УРОК 73
Сущность монетаристського подхода к денежной политике. Правила денежного регулирования
Цель урока: выяснить сущность монетарной политики как совокупности мероприятий государства в сфере денежного обращения, направленных на регулирование экономического цикла, стабилизацию уровня цен, процентных ставок и валютного курса, обеспечение полной занятости и экономического роста; определить особенности подходов к денежной политики различных научных школ; развивать умение учащихся аргументировать свое мнение; воспитывать самостоятельность; формировать целостность знаний по изученной теме.
Основные понятия: неоклассическая теория товарно-денежных отношений, денежной обращение, норма резервирования, учетная ставка, операции на открытом рынке.
Тип урока: усвоение новых знаний.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
В 30-60 гг. XX в. экономическая политика правительств развитых стран формировалась преимущественно под влиянием кейнсианской теории, что предполагает активное государственное регулирование экономики. Однако с самого начала своего существования она остро критиковалась со стороны противников вмешательства государства в экономику, которые указывали на имеющиеся, по их мнению, недостатки теоретических построений Кейнса: допущение равновесия при неполной занятости и предсказания информационной несовершенства рынка. Они обвиняли кейнсианство в создании условий для экономического кризиса середины 70-х pp. (которая возникла вследствие экзогенного шока - увеличение цен на нефть). Под влиянием пересмотра кейнсианской теории в 50-70-е pp. сформировалась современная версия неоклассической теории товарно-денежных отношений, которая называется «монетарной». Ее название объясняется главным постулатом монетаризма - признанием того принципа, что государственную экономическую политику необходимо осуществлять только с помощью кредитно-денежного, «монетарного регулирования.
Сегодня монетарная теория широко применяется большинством развитых стран. Не без влияния мировых финансовых институтов (Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития) она внедряется и в Украине.
Денежное обращение является одним из самых совершенных элементов современной экономической системы. Деньги являются наиболее универсальным показателем состояния экономики, в котором, как в капле воды, отражаются все изменения экономической и социальной жизни.
IV. Изучение нового материала
Монетаризм, как и кейнсианство, является не только экономической теорией, но и механизмом соответствующего поведения государства в экономических отношениях.
Монетарная теория не имеет целью стремительный экономический рост и достижение полной занятости. Она только дает рецепты финансового оздоровления экономики, которое, в свою очередь, обеспечивает экономическую свободу и благоприятную атмосферу для предпринимательской деятельности.
Это - идеология экономической стабильности, что обеспечивается поддержкой свободного предпринимательства, конкуренции и экономического риска.
Впрочем, перечисленные постулаты (которые уже учитывая определение отрицают эффективность их использования в переходных экономиках) монетаризм, в отличие от кейнсианства, возводит в ранг единственно возможной эффективной государственной экономической политики как в краткосрочный, так и долгосрочный перспективе.
Главные принципы современной рыночной экономики, сформулированы М. Фридменом и другими экономистами - представителями «чикагской школы» (Ф. Найтом, Дж. Вайнером, Г. Саймонсом, Ф. Кейгенов, А. Голдменом) в конце 50-х pp., в противовес кейнсіанству, являются следующими:
♦ саморегулирования рынка;
♦ свободная конкуренция;
♦ источником трудностей и кризисов являются внешние факторы и вмешательства государства в экономику;
♦ отсюда необходимо до минимума ограничить регулирующую роль государства;
♦ главным фактором экономического регулирования являются кредитно-денежная политика;
♦ основным содержанием кредитно-денежной политики должно быть, прежде всего, ограничение заработной платы, ведь именно она оказывает главное влияние на цены;
♦ кредитно-денежная политика должна формироваться в соответствии с теорией ожиданий, поскольку именно особенности с их ожиданиями формируют социальную среду, в которой функционирует рыночная экономика.
