Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА

ГЕОПОЛИТИКА КАК НАУКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРИКЛАДНОЙ КОНТЕКСТ

2. Современные геополитические течения и школы

После Второй мировой войны таласократична линия в геополитике не прерывалась и превратилась в официальную международную политику Соединенных Штатов Америки. Эта политика предусматривала два варианта развития событий: выигрыш Мерой борьбы с Востоком и конвергенция двух противоположных идеологических общественных систем с образованием Мирового Правительства («мондіалізм»).

Европейской геополитики в послевоенный период практически не было до конца 50-х годов, 60-е годы положили начало созданию франко-германского союза - ядра объединенной Европы. Одновременно возникают и развиваются европейские школы «региональной геополитики», которых исследователи сосредоточивают внимание на использовании геополитических методик для изучения анализа, описания межгосударственных, межэтнических конфликтов, демографических процессов и даже политических выборов.

В общей линии геополитической мысли Запада отчетливо были представлены такие течения: атлантизм, мондіалізм, прикладная геополитика, течение европейских «новых правых», глобализм. Рассмотрим каждую из них.

Атлантизм. Последователи и ученики Николаса Спайкмена активно развивают и корректируют атлантистську линию в геополитике. Среди них политолог Д. Мейніто, который значительное внимание уделил культурно-функциональному анализу в геополитике, известный ученый и политик (экс-госсекретарь США) Генри Киссинджер, который от времени двухполюсного мира (СССР - США) считал, что стратегия США заключается в объединении разрозненных береговых зон в одно целое, что позволит атлантистам полный контроль над Евразией, СССР. Это одно целое должно охватывать те «береговые сектора», которые сохраняли нейтралитет или тяготели к Евразии. Доктрина Кисинджера предлагала США использовать метод «кнута и пряника»: Вьетнам - война, Китай - сотрудничество с США, поддержка режима шахиншаха Ирана, националистических движений в Украине и Прибалтике и т.д. Идеи Г. Кисинджера тесно связывались с доктриной ядерного сдерживания США и НАТО.

В 90-х годах геополитическая мысль на Западе разделилась на два течения: «неоатлантизм» Сэмуэля Хантингтона и «конец истории» Френсиса Фукуямы.

1993 г. американский политолог, профессор Гарвардского университета и директор Института стратегических исследований Хантингтон опубликовал статью «Столкновение цивилизаций», а в 1996 г. - книгу «Столкновение цивилизаций и перестройка мирового порядка». Лейтмотив концепции С. Хантингтона: если XX в. был веком противостояния идеологий (это утверждает и Фукуяма), то XXI в. отмечена столкновением цивилизаций и религий. История человечества возвращается к истории цивилизаций. Ученый видит роль США в новом мировом устройстве в установившейся международной превосходства Соединенных Штатов, что является важным для благосостояния и безопасности американцев и для будущего свободы, демократии, открытых экономик и международного порядка на Земле. Одновременно С. Хантингтон утверждает: «Запад уникален, но не универсален». Западу следует отказаться от иллюзии относительно своей универсальности. Интересам Запада не прислуговуються беспорядочные вмешательства в споры других народов. Ответственность за сдерживание и решения местных конфликтов должно лежать на странах - лидерах той цивилизации, которая доминирует в определенном регионе. В эпоху полицентризма ответственность Мероприятия заключается в сохранении собственных интересов, а не в разрешении конфликтов, которые не имеют никаких выгод для Запада.

С. Хантингтон утверждает, что стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть онной. Западная идеология восторжествовала временно. Ее победа поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока: усилится влияние религиозных факторов, в частности ислама и православия, буддизма, конфуцианства и индуизма. В скором будущем заявят о себе славяно-православная, конфуцианская (китайская), японская, латиноамериканская и, возможно, африканская цивилизации. Этот фактор вновь создает условия для противостояния Запада и Востока. С. Хантингтон прогнозирует, что следующая мировая война, если таковая возникнет, будет войной между цивилизациями. Чтобы ее предотвратить, необходимо гораздо глубже постигать элементы общности и различия между цивилизациями, учиться сосуществовать друг с другом.

