Урок 75
Тема. Корень слова. Однокоренные слова
Цель: формировать у учащихся представление о однокоренные слова, корень на основе родственных слов; развивать умение выделять родственные слова и выделять в них общую часть; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение наблюдать, анализировать, сопоставлять; воспитывать аккуратность, внимательность в работе.
ХОД УРОКА
I. Врганізаційний момент
II. Мотивация учебной деятельности
1. Минутка чистопису
ключ ый чик чев
- Можете ли вы образовать слова с этих буквосочетаний? (Ключ, ключик, ключевой)
- Эти слова и стали своеобразным ключиком к нашей работы на сегодняшнем уроке. Мы узнаем, как называются ряда слов, подобные только что образованных. Попробуйте сами творить и находить причину объединения таких слов. В этом нам помогут и учебник, и таблица.
III. Работа над изучением нового материала
1. Работа с учебником (упражнения 50 и 51)
- Рассмотрите рисунки и подберите из справки подписи к ним. Запишите слова в том порядке, в котором приведены рисунки. (Клен, кленок, кленовый листок)
- Подумайте, от какого слова образованы слова кленок и кленовый листок. (От слова клен)
- Можно ли считать эти слова родственниками, родственными? (Да, потому кленок - это маленький клен, кленовые листья - это листья с клена.)
- Найдите в записанных словах (одинаковую) общую часть и отметьте ее сверху дужкой.
- Так вот, общая часть и делает эти слова родственными. А сама она называется корнем, родственные слова называются однокоренными. Попробуйте привести свои примеры. (Липа, липка, липовый; стол, столик, столяр; рыба, рыбка, рыбак, рыбачить)
- Что же такое корень? Что мы обозначаем скобкой? (Общая часть родственных слов, которую мы обозначаем скобкой)
- Какие слова являются однокоренными? (Слова, у которых общий корень и по написанию, и по значению, являются однокоренными.)
- Прочитайте слова в упражнении 51.
- Есть ли среди них родственные? Почему вы так считаете? (Гусь, гусенок, гусенок, гусь, потому что в них корень )
- А почему остальные слова не являются родственными с названными словами? (Потому что в словах цыпленок и шпак нет общей части ).
- Запишите только родственные слова и выделите в них дужкой корень.
2. Ознакомление с правилом (с. 26)
- Прочитайте правило и запомните его.
3. Физкультминутка
IV. Закрепление изученного материала
1. Самостоятельная работа (упражнение 52)
- Спишите слова и выделите в них общую часть - корень.
2. Работа с таблицей
- Прочитайте слова. (Гай, гаек, гайочок, гаевой)
- Можно ли их назвать родственными? Почему? (У них общий корень )
- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Шумит густой зеленый лес.)
- Запишите родственные слова и выделите в них корень.
3. Работа в парах (упражнение 53)
- Прочитайте и запомните скороговорки. Посоревнуйтесь со своим соседом по парте, кто произнесет их быстрее и без ошибок.
- Как вы поняли вторую скороговорку?
- Запишите скороговорки по памяти и проверьте написание друг друга.
- Найдите в каждой скороговорке однокоренные слова и выделите в них общую часть.
4. Игра «Цепочка родственных слов»
- Каждая группа получает слово, к которому нужно подобрать родственные слова. Выигрывают те ученики, чья группа правильно подберет наибольшее количество слов.
- Подберите однокоренные слова к слову
- Что вы заметили? (Да, действительно корень ибо все эти слова по значению связаны с рукой, только в корне произошло чередование к-ч. Об этом вы узнаете позже.)
V. Итог урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что такое корень?
- Какие слова называются родственными?
- Приведите примеры.
VI. Домашнее задание с инструктажем
Правило на с. 26, упражнение 55.