Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика розповідних, вопросительных и побудительных предложений

 

Основной, почти всеобъемлющей коммуникативной языковой единицей, синтаксической доминантой общение есть предложения. К категориальных, определяющих признаков предложения относятся: предикативность, модальность, относительная законченность содержания предложения, его логическая сущность, структурно-синтаксическая организованность, интонационная оформленность и коммуникативность, стилистическое своеобразие. Коммуникативной единицей являются и слова - предложения, или синтаксически не членимые предложения.

Деление предложений на повествовательные, вопросительные и побудительные обусловлен присущей им своеобразной коммуникативной функцией, целью высказанного в предложении и особой реченнєвою интонацией. Каждый из говорящих, как правило, выражается целенаправленно, его устное и письменная речь подчинено определенной цели. Как справедливо отмечал А. Пешковский, «если мы говорим только для того, чтобы сообщить свои мысли другом, то такое вещание можно назвать повествовательным... Мы можем побудить собеседника сообщить нам то, чего мы не знаем, ответить на наш вопрос, - вещание вопросительное, и можем побудить его сделать именно то, что мы ему приказываем или о что просим, - речи побудительное».

Основные коммуникативные разновидности предложений своеобразные и стилистически, по-особому проявляется во всех структурно-синтаксических группах таких предложений. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения бывают простыми и сложными, простыми осложненными, простыми распространенными и непоширеними, двоскладними и односложными, полными и неполными.

Повествовательные предложения. Стилистическое своеобразие этих предложений больше всего зависит от их модальности - утвердительной или отрицательной (утвердительные и отрицательные повествовательные предложения). Повествовательные предложения содержат рассказ о ком-либо или о чем-нибудь. Они составляют самый распространенный коммуникативный, или функциональный, разновидность предложений которые чаще всего эмоционально наиболее нейтральные. Эти предложения содержат информацию, сообщение о ком-либо, о событиях, фактах, явлениях. Розповідними предложениями утверждается или отрицается наличие или отсутствие какого-либо лица (лиц), предмета (предметов), их признаки, свойства и т.п.: Только великая цель рождает большие характеры (О. Довженко); Славен тот, кто горизонтов ищет (С. Крыжановский).

Утвердительными и негативны предложениями основном констатируется наличие или отсутствие реальных (ирреальных) явлений или выражается предостережение относительно их возможности (невозможности). Это предложение функционально исходного типа. Глагол-сказуемое в розповідних двусоставных предложениях или глагольный главный член односкладного предложения выражается разновременных формами изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного или сослагательного наклонения.

Для стилистики розповідних предложений много весит типичная для них розповідна интонация, которая имеет замкнутую структуру: начало, развертывание, завершение. Тон повышается на одному из членов предложения, который вследствие этого логически, семантически выделяется, обозначая самое главное в сообщении, и понижается в конце предложения.

Каждый член предложения (даже каждое слово) в розповідних (как и в вопросительных, побудительных) предложениях может быть выделенный логическим ударением , которым акцентируется внимание говорящих на том слове в предложении, которое семантически и стилистически самое важное по каждой отдельной речевой ситуации. Вследствие этого появляются различные функционально-стилистические варианты предложений, ср.: Казаки принимали участие во многих походах на турок (0. Гончар): вследствие поочередного логического выделения в этом предложении каждого из полнозначных слов образуются его различные стилистические варианты: Казаки (а не кто-то другой) принимали участие... и т.д.

Вопросительные предложения. Предложениями питальної модальности своеобразно выражается побуждение, адресованное лицу, от которого требуют, чтобы она высказалась, сообщила о том, что представляет интерес для самого говорящего или его собеседника: Кто вы? Как вы зветесь? Как живете, по которой ступаете пути? (М. Рыльский); Галя! - говорит, - надейся гостей... - Каких? (М. Старицкий).

Существенным, даже определяющим средством оформления вопросительных предложений является питальна интонация, которая может приобретать самых разнообразных вариаций и которой любое розповідне предложения можно превратить в вопросительное предложение, ср.: Все небо было закрыто облаками (И. Нечуй-Левицкий) и Все небо было закрыто облаками? Если в вопросительном предложении (как и в розповідному) по очереди интонационно выделять каждое из полнозначных слов, то вследствие этого сформируются различные стилистические (функциональные) варианты целом той же самой питальної синтаксической конструкции, ее различные синонимические проявления, уже относится к сфере актуального членения речи, ср.: Все небо было закрытое облаками?; Все небо было..?; Все небо было закрыто..? Все небо было закрытое облаками? и др.

С помощью интонации, а также специальных слов или словопорядку в вопросительном предложении говорящий выражает свое желание о чем-то узнать от собеседника. Вопросительные предложения в основном характеризуют не по грамматическому строению, а только за функцией.

Уже устоялся разделение вопросительных предложений на собственно вопросительные предложения, или предложения прямой питальності (прямо вопросительные предложения), и на риторические вопросительные предложения.

