РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
УРОК 74. Взаимодействие нервной и
гуморальной регуляции
Образовательная цель: изучить интеграцию
нервной и гуморальной системы; учить анализировать и сравнивать, выявить, как
стресс влияет на организм человека.
Основные понятия и термины: стресс,
двойной контроль функций, критические ситуации.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний
учащихся.
Из перечня отделов нервной
системы А - Д выберите и зашифруйте ответы на вопросы 1 - 11.
A. Периферическая нервная система.
Б. Вегетативная нервная система.
B. Парасимпатическая нервная система.
Г. Симпатическая нервная система. Д.
Центральная нервная система.
1. Состоит из серого и белого вещества.
2. Осуществляет коленный и другие двигательные
рефлексы.
3. Спинномозговые нервы и
черепно-мозговые.
4. Совершает непроизвольные движения скелетных
мышц.
5. Осуществляет перистальтику кишечника.
6. Регулирует кровообращение.
7. Называют автономной нервной
системой.
8. Вызывает побледнение.
9. Вызывает ослабление сердечных
сокращений.
10. Вызывает увеличение гормонов.
11. Относится к вегетативной нервной
системы.
(Ответы: 1 - Д; 2 - Д; 3 - А; 4 -
Д; 5 - Б; 6 - Б; 7 - Б; 8 - Г; 9 - В; 10 - Г; 11 - В, Г).
II. Изучение
нового материала.
1. Двойной контроль функционирования
организма. (Рассказ учителя. Беседа).
Каждая ткань и органы человека
функционируют под двойным контролем каких систем? (Нервной и гуморальной).
Органы человека имеют большое количество
рецепторов, раздражение которых вызывает различные физиологические реакции. Вместе с тем
к органам отходят нервные окончания от ЦНС. Таким образом, существует
двусторонняя связь органов человека с нервной системой. Они получают сигналы
от ЦНС и является источником сигналов.
Следовательно, связь периферии с центром
называется обратной связью.
Соотношением регулирующих воздействий
обратных связей и активности нервной системы (эмоции, биоритмы)
обеспечивается координация автономных и соматических реакций организма на воздействие
окружающей среды.
Рассмотрим обычный пример из
жизни. Нас напугали. Какова реакция нашего организма? Какие системы органов эту
реакцию обеспечивают?
- Интерактивная методика «Аквариум».
Учащиеся объединены в 2 группы. Каждая
группа учеников садится в начале среднего ряда в классе и образует свое маленькое
круг. Учащиеся группы начинают обсуждать предложенную проблему. Группе, которая
работает, для выполнения задания необходимо:
- высказать вслух ситуацию;
- обсудить ее в группе,
применив метод дискуссии;
- прийти к общему решению по 8 мин.
Остальные ученики не вмешивается в
дискуссию. За определенное время группа занимает свои места, а класс обсуждает вопросы:
- Согласны ли вы с мнением группы?
- Было ли это мнение доказано?
- Какое мнение вы считаете наиболее
доказанной и аргументированной? Потом место в «аквариуме» занимает другая группа и
обсуждает следующую проблему.
Вывод. Реакция организма на испуг
такая: человек останавливается, возбуждение передается в ЦНС (об опасности) от
органов чувств, анализируется и передается обратно к мышечной системы. Здесь
задействован симпатический отдел нервной системы. У человека увеличивается частота
сердечных сокращений и дыхания. (Симпатическая нервная система). Одновременно психическое
состояние влияет и на работу желез внутренней секреции. Надпочечники, получив
импульс от нервной системы, усиливают реакцию - ответ и выбрасывают большую
количество гормонов в кровь. Результат, кроме упомянутого, есть еще и в изменении
окраска покровов кожи - они бледнеют. Здесь мы видим связь нервной и
гуморальной системы.
2. Интерактивная методика «Мозговой
штурм»
Что вы знаете о стрессе? Что такое
стресс?
Стресс - это неспецифическая
нейрогуморальная ответ организма на любое требование.
- Всегда стресс имеет отрицательное
значение? Приведите примеры.
Сообщение ученика о стрессе.
Медицинской наукой термин “стресс”
впервые зафиксирован в 1966 г. Ввел его канадский ученый-биолог Ганс
Салье. В переводе с английского слово “стресс” означает “напряжение”, ответ
организма на поставленную перед ним проблему. Г. Салье ввел понятие о фазах
стресса, выделил основные стадии опасности (мобилизация защитных сил),
резистентности (приспособление к трудной ситуации), истощения (последствия
длительного воздействия стресса).
В зависимости от степени напряжения
применение интеллектуального мышления критические ситуации бывают:
а) Стресс вызывает любая новая
жизненная ситуация. Полное освобождение от стресса, считал Г. Салье, означало бы
смерть. Однако сам стресс, если он длительный и интенсивный, может повлечь
болезни и вызвать даже смерть.
Вызвать стресс могут шум, запахи,
семейная жизнь, пребывание на рабочем месте. От уровня притязаний человека
зависит формирование стресса. Чем больше совпадают требовательность и возможности,
тем легче нам жить и реже будут возникать стрессы.
Стрессовое состояние возникает у лиц с
чувством лидерства, которые безуспешно навязывают свою волю окружающим.
Три фазы развития стресса:
стресс-ожидание, собственно стресс, післястрес.
Стресс-ожидание готовит организм к
напряжение. Волнение перед экзаменом, выступлением.
Собственно стресс, организм мобилизует
максимум своих возможностей.
Післястрес. Выделяется большая
количество адреналина во время отдыха.
б) Фрустрация. У человека есть сильная
мотивация, желание, но нет возможности, есть преграды (болезни, старость).
в) Конфликт. Человек не может сделать
выбора.
г) Кризис. Возникает проблема, от
которой она не может уйти и которую не может разрешить.
III. Закрепление знаний учащихся.
Заполнение таблицы «Сравнительная
характеристика нервной и гуморальной регуляции функций».
Сравнительная характеристика нервной
и гуморальной регуляции функций
Признаки для сравнения
|
Нервная регуляция
|
Гуморальная регуляция
|
Выводы
|
Совместное
|
Отличное
|
Определение регуляции
С помощью чего изменяются
Скорость распространения
На какие органы действует
Время возникновения
|
Управления функциями клеток организма
нервной системой
Нервные импульсы (электрические
сигналы)
Быстрое
Действует на определенный орган
Более поздняя (тип Кишковопорожнинні)
|
Управления функциями клеток -
организма гуморальными факторами
Химические вещества, поступающие в
кровь
Медленное (в 2-х ч.)
На все органы и ткани тела.
Воздействие в малых дозах
Более древняя (підцарство
Многоклеточные)
|
+
|
+
+
+
+
|
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Подготовить материал о вредном
влияние никотина, алкоголя и наркотиков на нервную систему. Класс разделить на три
творческие группы.