Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Вильгельм Дильтхей

(1833-191 1)

«Природу мы объясняем, душев не жизнь - постигаем»



Один из наиболее ярких представителей «философии жизни» Вильгельма Дильтхей родился в семье протестантского священника в городке Біберіх близ Висбадена. В семье царила атмосфера просветительской религиозности, дух наук и авторитет искусств. Гимназия дала юноше неплохие знания, которые позволили ему поступить на учебу на теологический факультет Гайдельберзького университета, продолжить его в Берлинском университете, основательно изучить теологию, историю и философию.

Становление философского мировоззрения молодого ученого осуществлялось под влиянием Куно Фишера, тогда еще молодого приват-доцента, который только-только начинал работу над будущим знаменитым исследованием по истории европейской философии. С отставкой Куно Фишера (пантеизм). Дильтхей переезжает к Берлинского университета, углубленно изучает историю и науки о духе, увлекается исследованиями Б. Нибура, Л. Ранке, Ф. Тренделенбурга, осуществляет «конечный переход» от теологии к философии. Впоследствии он защищает докторскую диссертацию и занимает должность приват-доцента престижного Берлинского университета, где читает курс логики «с подробным анализом методов других наук». Позже В. Дильтхей избирается на должность профессора Базельского университета (кстати, на два года раньше Ф. Ницше), где и оказались основные линии его философского таланта.

Программной можно считать лекцию, прочитанную В. Дільтеєм при вступлении на должность профессора философского факультета Базельского университета. «Философии принадлежит, - сказал В частности. Дильтхей, - снова обратиться к Канту - через головы Ге геля, Шеллинга и Фихте». Тезис была созвучна с требованием неокантианцев «Назад, к Канту». Между тем В. Дильтхей вкладывал в нее другой смысл: «Вперед, вместе с Кантом!». Собственно, это и стало сим волом дільтеєвських размышлений об истории, познания, понимания и духовность, методологические основы гуманитарного познании! в общем.

Карьерные изменения. Дильтея связанные с университетами городов Киля, Бреслау и Берлина. Берлинский период в творчестве философа стал определяющим. Он избирается действительным членом Королевской Прусской академии наук. Его творчество достигает зенита. Однако Судьбу, как всегда, определяет случай: Дильтхей внезапно умер в результате эпидемии, которая застала его в г. Тироле.

Основными произведениями В. Дильтея является «Жизнь Шлейєрмахера», «Введение в науки о духе», «До решения вопроса о происхождении нашей веры в реальность внешнего мира и ее обоснованность», «Описательная психология», «Переживание и поэзия», «Построение исторического мира в науках о духе» и др.

Принципиальная новизна, с которой В. Дильтхей подошел к познанию «духа» и всей гуманитарной проблематике, заключалась в трактовке субъекта как «целостного человека» во всей «полноте жизни» включении в познавательный процесс всего жизненного опыта человека. «В сосудах субъекта познания, сконструированного Локком, Юмом и Кантом, - пишет Дильтхей, - течет не настоящая кровь, а разжиженный сок разума как чистой мыслительной деятельности. Меня же психологическое и историческое изучение человека привело к тому, чтобы ввести ее - при всем разнообразии сил, как чувственную, бажаючу, уявляючу существо - в основу объяснения познания». Знаменитое декартівське «Cogito» и кантівське «я мыслю». Дильтхей заменяет в данной единством самосознания «я мыслю, я желаю, я боюсь». Таким образом, В. Дильтхей утверждает понимания сознания (духа и познания) как целостного исторически обусловленного комплекса познавательных и мотивационных условий, которые находятся в основе опыта действительности. Сознание, по В. Дільтеєм, есть система переживания действительности, которое отнюдь не сводится к одной лишь интеллектуальной деятельности. Это - аромат леса, наслаждение от природы, упоминание о событии, то есть все, в чем проявляет себя психическое.

В. Дильтхей и был одним из тех представителей философии жизни, который не только обосновал ее мировоззренческие установки, но и применил их к исследованию методологических проблем исторического познания. Как отмечают исследователи, в образе В. Дильтея философия жизни приобрела своего первого систематика, благодаря усилиям которого поднялась до уровня «академических» философских учений.