►► Дополнительная информация к уроку
Милтон Фридман (англ. Milton Friedman; 31 июля 1912, Нью-Йорк - 16 ноября 2006) - американский экономист, известный работами по макроэкономике, микроэкономике, экономической истории, статистики и своей позицией защиты свободного капитализма. В 1976 году он стал лауреатом премии памяти Альфреда Нобеля за достижения в исследовании потребительского анализа, разработке денежно-кредитной теории и демонстрации сложности стабилизационной политики. Был президентом Американской экономической ассоциации с 1967 года. Научные издания: «Методология позитивной экономики» (The Methodology of Positive Economics, 1953), «Деньги: количественная теория» («Money: the Quantity Theory», 1968).
По целям воздействия монетарную политику разделяют на такие виды: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая монетарная политика направлена на повышение уровня занятости и ускорение экономического роста, ее еще называют политикой «дешевых денег». Такую политику проводят в фазе экономического спада. Средством ее реализации является увеличение денежной массы. Увеличение денежного предложения вызывает повышение общего уровня цен и снижение процентных ставок. Повышение уровня цен приводит к обесцениванию денежных остатков населения и фирм, что стимулирует увеличение расходов, поскольку держать доходы в денежной форме становится невыгодным. Это расширяет рынок и поощряет производителей к увеличению объемов производства. В то же время снижение процентных ставок стимулирует рост инвестиций в экономике и расширяет покупку товаров в кредит. В целом рост предложения денег оказывает стимулирующее влияние на экономику, подталкивая экономический рост. Однако, за избыточного роста денежного предложения может развиться неконтролируемая инфляция.
Сдерживающая монетарная политика - это политика «дорогих денег», направленная на ограничение роста цен в экономике. Сдерживающий и антиинфляционный влияние на экономику приводит к сокращению денежного предложения. Средством ее реализации является ограничение денежной массы, в результате чего уровень цен перестает расти, что сигнализирует производителям о необходимости приостановить наращивание объемов производства, а повышение процентных ставок делает кредиты более дорогими и сокращает инвестиции.
Субъектом монетарной политики является Центральный банк. Объектами монетарной политики является денежная масса и процентная ставка.
Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование тремя главными методами: изменяя нормы резервирования, изменяя учетную ставку, осуществляя операции с ценными бумагами на открытом рынке.
Норма резервирования - это процент депозитов, которые коммерческие банки должны держать в Центральном банке в форме обязательных резервов. Увеличение нормы резервирования уменьшает свободные кредитные ресурсы коммерческих банков, а следовательно, уменьшает предложение денег. И наоборот.
Учетная ставка - это процентная ставка, по которой Центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам. Повышение учетной ставки уменьшает объемы кредитов, которые коммерческие банки берут у Центрального, а следовательно, уменьшает предложение денег. Уменьшение учетной ставки увеличивает предложение денег.
Операции на открытом рынке - это покупка или продажа Центральным банком на открытом рынке государственных ценных бумаг. Когда Центральный банк покупает ценные бумаги, то средства с его счетов переводятся на счета в коммерческих банках, а следовательно, предложение денег уменьшается. Если Центральный банк хочет уменьшить предложение денег, он продает на открытом рынке ценные бумаги. При этом деньги со счетов коммерческих банков переходят на счета Центрального банка, вилучаючись таким образом из оборота.
В условиях переходной экономики Украины эффективное управление денежным оборотом приобретает особое значение. В сложных условиях финансовой нестабильности, гиперинфляции, незавершенности формирования финансовой, денежной и других крупных подсистем экономики даже незначительные просчеты в монетарной политике способны повлечь значительные негативные социально-экономические последствия.
Первая половина 90-х pp. войдет в экономическую историю Украины не только как первое пятилетие ее развития независимой экономики, но и как период активного и практически «чистого» применения монетарных рычагов с целью ее регулирования. Откровенно «жесткий» и к тому же волевой характер монетарной политики НБУ в это время вызвал противоречивые социально-экономические последствия, поэтому в украинский экономической литературе можно встретить диаме - трально-противоположные оценки этой политики.
