Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Макс Вебер

(1864-1920)

«Накопление денег при условии, что это делается в легальный способ - в рамках современного хозяйственного строя, - является следствием и выражением деловитости человека, следующего своему призванию»



Немецкий ученый, который вошел в истории интеллектуального развития человечества как основатель так называемой познавательной социологии, теории социального действия, идеальных типов, универсально-исторической модели развития капитализма как торжества принципов рационализма в хозяйственном, политическом и социальной жизни общества, родился в Эрфурте, в семье довольно влиятельного городского чиновника, депутата германского рейхстага и прусского ландтага. В семье царил дух классического образования, либерализма и интеллектуальной свободы, кальвинистской набожности и порядке. Этот дух поддерживала (и удерживала) иметь, уважение и любовь к которой Макс пронес через всю жизнь. В доме Веберов часто встречались влиятельные политики, ученые, деятели науки и культуры. Бывал здесь и известный философ В. Дильтхей.

Мальчик рос болезненным. Это мешало ему работал с книгами, удовлетворять любознательность, которая переполняла чрезвычайно способного и одаренного ребенка. Вебер тянулся к знаниям. В неполных тринадцать лет он перечитывает произведения Гете,

Спинозы, Канта, Шопенгауэра, в пятнадцать - Геродота, Воргілія, Тита Ливия, Цицерона, Саллюстія и труда по истории религии Европейского средневековья.

Освоение классического университетского образования Г. Вебер начал с Гайдельберзького университета, продолжил в Берлинском и Страсбургском университетах, завершил - в университете г. Гетгінгена. Центральным предметом данного образования была идея нрава - юридические науки, рядом с которыми (и в контексте которых) освою вались экономика, философия и древние языки.

Основательная образование позволило двадцятидвохрічному юноше подготовить и защитить докторскую диссертацию, посвященную истории средневековых торговых обществ в Италии. Примерно через два года, после публикации труда «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891), он занимает должность инструктора права в Берлинском университете. А еще через три года М. Вебер принимает приглашение Фрейбургского университета и возглавляет кафедру политической экономии.

Первая лекция молодого ученого вызвала колоссальную заинтересованность университетской общественности. Экономика, политика, национальные интересы государства и роль национальной элиты - вот ряд проблем, через анализ взаимосвязи между которыми Вебер пытались достучаться до сердец молодого поколения немецкой інтелектуалістики. И его услышали! Вебер становится одним из найпонулярніших лекторов университета. Нервное заболевание, к сожалению, змучило его на достаточно долгий период прервать лекционную и научную деятельность. К активной умственной деятельности М. Вебер поверюється лишь через 13 лет.

Понятно, лечась в санаториях Италии, общаясь с доста точно узким кругом ближайших друзей и знакомых, Вебер работал. Ум, как и вулкан, остановить невозможно. За период с 1896 по 1919 гг. философ совершает поездку в США. редактирует немецкий социологический журнал «Архив социальной науки и социальной практики», читает лекции в Гайдельберзькому и Венському университетах, пишет и публикует ряд работ, принесших ему европейское и мировое признание. Круг его научных интересов чрезвычайно широк. Ученый исследует античную, средневековую и новоєвропейську историю хозяйства; анализирует механизм функционирования религии, права, морали и искусства; изучает проблему капиталистической урбанизации; рассматривает актуальные проблемы развития науки и политики; интересуется (анализирует и высказывает свои компетентные выводы) по проблемам внешнеэкономической политики, в частности в США, России.

Перу М. Вебера принадлежат такие труды, как «К истории торговых обществ средневековья», «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права», «Национальное государство и народно-хозяйственная политика», «Рошер и Кинс и логические проблемы исторической политэкономии. Серия статей», «Протестантская этика и дух капитализма», «Критические исследования в области наук о культуре», «О категориях понимающей социологии», «Хозяйственная этика мировых религий», «Политика как профессия», «Наука как профессия», «Хозяйство и общество» и др.

Лейтмотив философии и социологии М. Вебер - рациональность как историческая судьба западного общества и как организационный принцип познания.

Продолжая традиции неокантианцев, М. Вебер утверждает, что науки об обществе, в такой же степени как и естественные науки, должны быть освобождены от субъективных оценок. В противовес «субъективизма в социальной теории», философ создает методологическую концепцию «идеальных типов» и предлагает ее в качестве основного средства достижения научной объективности.

«Идеальный тип», по Веберу, - это своеобразная умственная конструкция, познавательный средство, которое позволяет исследователю приблизиться к предмету своего научного рассмотрения, составить о нем более-менее реалистично представление. К таким конструкциям относятся понятия «капитализм», «христианство», «средневековое городское хозяйство» и др. Эти понятия не вытекают из эмпирической действительности непосредственным образом; они конструируются как «исследовательские утопии» под влиянием субъективной позиции исследователя, избранного подхода, его взгляда на действительность. Это - продукт «научно дисциплинированной фантазии». Целесообразность их присутствия в научном поле определяется мерой их евристичності и не более. Отсюда, считал ученый, следуют два вывода: 1) параллельно могут существовать несколько «умственных конструкций» и вопрос о том, какая из них более реалистичная, не есть корректное; более весомая является та, которая позволяет наращивать научное знание; 2) каждая конструкция - «идеальный тип» - имеет пределы своей евристичності; со временем он уступит место другому, более продуктивном. Конструируя теории, гуманитарные науки (и ученые-гуманитарии) должны всегда учитывать, что разница между «идеальными типами» является количественной, а не качественной.

