7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 3
Тема урока. Составные части мелодии: мотив, фраза, предложение. Разучивание песни "Улыбайтесь", муз. О. Осадчего.
Слушание музыки. Б. Фильц. "Закарпатские новелети"
Цель урока: закрепить с учащимися составляющие мелодии на знакомом музыкальном произведении; развивать навыки активного восприятия музыкального произведения; воспитывать любовь и интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, портрет композитора Б. Фильц.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
- Послушайте небольшую мелодию. Что вы можете сказать о ее составляющие?
- Если я заиграю несколько звуков, то это будет мелодия?
(Нет, это будет только ее мотив).
Несколько таких мотивов, которые образуют более широкую построение назив фразой. А из нескольких фраз образуется предложения. Вот взгляните на доску. (На доске небольшая песня).
Найдем в этой украинской народной песни мотив, поделим на фразы и предложения, а тогда розспіваємося в тональности.
(Дети определяют стадові мелодии и сольфеджують эти части).
III. Разучивание песни „Улыбайтесь” О. Осадчего.
Улыбайтесь
Слова А. Дмитрука
Музыка А. Осадчего
Пусть грохочет гром - не пугайтесь.
Дождливым облакам - улыбайтесь.
Мрак улетит,
Вернется голубизна -
Только очень прошу - улыбайтесь.
Припев.
Улыбнись! Улыбнись!
Знай, везет в жизни веселым людям.
Пусть твой смех, добрый смех,
Как солнце греет всех!
Придет сто забот - вы держитесь.
Среди всех несогласий - улыбайтесь!
Быстро несется время,
Счастье встретит нас,
Только вы чаще улыбайтесь.
Припев:
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы с вами изучим веселую песню, которая называется „Улыбайтесь”.
Из самого названия вы поняли, какой основной смысл слов песни, но сейчас вы послушаете эту песню.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
Чему учит эта песня? Неужели только улыбаться? Конечно, нет. Она учит также одолевать всякие препятствия, не опускать рук перед трудностями.
4. Разучивание песни по фразам, но сначала совершаю характеристику нотного текста песни:
- тональность;
- размер;
- количество фраз, предложений;
- встречные знаки альтерации.
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
- Что такое музыкальный образ?
(Это обобщенное воспроизведение средствами музыкального искусства явлений действительности и духовного мира человека. Музыкальные образы создают образное содержание музыки).
Только осознание элементов музыкального языка и их взаимодействие, можно постичь образный смысл каждого произведения. Сегодня мы послушаем еще одно произведение Богданни Фильц „Закарпатские новелетти”.
Б. Фильц - украинский композитор и педагог. Родилась она в Львовской области, там окончила консерваторию. Значительное место в ее творчестве занимают песни для детских хоров, а также в ее активе есть произведения для симфонического оркестра, пьесы для бандуры, скрипки, фортепиано, духовные произведения.
Прежде, чем послушать произведение, представьте себе горы, полонины, чистый воздух, зелень.
- Как бы вы все это передали в своей музыке?
- Какие музыкальные образы раскрывает автор?
2. Характеристика прослушанного.
3. Повторное слушание.
V. Итог урока.