В конце XX в. началась реальная военная, экономическая и культурная экспансия США в Евразии. В книге «Великая шахматная доска. Господство Америки и ее геостратегические императивы», напечатанной в 1997 p., Збигнев Бжезинский моделирует возможные варианты поведения стран и их союзов и дает рекомендации по сохранению другу мировой сверхдержавы. После поражения и распада Советского Союза Евразия, как и ранее, сохраняет свое геополитическое положение. Перед Америкой стоит сложная задача сохранения глобальных интересов и мирового господства. Цель американской геостратегии - создать действительно готовое к сотрудничеству мировое сообщество и одновременно не допустить появления на мировой арене соперника, способного господствовать в Евразии и бросить вызов Америке. По мнению Бжезинского, Россия еще не сделала окончательного выбора в пользу или демократическому пути, или - опять - евразийской империи.

Мондіалізм и неомондіалізм. Геополитическая концепция «мондиализма», сутью которой является утверждение полной планетарной интеграции, создание единого мира имеет очень давние исторические корни. Выдающийся русский писатель Федор Достоевский (1821 - 1881) утверждал, что Россия должна собрать в братском единстве все человечество. Французский мыслитель Огюст Конт писал: «Человечество - это всемирная родина, призванная объединить, по крайней мере в будущем, всех землян». За четыре года перед тем в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали такие же идеи. Самая выразительная среди них: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В концепции Л. Троцкого и М. Бухарина о перманентную революцию лозунг, рожденное после победы коммунистов в Китае в 1949 p., - «русский с китайцем братья навек» - также попытка воплощения этих идей.

Давнюю историю имеют претензии американцев на исключительность. Уже в середине XIX в. некоторые американские идеологи утверждали, что в обозримом будущем США станут центром, вокруг которого сплотятся все нации, что США, подобно солнцу, произведут «судьбоносное влияние на страны Европы, а дальше - «на азиатские империи». Наиболее четко эти положения сформулировал американский политолог Г. Моис в 1941 г.: «XX век должен стать в значительной степени американским веком». Американцы, утверждает он, должны взять на себя бремя белого человека, везде неся с собой «стабильность» и «прогресс» американского образца. Эти идеи в 1945 г. положен в основу государственной внешней политики США. В них подчеркивалось, что победа во Второй мировой войне возлагает на американский народ бремя ответственности за дальнейшее руководство миром.

В XX ст. США стали главным идеологическим и политическим центром мондиализма. Было определено своеобразный центр по реализации этой концепции, разработано несколько вариантов (моделей) перехода к единой мировой системе под патронатом США. Один из них опирался на идеи конвергенции (слияния, сближения). Теорию конвергенции создал американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889 - 1968). В 70-х годах эту концепцию модернизировала учитывая потребности мондиализма группа аналитиков под руководством 3. Бжезинского и Г. Кисинджера. В рамках этой теории разработаны методы формирования новой культурно-идеологической цивилизации, промежуточной между социализмом и капитализмом, с образованием мирового правительства. До мирового правительства должны войти Вашингтон и Москва. Реализуя этот проект, СССР пошел на уступки США по всем принципиальным вопросам - сокращение вооружения, роспуск Варшавского Договора, что в конечном итоге привело к развалу политической и экономической системы СССР, восточноевропейских стран. В то же время Запад не пошел ни на политические, ни идеологические, ни на геополитические уступки. Таким образом, мондіалізм было эффективно использовано атлантистами-политиками в «холодной войне» против Советского Союза и стран Центральной и Восточной Европы.

Новой версией мондиализма стала концепция политолога Френсиса Фукуямы. 1989 г. в США опубликована его статья «Конец истории?», а в 1992 г. - книгу «Конец истории и последний человек». По концепции Фукуямы, наступает «конец истории» и начало планетарного существования человечества, когда регионы начнут переструктуровуватись, ориентируясь на мощные экономические ядра - центры. XX в. отмечено идеологическим насилием, когда либерализм вынужден был бороться с остатками абсолютизма, большевизмом и фашизмом, а также с новейшим марксизмом, который стремился втянуть мир в ужас ядерной войны. И только в конце века, вместо конвергенции капитализма и социализма, вновь утверждается либеральная демократия западного пошиба как окончательная, наиболее разумная форма государства. С тем фактором сторонник неомондіалізму связывает начало нового господства человечества - планетарного, где будут господствовать рынок и демократия, которые интегрируют мир в единое целое.