Увлечение исключительно монетарными методами регулирования экономики способствовало и тому, что внутренние цены на отдельные товары превышали мировые.
Политика «чистого», «жесткого» монетаризма создала чрезвычайную ситуацию в экономике страны. Большинство субъектов уклоняется от уплаты налогов и коммунальных платежей, уменьшаются поступления в бюджет, значительная часть добавленной стоимости переплывает в теневую экономику, сокращаются инвестиции, большинство предприятий надеется только на субсидии из бюджета. Государство ужесточает фискальную налоговую политику с целью поддержания убыточных предприятий и уменьшение бюджетного дефицита.
Для указанных оценок, безусловно, есть основания. Однако нельзя отрицать и того, что монетарная политика НБУ способствовала и достижению финансовой стабилизации, которая стала особенно ощутимой и, по компетентным оценкам, неотвратимой, начиная с 1996 г. Достичь финансовой стабилизации НБУ дало возможность неожиданно виртуозно даже для банков Украины провести в сентябре 1996 г. денежную реформу, которая, вместе с другими мерами, способствовала повышению рейтинга Украины на финансовых рынках мира.
Главная идея монетаризма связана со словом «стабильность», то есть государство должно проводить такую монетарную политику, которая не приводит к непредсказуемым изменениям в количестве денег или в условиях их обращения. Только стабильность может уменьшить риск во время проведения финансовых операций, а следовательно, увеличить объемы долгосрочного кредитования, снизить уровень реальной процентной ставки и т.д.
V. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задача 1
Составьте схему прохождения информационных потоков за один операционный день и проанализируйте смысл проведенных расчетов.
♦ Фирма «Альянс» перечислила 3000 грн. туристическом бюро за экскурсионное обслуживание.
♦ Молокозавод № 3 перечислил фирме «Альянс» 500 грн. за медицинское обслуживание.
♦ «Регион-Банк» предоставил межбанковский кредит на сумму 15 тыс. грн. АКБ «Украина».
Область |
Название банка |
Наименование клиента |
Сумская |
Банк «Рондо» |
Фирма «Альянс» |
Львовская |
Регион-Банк |
Экскурсионное бюро |
Харьковская |
АКБ «Украина» |
Молокозавод № 3 |
Решение
Задание 2
На основании информации, приведенной в таблице, вычислите уровень монетизации экономики.
Как изменится уровень монетизации, если возрастет денежный агрегат M2?
Справка. Монетизация экономики дает представление о степени обеспеченности экономики деньгами, необходимыми для осуществления платежей и расчетов, выплаты заработной платы, пособий, стипендий и т.п. Обычно с ростом инфляции уровень монетизации снижается, а в случае снижения темпов инфляции и достижение финансовой стабильности этот уровень стабилизируется и повышается. В Германии уровень монетизации составляет 70%; в Великобритании - 90; в Японии - 114; в Китае - 160; в Украине - 45%.
№ п/п |
Показатель |
Единица вимірюння |
Сумма |
1 |
Переводные депозиты в иностранной валюте |
Процент от срочных средств |
65 |
2 |
Переводные депозиты в национальной валюте |
млрд. грн. |
90 |
3 |
Срочные депозиты в национальной валюте |
млрд. грн. |
170 |
4 |
Средства вне банков |
млрд. грн. |
120 |
5 |
Ценные бумаги собственного долга |
процент от M2 |
3 |
6 |
Стоимость ВВП за год |
млрд. грн. |
1750 |
7 |
Наличные деньги в кассах банков |
млрд. грн. |
90 |
Решение
RME = M2/ВВП;
М2= 90 + 170 + 120 + (70 ∙ 0,65) = 490,5 (млрд. грн.);
RME = 490,5/1750 = 0,28 ∙ 100 % = 28 %.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Подготовить доклады о мерах, которые предпринимали правительства разных стран мира для регулирования количества денег в обращении.