Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 2 КЛАСС
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

Урок 75

Тема. Корень слова. Однокоренные слова

 

Цель: формировать у учащихся представление о однокоренные слова, корень на основе родственных слов; развивать умение выделять родственные слова и выделять в них общую часть; обогащать словарный запас учащихся; развивать умение наблюдать, анализировать, сопоставлять; воспитывать аккуратность, внимательность в работе.

ХОД УРОКА

I. Врганізаційний момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

1. Минутка чистопису

ключ ый чик чев

- Можете ли вы образовать слова с этих буквосочетаний? (Ключ, ключик, ключевой)

- Эти слова и стали своеобразным ключиком к нашей работы на сегодняшнем уроке. Мы узнаем, как называются ряда слов, подобные только что образованных. Попробуйте сами творить и находить причину объединения таких слов. В этом нам помогут и учебник, и таблица.

 

III. Работа над изучением нового материала

1. Работа с учебником (упражнения 50 и 51)

- Рассмотрите рисунки и подберите из справки подписи к ним. Запишите слова в том порядке, в котором приведены рисунки. (Клен, кленок, кленовый листок)

- Подумайте, от какого слова образованы слова кленок и кленовый листок. (От слова клен)

- Можно ли считать эти слова родственниками, родственными? (Да, потому кленок - это маленький клен, кленовые листья - это листья с клена.)

- Найдите в записанных словах (одинаковую) общую часть и отметьте ее сверху дужкой.

- Так вот, общая часть и делает эти слова родственными. А сама она называется корнем, родственные слова называются однокоренными. Попробуйте привести свои примеры. (Липа, липка, липовый; стол, столик, столяр; рыба, рыбка, рыбак, рыбачить)

- Что же такое корень? Что мы обозначаем скобкой? (Общая часть родственных слов, которую мы обозначаем скобкой)

- Какие слова являются однокоренными? (Слова, у которых общий корень и по написанию, и по значению, являются однокоренными.)

- Прочитайте слова в упражнении 51.

- Есть ли среди них родственные? Почему вы так считаете? (Гусь, гусенок, гусенок, гусь, потому что в них корень )

- А почему остальные слова не являются родственными с названными словами? (Потому что в словах цыпленок и шпак нет общей части ).

- Запишите только родственные слова и выделите в них дужкой корень.

2. Ознакомление с правилом (с. 26)

- Прочитайте правило и запомните его.

3. Физкультминутка

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Самостоятельная работа (упражнение 52)

- Спишите слова и выделите в них общую часть - корень.

2. Работа с таблицей

- Прочитайте слова. (Гай, гаек, гайочок, гаевой)

- Можно ли их назвать родственными? Почему? (У них общий корень )

- Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Шумит густой зеленый лес.)

- Запишите родственные слова и выделите в них корень.

3. Работа в парах (упражнение 53)

- Прочитайте и запомните скороговорки. Посоревнуйтесь со своим соседом по парте, кто произнесет их быстрее и без ошибок.

- Как вы поняли вторую скороговорку?

- Запишите скороговорки по памяти и проверьте написание друг друга.

- Найдите в каждой скороговорке однокоренные слова и выделите в них общую часть.

4. Игра «Цепочка родственных слов»

- Каждая группа получает слово, к которому нужно подобрать родственные слова. Выигрывают те ученики, чья группа правильно подберет наибольшее количество слов.

image21

- Подберите однокоренные слова к слову

- Что вы заметили? (Да, действительно корень ибо все эти слова по значению связаны с рукой, только в корне произошло чередование к-ч. Об этом вы узнаете позже.)

 

V. Итог урока

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что такое корень?

- Какие слова называются родственными?

- Приведите примеры.

 

VI. Домашнее задание с инструктажем

Правило на с. 26, упражнение 55.