Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 6
НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА
Фридрих Ницше
(1844-1900)
«Я хочу учить людей смысла их бытия».
«Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, - пишет о этого великого философа Б. Рассел, - но ресницы выше Шопенгауэра во многих измерениях, особенно потому, что его учение является последовательным и не противоречивым» (Рассел Б. История Западной философии. Т. II. - С. 275).
Позволю себе разделить эту оценку на три части, поставив в каждой из них отдельное вопроса: 1) Ницше был последователем Шопенгауэра? Так. Ибо в основу (и начало) своего философского учения, а вернее, философствования, положил «волю» силу которой впервые обосновал Шопенгауэр; 2) был ли он « выше Шопенгауэра»? На этот вопрос ответить вряд ли возможно, потому что оно неверно поставлен. В истории философско мысли и Шопенгауэр, и Ницше были и остаются звездами первой величины. Правда, одна из них (Шопенгауэр) находится от философской орбиты цивилизации на более дальнем расстоянии ее свет идет к человечеству дольше и воспринимается не иначе, как через сумерки; 3) было ли учение Ницше более последовательным и не противоречивым чем у Шопенгауэра? Вряд ли. Оба философы излагали свои мысли, преодолевая сонм противоречий, которые они же сами создавали. Об их «последовательность» можно говорить лишь условно.
Размышляя над этими аргументами, не предвзятый читатель сам составит впечатление о большие и величественные философские фигуры, которыми вне всякого сомнения были и есть Шопенгауэр и Ницше. Вместе с тем, сравнение, предложенное Б. Расселом, я бы не спешил отвергать или, даже, отодвигать в сторону: оно имеет смысл, по крайней мере в том отношении, что популярность Ницше (как при жизни, так и после смерти) значительно превосходила Шопенгауэра.
А родился будущий великий философ в семье протестантского пастора, где он получил основательное религиозное воспитание. Авторитет отца был для Фридриха неоспоримым. Память, нежность и теплоту к нему Ницше пронес через всю жизнь, хотя и считал, что болезненность, мешала работать на полную мощность, досталась ему в наследство от отца. Мальчик в буквальном смысле відлунював таланты, имел блестящую память, проницательный ум и удивительную сообразительность. С детства он был чрезвычайно организованным и благородным. Друзья называли его «маленьким пастором» и уважали, потому что знали, что Фридрих никогда не сделает того, что противоречит совести. Благородство своей души, обогащенной достижениями человеческой культуры, Ницше перенес в философию. Его «философия жизни» - это гимн благородству и человечности. И хотя кое-кто хотел лукаво приобрести на этом «политический капитал» - идеологи фашизма, в частности, пытались подать философское учение Ницше в качестве передтечії нацизма, - история все расставила на свои места: Ницше утвердился в ней как один из лидеров когорты мыслителей первой величины, вне изучением которого о постижении цивилизационного поворота человечества в XX веке не может быть и речи.
Сначала Фридрих посещает гимназию в Шульпфорте, затем изучает классическую филологию в Бонне и Лейпцізі. Таланты юного Фридриха заметили в университете. Он блестяще владел предметом своего познания и еще до окончания университета был приглашен в профессорской должности в Базеле. Некоторое время Ницше преподавал в университете. Однако состояние здоровья вынуждает его уйти В отставку. Ницше живет в Швейцарии и Италии. Лечится и работает, постепенно теряя осмысленность, нередко впадая в забытье и растерянность перед миром. Потеря сознания, припадки, головные боли, временная слепота приняли философа в свои холодные лапы. К сожалению, эти болезни прогрессировали до самой смерти.
«Рождение трагедии из духа музыки», «Несвоевременные размышления», «Человеческое, слишком человеческое», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Воля к власти», «Веселая наука», «Утренняя заря», «Антихрист» - далеко не полный перечень творческого наследия великого философа.
Ф. Ницше понимал жизнь как проявление субъективности, присущий человеку, как «волю к власти» - «жажду жизни», основанной на биологическом инстинкте выживания. Разнообразные социальные и моральные нормы, институты, реалии бытия сдерживают реализацию этой воли, которая к тому же наталкивается на хаос, возникший вследствие смерти Бога. Бог (в это понятие Ф. Ницше вкладывает смысл «нравственных и социальных регулятивов») умер. И поскольку это - факт, то все позволено! Человек должен строить свою жизнь по собственному разумению. Однако не каждый на это способен. Только «сверхчеловек» (человек высокой воли и благородного духа) может понять жизнь и выстроить его в соответствии со стремлением собственной воле. Именно она «стоит по ту сторону добра и зла», устанавливает нормы и правила своего существования в мире, отвечает перед собой за результаты своей деятельности. Впоследствии к ней подтягиваются другие. Так рассуждал Ницше.