1. Собственно вопросительные предложения. Ими высказывается прямой вопрос кого к определенного лица (лиц), вопрос, которым побуждается тот, кого спрашивают, к немедленной и, в основном, конкретного ответа. Это самые употребляемые во всех стилях языка вопросительные конструкции, разнофункциональные, структурно самые разнообразные, прежде всего характерные для диалогов. Они конструируются с целью совместного или индивидуального постижения знаний: вопросы одного (первого) собеседника предусматривает реакцию - ответ другого (второго). Таким образом образуется относительная смысловая, структурная и функциональная целостность из двух (и более) диалогических реплик. Собственно вопросительные предложения в структуре диалога бывают грамматически полными и, особенно часто, неполными: Где твоя шинель, сержант? - спросил Черныш, сбрасывая свою (О. Гончар); Пойдем вместе! - кричат первые. - Куда? (Панас Мирный); нанялся в экономию? (М. Коцюбинский); Неужели не придет? (Леся Украинка); есть Ли среди вас грамотные? (В. Минко).

Функционально собственно вопросительные предложения делятся на з'ясувальні и уточняющие вопросительные конструкции.

В вопросно-з'ясувальних предложениях возникает необходимость тогда, когда говорящий хочет выяснить, узнать от собеседника (собеседников) о те факты действительности, которых он не знает, по которых имеет сомнение. Непременным средством организации таких предложений является вопросительные местоимения (кто, что, какой, чей, который, сколько) и наречные слова (где, куда, откуда, когда, пока, как, почему, почему, чего), которые и обозначают обобщенно то, что спрашивающий - собеседник хочет выяснить: А кто едет из молодых? (М. Коцюбинский); Что это с тобой случилось такое? - допытывается Колесник (Панас Мирный); А ты что делаешь вот на хате? - крикнул голова на Лаврина (И. Нечуй-Левицкий); тип мелодики характерен для вопросительных предложений без вопросительных слов и с вопросительными словами? (Из учебника); А где же хозяин? - молвил громко (А. Головко); Где могилы наших героев, наших товарищей? (О. Довженко); Пока будешь работать? С тех пор как начал? (В. Минко); Как ты теперь чувствуешь себя?; Почему с ней не живешь в согласии? (М. Коцюбинский).

Своеобразную разновидность вопросно-з'ясувальних предложений составляют так называемые альтернативные вопросительные предложение: В хоре поют юноши или девушки?; Вы пишете стихи, повести или пьесы?; Он отвечал: уверенно или неуверенно? Вопрос в таких структурах предусматривает альтернативную ответ, т.е. ответ, который допускает одну из двух или нескольких возможных. Тот, кто спрашивает, хочет узнать от собеседника, какое из перечисленных слов соответствует реальному положению вещей.

В вопросительно - уточняющих предложениях говорящий нуждается тогда, когда хочет, чтобы собеседник лишь подтвердил или опроверг содержание вопрос. На такой вопрос всегда можно ответить только однослівним Так или Нет, сравн.: Разве мама бывает в это время дома? (А. Шиян) и Мама бывает в это время дома?] Понравилась ли вам наша река? и Понравилась вам наша река? Также и структуры складнопідрядного предложения могут иметь значение уточнювальної прямой питальності: не продали бы вы, человече, той елки, что растет в вашем саду? (М. Коцюбинский).

Отдельной разновидностью собственно вопросительных предложений является перепитувальні предложение: В шахматы играли, - весело сказал Сережа. - Играли? - строго переспросила Ильевская (О. Гончар). Это, как правило, грамматически неполные диалогические конструкции. Конечно повторяется такой элемент предыдущего высказывания, что не достаточно понятен или неясно услышан собеседником, вследствие чего и возникает потребность в его повторении.

2. Вопросительно-риторические предложения, или предложения косвенной питальності. Они составляют значительную по объему, специфическую по содержанию, структуре и стилистической функцией группу вопросительных предложений. В вопросительных предложений их относят условно, только из-за присущей им своеобразную вопросительную интонацию и то, что функцию средств грамматического оформления этих конструкций выполняет вопросительный местоимение или питальна доля: Кто из вас может перечислить обязанности матери?; Разве так человеку жить?; А когда же к труду приучаться, как не в молодости? (О. Гончар); Ну, как не цвести калине молодой? (П. Тычина). С функциональной точки зрения риторический вопрос является не настоящим, потому говорящий сам хорошо знает то, о чем он спрашивает . Риторический вопрос - это скрытое утверждение или отрицание: словом зборкати орла? Правду обиду преодолеть?

(М. Рыльский), сравн.: Словом не зборкати орла! Кривде правду не преодолеть! За то что сущность вопросительно-риторических предложений воплощается в специфической вопросительной интонации и что мнение - суждение в них выражается с особой эмоциональностью, вопросительно-риторические предложения широко представлены во многих произведениях художественной литературы, в публицистике, выполняют функцию стилистически яркого средства вещания.

Итак, риторические вопросительные предложение коммуникативно не ориентированы на получение ответа на то, о чем ими косвенно «спрашивается».