Другие современные школы геополитики. В конце 60-х годов XX в. во Франции возникло геополитическое течение «новые правые». Ее возглавил философ и публицист Ален Бенуа. Под флагом «новых правых» объединились социалисты, сторонники буржуазной демократии, германофіли и модернисты, а впоследствии и славянофилы. Ведущим принципом «новых правых» стал принцип континентальной политики. Все этносы, населяющие Европу, являются выходцами из Индии, то есть имеют «общее прошлое», поэтому должны иметь и «общее будущее». Государствам Европы нужно выйти из НАТО, придерживаться строгого нейтралитета и создать собственные ядерные силы. Именно такую политику осуществлял до конца 60-х годов Президент Франции генерал де Голль. «Новые правые» искали понимания и поддержки на Востоке, проявляли интерес к внешней политике СССР и Китая. В идее союза Европы и СССР они видели возможность противостояния атлантизмові и мондіалізмові.

С доктриной «новых правых» корреспондируются идеи бельгийца Жана Тіріара, лидера движения «Юная Европа», который считал себя учеником и продолжателем концепции К. Хаусхофера. Суть его теории сводилась к тому, что государство может полноценно развиваться только тогда, когда обладает достаточным геополитическим пространством, большими территориями. Государства Европы должны создать единую империю, противостоящую США. Позже Тириара пришел к выводу о необходимости образования союза Европа - СССР, отдал предпочтение советскому социализму, а не западному капитализму, причисляя себя к европейским национал-большевиков.

Последователем идей К. Хаусхофера, сторонником «национал-большевиков» и «новых правых» выступает австрийский генерал Йордис фон Локхаузен. В засадничій труда - «Мужество властвовать. Мыслить континентами» - Локхаузен высказал мнение, что политик, лидер-государственник должен найти историческое место потому или поэтому народу на огромной театральной сцене мирового действа чародейки - истории. Исследователь считает Европу континентальным образованием, временно оказался под влиянием и контролем талассократии. Также Локхаузен обосновывал мысль о том, что если бы столицей Германии был Кенигсберг, а не Берлин, то стал бы неотвратимым союз Германии с Россией, направленный против англосаксонской талассократии. В одиночку ни Россия, ни Германия не в состоянии противостоять влиянию англосаксонских государств.

В Европе 60-70-х годов XX в. образовалась еще одна мощная течение - прикладная геополитика. Один из ее сторонников француз Ив Лакост считал, что задача геополитики заключается в решении локальных проблем (изучение настроений электората, влияние масс-медиа на общественное мнение, формирование имиджа политического лидера), которые носят не глобальный, а региональный характер. Хотя анализ показывает, что прикладная геополитика не имеет ничего общего с атлантизмом и мондиализмом, с докринами талассократии и телурократії, с этими направлениями ее частично связывает лишь терминология.

Неоевразийство. В конце 60-70-х годов XX в. разрозненные течения евразийства сформировались в качественно новое течение - неоевразийство. Это течение связано с идеей пассионарности историка, этнографа, географа Льва Гумилева (1912-1992).

Опираясь на выводы истории, географии и естествознания, Л. Гумилев формулирует вывод о том, что великороссы - особый этнос, который сложился под мощным воздействием пассионарного (пассионарность - избыток экстремальной энергии) толчка. Этот сплав этносов мог образоваться как симбиоз, рожденный специфическим сочетанием Леса и Степи. Союз Леса и Степи определил суть цивилизации, культуры, стереотипов поведения великороссов.

Время, научно-технический прогресс и другие факторы, безусловно, наложили отпечаток на внешний вид этносов, проживающих в Евразии, внесли существенные коррективы в их менталитет. Однако действующие силы «место развития» влияют на жителей этого ареала и поныне.

Как новое течение неоевразийство имеет несколько разновидностей. Представители течения национальной идеократии имперского континентального масштаба (О. Дугин) противостоят либеральному західництву и узко-этническом национализме. По их мнению, Россия - это ось большого геополитического пространства. Ее задача и миссия - образование империи евразийского социализма. Либеральную экономику, создаваемую российскими реформаторами, они считают приметой атлантизма. Представители противоположного направления определяют стратегическую важность Европы для завершения евразийского «большого пространства».

Еще одно течение неоевразийства поддерживает и развивает идеи, призванные восстановить экономическое взаимодействие бывших республик Советского Союза. Речь идет преимущественно об «экономическом евразийство». С такой идеей уже несколько лет выступает Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Л. Гумилев, как и его предшественники, не противопоставлял всему остальному миру огромный континент Евразии. Евразия выступает как один из геополитических центров, а не доминирует в мире.

