Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 72

Содержание денежной политики правительства: цели и инструменты

 

Цель урока: вивити теоретические основы денежной политики правительства, ее цели и объекты; выяснить инструменты денежно-кредитной политики государства; углубить и систематизировать знания учащихся о теоретические основы монетаристського подхода к регулированию денежного рынка; проанализировать главные виды денежно-кредитной политики государства; развивать экономическое мышление, память, внимание.

Основные понятия: денежные отношения, денежно-кредитная политика, денежная масса, кейнсианская теория, монетаристская теория, количество денег, цена денег, денежные агрегаты, денежный оборот, инструменты денежной политики.

Тип урока: усвоение новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Беседа с учащимися

1. Какие вы знаете виды современных денег?

2. Что называется кредиту и нормой банковского процента?

3. Какие цены формируются на деньги?

4. Какие функции выполняют деньги?

5. Чем определяется количество денег в экономической системе? Она может быть любой?

 

IV. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Одним из важнейших направлений макроэкономической стабилизации государства является регулирование денежных отношений. Деньги и денежные отношения положен в основу всех кредитных и финансовых процессов в экономике любой страны.

Совокупность мероприятий государства в сфере денежного обращения и кредитных отношений, предпринимаемых с целью воздействия на количество денег, находящихся в обращении, создает основу монетарной, или денежно-кредитной, политики.

Денежная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее средство государственного регулирования экономики путем осуществления управления денежной массой через воздействие на такие параметры экономики, как совокупный спрос, уровень цен, курс национальной валюты и др. Именно денежная сфера в настоящее время становится решающим рычагом, при помощи которого государство вмешивается в рыночную экономику с целью обеспечения ее равновесия и роста.

 

V. Изучение нового материала

В Украине основы денежно-кредитной политики, согласно Закону «О Национальном банке Украины», должны основываться на основных критериях и макроэкономических показателях на соответствующий период, включающие прогнозные показатели объема ВВП, уровня инфляции, размера дефицита государственного бюджета и источников его покрытия, платежного и торгового балансов.

Правовую основу денежно-кредитного регулирования в Украине составляют Конституция Украины, Законы «О банках и банковской деятельности», «О Национальном банке Украины» и другие нормативно-правовые акты.

Субъектом денежно-кредитной политики является государство в лице центрального банка и соответствующих правительственных структур: министерства финансов, казначейства, органов надзора за деятельностью банков и контроля за денежным оборотом, учреждений по страхованию депозитов и др.

Денежно-кредитная политика - это комплекс мероприятий в сфере денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции и обеспечение стабильности денежной единицы, обеспечение занятости населения и выравнивание платежного баланса. Осуществление государством продуманной денежно-кредитной политики предполагает разграничение ее стратегических и тактических целей. Стратегическая цель денежно-кредитной политики должна быть подчинена общим стратегическим целям социально-экономической политики государства: стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Определяя тактические и оперативные задачи денежно-кредитной политики, следует учитывать необходимость ее дифференциации в зависимости от конкретной макроэкономической ситуации.

Денежно-кредитные (монетарные) рычаги являются одними из главных инструментов экономической политики государства.

Теории, определяющие содержание денежной политики государства

Кейнсианская - обосновывает политику регулирования с помощью процентной ставки, что влияет на инвестиции и способствует преодолению спада производства.

Монетарная - обосновывает необходимость регулирования государством количества денег и с помощью этого регулирования - возможность влияния на совокупный спрос и объем национального продукта. Тактической целью монетарной политики является обеспечение внутренней стабильности денег, то есть оптимального равновесия между спросом и предложением денег.

Государственная экономическая политика, ориентированная преимущественно на использование денежно-кредитных средств, называется монетаристською. Монетаристская политика является самой результативной в условиях развитой рыночной экономики, институциональной и юридической инфраструктуры, доминирование в обществе предпринимательской психологии, высокой степени зависимости экономических субъектов от кредитов и низких или предполагаемых параметров инфляции. Когда в государственной экономической политике преобладают методы административного регулирования, эффективность денежно-кредитной политики является незначительной. В этом случае себя оправдывает метод поэтапного внедрения рыночных регуляторов денежно-кредитной системы.