Согласно В. Дільтеєм, основой, «последнее корнем» философского мировоззрения является «жизнь», которое понимается как «волевое напряжение, факты воли, мотивы и чувства». Итак, «жизнь» - то есть «духовно-эмоциональные проявления». Жизнь каждого индивидуума творит именно из себя свой собственный мир. Рассуждения о жизни порождают жизненный опыт. Как человеческая природа остается всегда одной и той же, так и основные черты жизненного опыта является чем-то общим для всех. Но жизненный опыт наполнен противоречиями проявлений самой жизни: жизненность и вместе с тем закономерность, разум и произвол; что-то может быть понятным, однако, в целом, нечто совершенно загадочное. Человеческая душа жаждет объединить эти жизненные отношения и основанный на них опыт в одно целое, но достичь этого не может, поскольку сосредоточение всего непонятного составляют рождение, развитие и смерть. Живой знает о смерти, но не может ее понять. Возникают соответствующие настроения, переживания и бесконечная множественность оттенков в отношении людей к миру, создает основу для формирования и развития на их основе разно-направленных мировоззрений.

Их назначение состоит в том, чтобы на основе жизненного опыта разгадать «загатку жизни», обнаружить «нечто совершенно загадочное», противоречивое, раскрыть тайну «рождения, развития, смерти». Наука осуществляет анализ и затем устанавливает общие отношения между изолированными таким образом однородными группами фактов; религия, поэзия и первобытная метафизика выражают значения и смысл целого. Наука изучает, познает, а эти последние - понимают, делает вывод философ.

Все мировоззрения, поскольку они пытаются дать лодке разгадку «загадки жизни», имеют одинаковое строение. Мировоззрения представляют собой систему, в которой па основе одной картины мира решаются вопросы и значение и смысл мира, и отсюда выводится идеал - высшее благо, основные принципы жизни. Но эта система, считает В. Дильтхей, определяется психической закономерностью, согласно которой концепция действительности полагается в основу разделения состояний и вещей на приятные и неприятные, те, которые вызывают удовольствие и неудовольствие.

Историческая концепция В. Дильтея формируется на основе оригинальной трактовки ученым структуры и функциональной сущности человеческого сознания. Он исходит из того, что сознание состоит из трех относительно самостоятельных пластов: предметного (воспроизводит реальность), эмоционального (отражает отношение человека к этой картине) и воли, в которой эмоциональные оценки приобретают формы импульсов, направленных на трансформацию действительности. Эмоциональный пласт сознания составляет основу человеческой активности. Эмоциональность выходит за пределы рациональной оценки действительности. Воплощаясь в воле, она формирует такую историческую реальность, которая не может быть осягненою умом других поколений. Чтобы понять историю, делает вывод В. Дильтхей, следует проникнуть в переживания прошлых поколений. Специфика исторического познания заключается в воссоздании истории как сопереживание.

Сопереживание, за В. Дільтеєм, должно пройти две стадии: проникновение в биографии действующих лиц истории, освоение процесса объективации духа в реальных исторических действиях. Задача историка заключается не просто в описании той или иной совокупности физических вещей и событий, а в раскрытии заложенной в них внутренней активности человеческого духа.

Чрезвычайно трудно проникнуть в дух эпохи, рассуждает далее ученый. Понять его средствами общих категорий и причинных закономерностей вообще невозможно. История - это такая отрасль знания, которая полностью находится в пределах внутреннего переживания. Историк словно переживает ход истории, воспроизводит й"! изнутри, выносит ей приговор с позиций сегодняшнего времени, интерпретируя историю на основании известных ему фактов. Цеі1 приговор всегда будет субъективным. Именно поэтому В. Дильтхей отдал предпочтение искусству перед наукой, співпереживанню перед рациональным познанием. По его мнению, так называемое объективное постижение истории всегда является субъективным. К истине ближе тот, кто глубже сопереживает хода истории, собирает более эмпирического материала, проникновенно его интерпретирует.

Обвинить В. Дильтея в субъективизации истории, конечно можно, ведь ученый действительно воспроизвел ее суть и природу с субъективной стороны, то есть субъективные факторы. Но какие бы объективные причины не побуждали людей к тем или иным действиям, люди действуют, руководствуясь, как правило, собственным восприятием и переживания: ситуации. Иначе бы история превратилась в механизм однолинейной действия: фактор - действие - результат, что не соответствовало бы действительности. Даже в одинаковой ситуации люди принимают неодинаковые решения. Ими руководит субъективность, что и попытался показать В. Дильтхей с помощью метода историософского познания как непосредственного сопереживания истории.

Метод понимания (познание), обоснованный В. Дільтеєм, позволил Гадамеру назвать его отцом - основателем герменевтики. И хотя В. Дильтхей этого термина не употреблял, слава основателя понимающей философии осталась за ним навсегда. Из философии В. Дильтея берут истоки экзистенциальная философия К. Ясперса и Г. Липпса. Философия В. Дильтея также имела мощное влияние на формирование педагогических систем и взглядов Г. Ноля, Э. Шпрангера, Т. Литт, В.-Ф. Больнова. В. Дильтхей, между прочим, считал педагогику целью любой истинной философии.