Что ждет Россию и мир в целом? Сторонники евразийства первого течения считают, что победа Запада в «холодной войне» концептуально означает завершение биполярного мира и начало однополярного мира. Неоєвразійці России не могут согласиться с таким вариантом развития событий. Прогнозируется несколько моделей нового мироустройства.

Первую наиболее последовательно обосновывает О. Дугин, который утверждает, что обновленная Россия, укрепив свою государственность и возродив свою экономику на базе современных технотронний технологий, займет в мире подходящее для нее место, снова найдет свою традиционную миротворческую, стабилизирующую силу, которая сдерживает хаос.

Вторая модель предполагает, что в XXI в. противовесом атлантизмові может выступить Китай. Стремительный экономический рост, огромная территория, мощный демографический потенциал, активная динамичная внешняя политика, мощные, быстро модернизируются, вооруженные силы, придают этому варианту реальных перспектив. Однако Китай на практике балансирует между атлантизмом и евразийством, и эта политика скорее всего будет длительной.

В соответствии с третьей моделью, наиболее вероятной соперницей США может стать Япония, которая в начале XXI в. выступает в роли супердержавы.

Четвертая модель рассматривает вероятность того, что исламские страны и Индия могут стать реальным противовесом атлантизмові и мондиализма, если в экономическом и военном развитии им поможет Россия. По мнению Л. Гумилева, если Россия и будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство.

Глобализм. Глобализация (от англ. global - мировой, всемирный) - обще-цивилизационный процесс, который оказывает огромное влияние на политические и другие сферы человеческого бытия. Этот термин в 60-х годах XX в. ввели в науку известные теоретики Римского клуба Э. Ласло, Д. Медоуз, М. Мисарович, А. Печчеи и др.

В определении термина «глобализация» оказались четыре основные его толкования:

- как процесса укрепления связей между самыми отдаленными уголками планеты;

- как процесса распространения на всей планете единых, общих для всего человечества технологий, культуры идей, ценностных ориентаций, образа жизни, поведения и т.п.;

- как возникновение общих для всего мирового сообщества проблем (экономических, политических, военных, экологических и т.д.);

- как процесса роста общечеловеческих интересов во всех сферах общественного бытия, порождаемых углублением взаимосвязей и взаимозависимости стран и народов.

Глобализация, как правило, делится на финансово-экономическую, технологическую, политическую, культурную и идеологическую. Процесс глобализации способствует взаимосвязи всех стран и этнонациональных сообществ, «спресовує» мир в единое целое, оказывает решающее влияние на целые континенты и цивилизации.

Глобальные проблемы современности - совокупность противоречивых процессов, в которых проявляется кризис современной цивилизации. Это - углубление противоречий между человеком и природой; углубление противоречий между людьми (проблемы войны и мира, демографии, борьбы с преступностью и т.п.).

Глобализация обусловлена взаимосвязью мира и информационной революцией, развитием мировых телекоммуникаций и цифровых электронных сетей. Возрастает интернационализация инновационных процессов и обостряется конкуренция технологий. Использование инновационных знаний превратилось в важную предпосылку делового успеха.

В связи с объединением национальных компаний в международные корпорации и развитием сборочных производств в третьих странах усиливаются тенденции деконцентрации производства. Происходит кризис модели социально ориентированной экономики, преимущество получают страны с низкой заработной платой, в которых созданы благоприятные условия для размещения производств и сбыта их продукции, что способствует притоку зарубежных инвестиций. Азиатско-Тихоокеанский регион становится реальным мировым полюсом массового производства изделий широкого потребления.

На рубеже третьего тысячелетия место постиндустриальной заступает неэкономичная (етноекономічна) модель развития Становится возможной не только территориальная, но и глобальная консолидация нации, которая объединяет диаспору во всем мире. Глобализация усиливает влияние внешних факторов развития Особо подпадают под внешнее влияние государства с переходной экономикой. В условиях открытости высокоразвитые страны без препятствий проникают на рынок более слабых стран, развивая местную промышленность и экспортируя чужие социокультурные ценности.

Глобализация экономики ведет к либерализации общественных отношений, что является вызовом для политической элиты. Растет мобильность граждан, о чем свидетельствуют темпы развития международного туризма и миграционных процессов.