Выбор направлений денежно-кредитной политики, ее целей и механизмов должна учитывать и внешнеэкономические факторы функционирования экономики, степень интегрированности страны в мировое экономическое пространство. Последнее предполагает необходимость согласованности денежно-кредитной и валютной политики.

Планирование основных параметров денежно-кредитной политики предполагает необходимость учета эффекта запаздывания, т.е. наличия разрыва во времени между применением регулировочных мероприятий и соответствующей реакцией на эти действия как денежно-кредитной сферы, так и экономической системы в целом. Исследования в этой области доказывают, что изменение динамики денежной массы скажутся на динамике цен и реальном объеме ВВП с опозданием в 3-12 месяцев. Это означает, что стабилизационные меры должны основываться на точных экономических прогнозах и быть не просто своевременными, но и опережающими.

Сущность государственного регулирования экономики с помощью денежно-кредитных инструментов заключается в воздействии на денежное предложение и цену кредита.

Количество и цена денег - главные показатели денежного рынка. Ценой денег является процентная ставка (плата заемщику банка за временное использование денег). Тесная взаимосвязь денежного рынка и всех других рынков показывает необходимость и важность проведения государством денежно-кредитной политики.

Формой организации денежного обращения, что обычно устанавливается государственным законодательством определенной страны, является денежная система. Она содержит:

♦ товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

♦ денежную единицу - масштаб цен;

♦ средства обращения и средства платежа (металлические, бумажные, электронные, кредитные деньги);

♦ порядок чеканки монет и выпуска в обращение бумажных денег;

♦ формы и условия безналичного платежного оборота и обращения кредитных денег;

♦ порядок обмена национальной валюты на иностранные и фиксированный государством валютный курс.

В экономике денежная масса является важным фактором, влияющим на уровень цен, объем производства и состояние платежного баланса.

Денежной массой (запасами) называют совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. В денежной массе различают активные деньги, что применяются в наличном и безналичном обороте, и пассивные (накопления, резервы, остатки на счетах), которые лишь потенциально могут быть использованы в сделках.

Контроль над массой денег является одним из направлений деятельности государства.

Объем денежной массы формируется с учетом спроса на деньги и их предложения. Ведущая роль в этом регулировании принадлежит центральному (национальному) банку страны. Денежные агрегаты - это виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга своей ликвидностью, то есть возможностью быстрого превращения в наличные деньги, показатели структуры денежной массы.

Денежные агрегаты - это обязательства депозитных корпораций перед другими секторами экономики, кроме сектора общего государственного управления и других депозитных корпораций. Составляющими денежных агрегатов являются финансовые активы в форме наличных средств в национальной валюте, переводных депозитов, других депозитов, средств по ценным бумагам, кроме акций, эмитированных депозитными корпорациями и принадлежат на правах собственности другим финансовым корпорациям, нефинансовым корпорациям, домашним хозяйствам и некоммерческим организациям, обслуживающих домашние хозяйства. Согласно методологических правил НБУ, выделяют денежные агрегаты разного состава, и в зависимости от снижения степени ликвидности финансовые активы группируют в различные денежные агрегаты.

Денежная база - это совокупность наличных средств, выпущенных в обращение Национальным банком Украины, средств обязательных резервов, средства на корреспондентских счетах и других средств других депозитных корпораций (банков), средств государственных нефинансовых корпораций и домашних хозяйств (работников Национального банка) в Национальном банке Украины.