Элементарной «единицей социологии» М. Вебер считал «социальное действие», что базируется на двух постулатах: а) осмысленность, субъективной мотивации и б) «ориентации на других», что придает этому действию социального значения. Субъектами социального действия, по Веберу, есть индивиды, а не общественные институты или социальные общности. Модель «социального действия», разработанная философом, включает в себя такие основные типы: 1) целое рациональное действие (цели и средства которой сознательно избираются индивидами, а критерием целесообразности их выбора является успех); 2) ценностно-рациональный тип действия (осознанная деятельность осуществляется под воздействием системы ценностных ориентаций индивида, несмотря на успех); 3) эффектный тип (он определяется непосредственными эмоциональными реакциями индивида); 4) традиционный тип (определяется привычкой).

Данная типология видов деятельности возложена Вебером в основу созданной им же концепции «легитимной организации власти», призванной управлять индивидами. Анализируя различные типы власти (харизматический, традиционный и т.д.), философ подчеркивает роль разума - «универсального разумного начала» - в достижении оптимального социального порядка, анализирует его организацию в современном (капиталистическом) обществе. «Универсальный разум» отождествляется Вебером с религией, в частности, такой ее разновидностью, как протестантизм. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» философ предложил новаторское решение исторического генезиса капиталистического общества, связал его с европейской Реформацией, обосновал вывод о том, что именно религия является той идейно-рационально-идеологической основой, на которой сращивается рационально-легитимный способ хозяйствования, политической организации, образа жизни и морали современного человека. Эту мысль философ детализировал в цикле работ, посвященных социологии религии. Социология религии составляет своеобразную «парадигму» веберівської социальной философии.

М. Вебер одним из первых социальных философов понял и воспроизвел ту простую истину, что поиск идеальной духовной доминанты общественного сосуществования людей в социуме требует выхода за пределы классовости и приближения к общечеловеческих приоритетов.

До капитализма М. Вебер подходит нетрадиционно. Он видит в нем исторически сложившуюся своеобразную систему, способ хозяйствования, организации общественной и индивидуальной жизни на принципах целесообразности, рационализма, взвешенного стремление к реализации личного интереса в согласовании с интересами человеческих общностей, общества. Наивный взгляд на капитализм, согласно которому суть этого образа жизни определяет стремление к наживе, предпринимательства, денежной выгоды несмотря на все человеческие моральные ценности, с истинным капитализмом не имеет ничего общего. Указанные стремление извечно присущие людям всех типов и социальных слоев, всех эпох и всех стран мира. Они всегда проявляют себя при любой возможности.

Суть капитализма, считает М. Вебер, в другом: капитализм это система, которая пытается преодолеть (и преодолевает!) определении иррациональные стремления или добивается их рационального регулирования. Капиталистическим называется такой способ производства, который базируется на ожидании прибыли за счет возможностей обмена, то есть широком и соответствующим образом организованном предпринимательству. Капитализм - это такая система производства, обмена и потребления, которая ориентирована на точный расчет, планомерное использование материальных ресурсов или личных усилий для получения прибыли таким образом, чтобы исчисленный в балансе конечный доход превышал стартовый капитал, привлеченный к его организации (Вебер М. Избранные произведения. - М.,1990. - С. 48).

Источники такого способа хозяйствования кроются, по М. Вебером, в своеобразной умственной деятельности людей, их мировоззренческих и моральных принципах, сформированных на ранних стадиях жизнедеятельности людей и донесених до наших дней поколениями, которые прошли экономический отбор. Этот способ мышления М. Вебер обозначает термином «рационализм». Его корни исследователь усматривает в религии, особенно в ее реформаційному прочтении, то есть в протестантизме, согласно которому основу любви к Богу составляет прежде всего выполнение профессионального долга - рационального преобразования в интересах человека окружающего социального космоса. Таким образом, организованная деятельность в рамках своей профессии дает человеку возможность убедиться в спасении, а успех в ней рассматривается как подтверждение богоизбранности (Там же. - С. 148-149).

Развернутая и выверенная временем система требований сознания - духа капитализма, - считает М. Вебер, - воплощенная в наставлениях Бы. Франклина. В обобщенном виде она ориентирует на такие ведущие ценности: время - деньги; кредит - это деньги; деньги по природе своей плодовиты и имеют свойство рождать новые деньги; точность - это деньги; честность и предприимчивость в делах - это деньги; умеренность в потреблении - это деньги. Аккуратность показывает, что ты помнишь о своих обязанностях, отмечает Г. Вебер, то есть, что ты не только пунктуальный, но и честный человек, а это увеличивает твой кредит (Там же. - С. 72).

Такой тип сознания и порождает новый способ организации всей системы жизнедеятельности и общения. Религиозно-нравственная Доминанта обусловливает мотивацию и внутренний настрой людей на порядочность, взаимоуважение и взаємовигоду, формирует соответствующие ценностные ориентации. Эта система, считает М. Вебер, прогрессирует в соответствии с растущих потребностей людей, их внутренней ориентации на Благополучие, благо, материально обеспечен и морально взвешенное существования.