После падения «железного занавеса» государства оказались вроде бы под молотом глобализации и регионализации экономики Здесь побеждает тот, кто способен создать самые благоприятные условия для хозяйствования в соответствующем месте и социальном времени.

Как результат глобализации и регионализации современного мира формируются інтерполіси, мировые города (Нью-Йорк, Гонконг, Сингапур, Стамбул, Москва и др.). На почве использования новейших информационных и коммуникационных технологий інтерполюси сконцентрировали огромные капиталы и ноу-хау. В XXI в. інтерполіси по аналогии со средневековыми свободными городами, возможно, будут управлять миром.

Сейчас в основу формирования единой Европы возложена атлантическую модель. Идея атлантического федерализма стала социокультурной стратегией Западной Европы. Здесь приоритет отдается не объединению национальных государств, а гражданскому обществу, поэтапному вхождению регионов в Европу. В осуществлении региональной политики активная роль принадлежит Совету Европы. в 1994 г. она приняла Хартию местного самоуправления, а в 1996 г. Ассамблея европейских регионов - «Декларацию о регионализм в Европе». Сегодня Ассамблея объединяет более 300 регионов Западной, Центральной и Восточной Европы.

Таким образом, формирование региональной политики обусловлено сочетанием внутренних и внешних факторов развития. Если задача государственной власти заключается в проведении макроэкономической политики, формировании рыночной макроструктуры и обеспечении социальной защиты граждан, то региональная политика основывается на экономических, программных, социально эффективных и экономически допустимых началах.

В 90-х годах претерпела серьезного кризиса модель всеобщего благосостояния, или социальной рыночной экономики. Ключевым элементом жизнедеятельности объявляется не индивид и общество, а взаимоотношения и коммуникации между людьми на различных уровнях социальной иерархии. Секрет успеха в экономике теперь не всегда зависит от физического и финансового капитала, а прежде всего от богатства человеческого фактора - знаний, идей и творчества. Принцип равенства в распределении социальных благ меняется на новый: «Кто не работает - тот не получает помощи».

XX в. с полным основанием называют американским. Соединенные Штаты Америки в этот период стремительно вошли в число мировых лидеров и с распадом СССР остались единственной сверхдержавой. На рубеже XXI века. Соединенные Штаты Америки выиграли экономическое соревнование с Западной Европой и Японией. Экономика страны стала одной из конкурентоспособных в мире, а государственный бюджет бездефицитным.

Соединенные Штаты Америки - страна западной европейской цивилизации, страна эмигрантов, образующих маргинальные субкультуры с мощной энергетикой, деловой активностью. Страна эмигрантов, которая достигла высокого уровня качества жизни, остается привлекательной для иностранцев, которые стремятся жить в США из экономических мотивов.

Америка опережает мир конкурентов в сфере высоких технологий и является мировым лидером в области информационных технологий, подтверждая тем самым формулу мирового господства: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Военно-промышленный комплекс США обеспечивает не только внутренние потребности, но и свыше 50 процентов мирового экспорта оружия. Военная доктрина США основывается на использовании максимально мобильной, оснащенной современным оружием, малочисленной профессиональной армии. Численность вооруженных сил США сократилась за период 1970-1998 лет с 3,1 млн. до 1,4 млн. человек.

Предметом особой гордости американцев есть демократия, которая основывается на приоритете гражданского общества перед государством и индивида перед государством, разделении властей, федерализме и двухпартийной системе. Однако аналитики выделяют резкое снижение активности американцев. Элита ведет жесткую борьбу за власть, используя в этой борьбе «войну компроматов». Наблюдается примитивизация массовой культуры. Граждане единого мирового государства и самой богатой страны в мире убеждены в национальной исключительности и превосходстве над другими народами.

Одним из мировых центров экономической мощи становится Азиатско-Тихоокеанский регион. Среди ведущих индустриально развитых стран выделяются Япония, Китай с Гонконгом, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Австралия и Новая Зеландия. В Азиатско-Тихоокеанском регионе сформировался один из мировых финансовых центров, где концентрируется значительный инвестиционный и финансовый капитал.

Итак, в современном мире можно констатировать противоречивость процессов глобализации и регионализации. С одной стороны, самоуверенные Соединенные Штаты Америки, которые мечтают о новой американскую эру. С другой - новые центры мирового могущества, а также реальные тенденции социальной и экономической маргинализации в различных регионах мира.