Побудительные предложения, или предложения побудительной модальности. Ими выражаются такие волеизъявления человека, которые можно объединить понятием названием «побуждение». Это вербальный (словесный) процесс, которым кто-нибудь кого-то побуждает к определенному действию, поступку, состояния души и т.д. Разновидности и проявления такие побуждения: приказ, требование, призыв, пожелание, просьба, приглашение, запрет, предостережение, совет, уговоры, мольбы и др. Отсюда и функциональное разделение побудительных предложений на определенные разновидности или группы. Самые распространенные из них: повелительные (императивные) предложения и выражающие просьбу, призыв, пожелание, просьбу, совет и др. (названия «просительные», «призывные», «побажальні» предложения выдаются стилистически неуклюжими, хотя иногда - и не без оснований - уживаются, особенно в устной речи). Общим же, родовым для всех этих сроков служит термин - название побудительные предложения, которым обозначают любое словесно реализовано побуждения: приказ, просьба, пожелание и т.п.: Убегайте с дома, горит! - кричал Андрей (Г. Коцюбинский); Воды! - воскликнул смотритель. - Воды!! (Панас Мирный); Гетьте, думы, вы, осенние облака! (Леся Украинка); Воспоем песню искреннюю! (Т. Масенко); Крепко, братья, стиснім руки, обіймімось горячее; вместе рушим против муки, что поражает больно (П. Грабовский).

Собственно спонукальність, к тому же нередко наибольшей интенсивности, активности, может также выражаться інфінітивом: Немедленно очистить телеги от всего постороннего. Выбрасывать все, что не может стрелять или взрываться. Зато навантажуватись боеприпасами (О. Гончар).

Одной из определяющих (хотя и не собственно грамматических, синтаксических) признаков побудительных предложений является интонация, которая бывает різнотипною, однако чаще всего наказовою, прохальною, бажальною, закличною. Побудительная интонация может приближаться к питальної или повествовательной. Итак, интонация - категориально существенное свойство как глагольных, так и недієслівних побудительных предложений: Читайте тихо! Спокойно! Тише! и т.п.

Побуждение, розповідність и вопрос - это категории, которые неизмеримо богатые смысловые и экспрессивно-стилистические, эмоциональные оценки - общие, схожие и взаимопроникающие. Грани между побудительными и розповідними предложениями могут стиратись. Повествовательным речью тоже можно побудить к действию, напр.: Приехал мой знакомый - предложение розповідне. На эту фразу можно и не среагировать, и, заинтересовавшись сообщением, воспринять его как косвенное побуждение к действию, как косвенно побудительный выражение. В конце концов, любое розповідне ли вопросительное высказывание, которое так или иначе влияет на поведение человека, может функционально осмислюватись и восприниматься как предложение побудительное.

Отдельная разновидность побудительных предложений составляют бажальні предложения - синтаксические структуры, которыми говорящий выражает свое желание что-нибудь сделать, сказать, написать, постичь: Хотела бы я песней стать в эту минуту ясную (Леся Украинка); Взглянуть бы еще раз на синий Днепр... (Леся Украинка); Хоть бы не опоздать на работу; Если бы хоть войны не было; Как бы то скорее рассвело! и т.п. Сказанное в бажальних предложениях касается лица говорящего. Это типично разговорные синтаксические конструкции, которыми говорящий выражает желание, удовольствие или неудовольствие, которое для него является важным, актуальным.

Следовательно, с целью высказывания различают повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Любое из них может быть окличним.

Восклицательные предложения. Если повествование, вопрос или побуждение выражается интенсивно, с очерченной почуттєвістю, то предложение с таким качеством приобретает окличної модальности, окличного стилистически-эмоционального направления, становится окличним - розповідно-окличним, вопросно-окличним или побудительно-окличним: Это ты, мой чарівниченьку?! (Леся Украинка); Где же тот мир?! И где правда!? Горе! Горе! (Т. Шевченко).

Восклицательные предложения выделяют по свойственной предложением функционально-стилистической забарвленістю, которая реализуется им с помощью окличної интонации. Она является основным средством оформление этих предложений. Восклицательный интонация характеризуется высоким тоном, большей силовой напряжением голоса и другими признаками.

Дополнительными средствами выражение эмоциональности, экспрессивности могут быть и некоторые словесные средства: возгласы (а, ага, ах, о, ох, ой, о леле, о нене, ой мамочка и т.п.), восклицании доли (ну и, что за и др.), местоимения и местоименные наречия (который, такой, как, так и др.): О-ох! - с облегчением вздохнул Макар Иванович (Г. Коцюбинский); Тьфу! Чур тебя! - крикнула в сенях Параска (И. Франко).

Итак, окличної модальности может приобретать любой тип предложения по цели высказывания, если только его произнести эмоционально, с явной экспрессией, выражая таким способом какое-то доминирующее чувство - радость, восторг, удивление, гнев, страх, испуг, отчаяние, гнев и др. Сравн.: Настала весна.; Наступила весна? и разнофункциональных восклицательные предложение Наступила весна!; Наступила весна?!; Наступила весна!!; Наступила весна?!! или: Из домов выбегали мужики... Хватали ведра, лопаты: - Где горит?!! - Что зчинилось?! - Бегом к волости! - Может, банда!.. (М. Потупейко).