов к
того, что под влиянием друзей ты можешь поддаться искушению и попробуешь наркотик.
60-80 баллов. Наркотики никогда не
станут для тебя серьезной проблемой. Но не впадай в другую крайность и не
выступай относительно других в роли моралиста.
А теперь ученики четвертой группы
сделают сообщение.
Попробуйте объяснить.
Шесть заблуждений наркомана
1. Это не болезнь, поэтому не от чего
лечиться.
Современная медицина утверждает, что это
именно болезнь, при которой в организме человека сложилась физиологическая зависимость от
наркотического вещества.
Она возникает на биохимическом уровне,
работа внутренних органов разлаживается, наступает физическое и психическое
истощения. Это может случиться даже с человеком, который имеет сильную волю. Личные
качества не спасают, если уже «сел на иглу».
2. Я могу расстаться со своей
привычкой в любой момент.
Это утверждение опровергается
статистикой. В случае возникновения физиологической зависимости от наркотика без его
поступления нарушается гомеостаз (необходима для работы всех органов постоянство
внутренней среды организма). Это сопровождается крайне болезненными физическими
ощущениями, нарушением дыхания, сердечной деятельности и мозгового кровообращения.
Так называемую «ломку» нелегко выдержать. Поэтому самостоятельно отказываться от
наркотиков необходимо до того, как появится зависимость. Если она уже появилась,
необходимо обратиться за помощью к специалистам. К сожалению, «уловить» момент
возникновения зависимости очень сложно, если не сказать - невозможно.
3. Я буду самостоятельно снижать дозы
или уже с завтрашнего дня сменю наркотик (чтобы не привыкнуть) на слабый, а к
врачам обращаться не обязательно.
Таким образом зависимость не
преодолеть. Ее разрушительное действие будет продолжаться. Намерения снижать дозы или перейти на более
слабый наркотик остаются лишь обещаниями.
4. Это помогает мне жить на грани
возможностей. Становлюсь умнее, раскованнее, на ум приходят блестящие идеи.
Подобная иллюзия проходит «на острие
переживаний». Когда же действие «дурмана» завершается, от «блестящих идей» и
«открытий» ничего не остается. Все пережитое вращается полостью,
поскольку существует только в затуманеній сознания. Задача номер один - привнести
элемент творчества в свою жизнь, общение, учебу, работу.
5. Если бы другие были хоть чуточку
добрее и человечные до меня, ничего такого не случилось бы. Во всем виноваты
окружающие, прежде всего семья, учителя и предмет моей любви. Они и довели меня
своим нежеланием хоть что-то изменить, беспрестанными чіпляннями и, главное,
отсутствием любви.
Чувство обиды на других, ощущение
несостоятельности, пессимизма - это позиция жертвы. Она служит лишь оправданием
боязни реальной жизни. Некоторым людям легче обвинять во всем обстоятельства
или окружающих, чем взять на себя ответственность за собственную судьбу. Важно
понимать, что в большинстве случаев люди сами создают жизненные обстоятельства.
Вспомните известную пословицу: «Характер - это судьба».
6. Лечиться бесполезно.
Это - неправда. Важно вовремя
обратиться к опытному специалисту.
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему из учебника.