В книге «Так говорил Заратустра» есть сюжет о три превращения Духа (воли) человека. Сначала человек должен стать «Верблюдом», который сможет «перейти Пустыню», то есть освоить культурные достояния и составить о них свое личное впечатление. Далее она должна стать «Львом», наброситься и разорвать ценности, что «посрамили себя перед человечеством». Наконец, она должна стать «Ребенком» - стать «по ту сторону добра и зла» - и начать созидание новых ценностей - человеческих и человечных, справедливых и благородных, а дальше, сделавшись «сверхчеловеком», развернуть воспитания этих качеств у других людей.
Как понимать эти сентенции великого философа? Только как призыв к волюнтаризму, порабощения народов и торжества «белокурой бестии» (что, кстати, взяла на вооружение философия нацизма), или несколько шире? Кажется, что мысль Ф. Ницше двигалась за пределы «германизма» и «национального социализма», вибудовуваних позже на ее (как и на некоторых других) началах. Кстати, «белокурая бестия» - не обязательно немец. Арийцы, согласно Ф. Ницше, лишь одна из благородных рас прошлого. Сверхчеловек, считал философ, с в всех благородных расах.
Великий немецкий философ видел кризис общества и регулятивных механизмов сосуществования людей, особенно традиционной морали, основанной на религиозных постулатах, и настойчиво, как
и Л. Фейербах, искал выход. Однако если Л. Фейербах на место традиционной религиозной морали поставил религию любви к человеку, то Ф. Ницше на место «морального Бога», который обанкротился, поставил сверхчеловеке, важнейшими характеристиками которой является врожденное благородство и аристократизм. По мнению Ф. Ницше, сверхчеловека еще нет, ее надо «вырастить» (воспитать). Именно в воспитании благородства и аристократизма мыслитель усматривал высшую цель человечества, главный смысл истории.
Среди комплекса философских проблем Ницше выделял одну - проблему становления (воспитания) Человека в ее человеческих характеристиках. Собственно, этой проблеме он подчинил весь свой литературный, музыкальный и философский талант. Каким путем можно создать такую культуру, совокупность норм, традиций, правил и верований, чтобы каждый человек, войдя в них и подчинившись им, мог облагородить свой внутренний мир?; как создать такое общество, которое бы воспитывало человека?; как воскресить чувства истины и красоты, веры и справедливости, благотворительности сильных и благородных страстей?; как облагородить человека? - вот грани проблемы, на которой сосредоточивался Ницше, пытаясь дойти до смысла жизни и объяснить этот путь людям.
«Смерть Бога» у Ницше предстает в качестве символа мирового значения - потери веры в высшие ценности и, одновременно, необходимости поиска другого порядка ценностей, утверждение их другой иерархии. «Бог умер» - означает не что иное, как разрушение (банкротстве) духовно-нравственной платформы, опираясь на которую люди выстраивают свой социальный дом и культуру. «Воля к власти» у Ницше возникает в качестве принципа всего живого как «жажда жизни», благодаря которой происходит становление новой иерархии человеческих ценностей. «Переоценка ценностей» по Ницше является именно тем механизмом, благодаря которому европейское сообщество откажется от обще-христианской идеи потустороннего жизни и в конце концов осознает необходимость утверждения себя в мире реальном, как единственно возможном.
Размышления Ф. Ницше о воспитании сверхчеловека и построение общественной жизни на началах аристократизма и благородства духа является своеобразной реакцией, с одной стороны, на масо візовані (безнравственные) формы жизни людей, что утверждалось в период кризисного состояния империализма, а с другой - на социалистические концепции их преодоления, которые он не разделял и не принимал. Как подчеркивает известный исследователь ницшеанскому философии Ф. Хайнеман, "философия жизни основывается на протесте жизнь против преувеличенной роли разума, которая вычисляет проблемы современного общества, на протесте души против машины и вызванных ею овеществление, техніфікації и духовного обнищания человека" (Цит. по: Богомолов А. Немецкая буржуазная философия после 18(55 года. - М., 1969,- С. 114).
Видимо, уже в тот период Ф. Ницше понимал, что масовізація разрушает, подрывает корни социальности и духовной нравственности человеческого общежития. Он догадывался и о том, что воспитание людей на началах социалистического идеала также не даст желаемых результатов, не сохранит высокую духовность, а наоборот - разрушит ее до основания. И в то же время, Ф. Ницше растерялся перед угрозой тотальной массовизации общества и не нашел ничего другого, как противопоставить ей аристократизм и благородство сверхчеловека.
Начатые размышления Ницше о человеке и его жизни в этом мире, человеческие ценности и воспитание, про волю, как принцип и движущую силу жизнеутверждения, положили начало своеобразному философскому направления - «философии жизни», главными представителями которого были такие выдающиеся мыслители, как А. Бергсон, В. Дильтхей, Г. Зіммель и О. Шпенглер.