Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

Урок 74

Тема. Смешанные числа

 

Цель: сформировать понятие «смешанное число, целая и дробная часть числа»; формирование алгоритмов выделение целой части из неправильной дроби и записи смешанного числа в виде неправильной дроби; научить учащихся применять названные алгоритмы во время решения упражнений.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

И. Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Из следующих выражений равна дробь ?

1) а + 7; 2) а - 7; 3) а - 7; 4) а : 7.

2. Ответом к какой из следующих задач является число ?

1) Зайдите долю чисел 7 и 5.

2) Сколько шоколадок получил каждый из 7 учеников, если между ними поровну поделили 5 шоколадок?

3) С какой скоростью шел пешеход, если за 7 часов он прошел 5 км?

4) Из 7 м ткани сшили 5 платьиц. Сколько метров ткани пошло на каждое платье?

5) Решите уравнение 6х = 5.

3. Решите уравнение:

1) = 3; 2) = 3; 3) 3в = 6; 4) 6y = 3.

4. Вычислите: +; +; +; +; +.

 

II. Формирование знаний

@ Материал урока (понятие смешанного числа и алгоритмы представление неправильной дроби в виде смешанного числа и наоборот) учитель излагает близко к тексту учебника по плану:

1. Примеры, приводящие к понятию смешанного числа.

2. Понятие смешанного числа.

3. Неправильные дроби можно представить в виде смешанного числа?

4. Алгоритм представления неправильной дроби в виде смешанного числа. Пример.

5. Алгоритм представления смешанного числа в виде неправильной дроби. Примеры.

Следует также иметь в виду, что ученики очень часто путают, какой компонент деления числителя остачею на знаменатель писать в целую часть, который в числитель, а в знаменатель. Поэтому на первых уроках можно предложить ученикам такую разноцветную схему (рис. 118):

 

= 2

7 = =

 

Рис. 118

 

III. Закрепление материала. Формирование умений учащихся

Решение упражнений №№ 742; 744; 746; 759; 761; дополнительные задачи №№ 1-6.

@ Поскольку алгоритмы преобразований неправильной дроби в смешанное число и обращен к нему являются достаточно сложными для запоминания, не следует требовать от учащихся воспроизводить их (эти фрагменты текста п. 26, выделены жирным курсивом). Надо добиться от учащихся понимания алгоритмов и умений применять их, а для этого лучше всего - решить как можно больше соответствующих примеров.

Дополнительные задачи

1. За неделю семья потребила 8 кг картофеля. Сколько килограммов картофеля израсходовали за 1 день?

2. Турист прошел 25 км за 4 ч. Найдите скорость туриста. Какое расстояние он пройдет за 2 ч.?

3. Ученик решил 12 уравнений за 40 мин. Сколько минут он решал каждое уравнение? Сколько секунд он потратил на решение каждого уравнения?

4. У Винни-Пуха несколько банок, вмещающих кг меда. Сколько понадобится таких банок, чтобы разложить в них 6кг меда?

5. Вместо квадратиков запишите такие числа, чтобы образовались правильные равенства:

1) 2) 3) 4) 5)

6. Решите уравнение:
1)
; 2) ; 3) .

 

IV. Итог урока

Вопрос к классу

1. Приведите пример неправильной дроби, который: 1) можно представить в виде смешанного числа; 2) можно представить в виде натурального числа.

2. Правильная ли равенство?

1) ; 2) ; 3) .

 

V. Домашнее задание

п. 26, №№ 743; 745 (1, 3, 5); 747; 760; 762.