 

Показатели денежной массы (денежные агрегаты)

 

Показатель денежной массы

Что включает

М0

Отражает массу наличных денег, находящихся вне банков, т.е. на руках у физических лиц и в кассах юридических лиц. Наличные деньги в кассах банков сюда не входит

М1

Включает деньги в агрегате М0 + вклады в банках, которые могут быть использованы владельцами немедленно, без предупреждения банков, то есть запасы средств на текущих и сберегательных счетах до востребования

M2

Это деньги в агрегате М1 + средства на всех видах срочных счетов, средства на счетах капитальных вложений и других специальных счетах и переводные депозиты в иностранной валюте и другие депозиты

M3 (денежная масса)

Денежный агрегат M2 и ценные бумаги, кроме акций, средства на вкладах за трастовыми операциями банков

 

Иначе говоря, это совокупность обязательств Национального банка Украины в национальной валюте, что обеспечивает рост денежных агрегатов и кредитования экономики. Денежная база является показателем базы финансирования, что является основой для формирования денежных агрегатов, а не собственно денежным агрегатом. Денежная база используется Национальным банком Украины как один из главных показателей денежно-кредитной политики и часто печатается прессой вместе с денежными агрегатами.

 

Развитие денежной массы в Украине (остатки средств на конец периода, млн. грн.)

 

Период

М0

М1

M2

M3

Денежная база

1995

2623

4682

6846

6930

-

2000

12 799

20 762

31 544

32 252

-

2002

26 434

40 281

64 321

64 870

30 808

2005

60 231

98 573

19 3145

19 4071

82 760

2008

154 759

225 127

512 527

515 727

186 671

2010

182 990

289 894

596 841

597 872

225 692

 

Денежный оборот - это непрерывное движение денег. В этом обращении участвуют два потока: поток товаров и услуг (выступает как предложение денег) и поток денег (спрос на деньги).

Уравнение количественной теории денег:

MV = PQ,

где М - количество денег в обращении;

V - скорость обращения денежной единицы;

Р - цена сделки или товара;

Q - количество товаров.

Это означает, что масса денег, умноженное на скорость их обращения, должен быть равен объему выпущенных товаров, умноженному на уровень цен. Если равновесие нарушается, то с помощью соответствующих интервенций, то есть финансово-экономических мер, один из показателей (а возможно, и все одновременно) необходимо подкорректировать: увеличить производство или импорт товаров, отрегулировать (ускорить) скорость обращения денег, сократить денежную массу и, в конечном итоге, повысить цены.

Денежно-кредитная политика проводится с помощью определенных кредитно-денежных инструментов, направленных на регулирование денежной массы. Предложение денег регулируется Центральным банком с помощью инструментов прямого и косвенного воздействия.

К прямым инструментам денежно-кредитной политики относятся: лимиты кредитования для отдельных банков; прямое регулирование процентной ставки; лимиты на объем или стоимость кредитов, предоставляемых отдельным отраслям.

К косвенных инструментов регулирования предложения денег относятся: операции на открытом рынке ценных бумаг, изменение учетной процентной ставки, изменение требований к уровню обязательных резервов депозитных институтов.

Прямые инструменты денежно-кредитной политики традиционно используются в странах, что развиваются, инструменты косвенного регулирования - прежде всего в индустриально развитых странах.

Существует существенное различие между инструментами прямого и косвенного регулирования. Инструменты прямого воздействия являются эффективными только в краткосрочном периоде как средство предотвращения чрезмерной кредитной эмиссии. Использование их связано с расходами в сфере распределения ресурсов: уменьшением конкуренции между банками, устранением искажений структуры их кредитных портфелей, уменьшением посреднической роли банков в экономической системе и т.д. Эффективность использования косвенных инструментов регулирования связана с развитием денежного рынка. их использование дает банкам возможность свободно распределять кредиты согласно рыночной ситуации. Существует также непосредственная взаимосвязь между политикой управления государственным долгом (в частности характером финансирования дефицита государственного бюджета) и использованием инструментов косвенного денежно-кредитного регулирования. Государственное регулирование денежного рынка и денежного обращения - одна из важнейших и самых сложных задач государства. Хорошо продуманная и правильно организованная политика в области финансов - важнейший фактор успешного развития экономики любой страны.

 

VI. Закрепление новых знаний и умений учащихся

1). Верны ли следующие утверждения?

1. Товарные деньги имеют внутреннюю стоимость.

2. Показатели общего количества денег в национальной экономике называют денежными агрегатами.

3. Чем выше процентная ставка, тем больше величина спроса на деньги для сделок.

4. Важным компонентом современной денежной системы является золотое содержание денежной единицы.

5. Спрос на деньги как активы находится в обратной зависимости от номинального ВВП.

6. С ростом реального обменного курса национальной валюты объем экспорта увеличивается.

2 ). Решите тестовые задания

1. Укажите неправильное утверждение:

а) денежную единицу Швеции называют кроной;

б) денежную единицу Турции называют лирой;

в) денежную единицу Китая называют юанем;

г) денежная единица Австрии называют маркой.

2. Укажите признак, не характеризующий современные денежные системы стран:

а) хроническое обесценивание денег;

б) официальное определение золотого содержания денежной единицы;

в) широкое развитие безналичного оборота и сокращение оборота наличных денег;

г) возрастание роли государства в стабилизации денежного обращения.

3. Демонетизация золота означает, что:

а) государство распродает свое монетарное золото;

б) прекращается тезаврация золота частными лицами;

в) золото перестает выполнять функции денег;

г) прекращается чеканка монет из золота.

4. Если предложение денег и уровень цен постоянны, то в случае увеличения дохода:

а) спрос на деньги и процентная ставка увеличиваются;

б) спрос на деньги уменьшается, а процентная ставка увеличивается;

в) увеличивается спрос на деньги и уменьшается процентная ставка;

г) уменьшается спрос на деньги и процентная ставка.

5. Если украинская гривна и российский рубль свободно плавают и спрос на украинскую гривну растет, то это означает, что:

а) предложение украинских гривен уменьшилась или уменьшится;

б) цена украинской гривне в валюте России снизится;

в) предложение российских рублей уменьшилась;

г) цена российского рубля в украинской валюте снизится.

6. Когда говорят, что страна девальвировала свою валюту, то имеют в виду, что:

а) внутренняя покупательная способность национальной денежной единицы снизилась;

б) правительство повысило цену, по которой будет закупать золото;

в) правительство уменьшило количество денег, находящихся в обращении;

г) правительство снизило фиксированный курс валюты относительно других валют.

3). Решите задачи.

Задача 1

Предположим, что курс гривны к российскому рублю такой: 1 гривна = 6 рублям. Украинские фирмы экспортируют товар в Россию, который стоит там 420 рублей. Российские фирмы также производят продукт А и экспортируют его в Украину, где его цена составляет 70 грн. Объем экспорта товара А фирмами обеих стран одинаков - 50 тыс. единиц.

Накануне выборов в Украине курс гривны относительно рубля снизился до 1 : 5,5. Вычислите размер дополнительного дохода, который получат фирмы одной из стран вследствие изменения курса.

Ответ: выручка украинских фирм в России: 420 50000 = 21(млн. руб.); обмен на гривны по курсу 5,5 принесет 3818 тыс. грн. По старому курсу они получили бы 3500 тыс. грн. Итак, украинские фирмы будут иметь дополнительный доход в сумме 318 тыс. грн.

 

Задача 2

Наличные деньги - 350 грн., срочные депозиты - 250 грн., текущие счета - 300 грн., средства клиентов за трастовыми операциями банков - 150 грн. Чему равна агрегат M2?

Ответ: 900 грн.

 

Задача 3

Денежный агрегат М1 - 500 грн., текущие счета - 100 грн., расчетные счета - 120 грн., срочные депозиты - 150 грн. Чему равна агрегат М0?

Ответ: 130 грн. (500 - 100 - 150 - 120).

 

VII. Итог урока

 

VIII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Творческое задание: 1) составить таблицу значений обменных курсов гривны относительно российского рубля, доллара США и евро на начало года и на текущую дату; 2) выявить главные тенденции изменения курсов и проанализировать причины этих изменений.