Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 71

Роль министерства финансов, казначейства в организации финансовой системы страны. Проверочная работа

 

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся о теоретические и практические основы организации и функционирования финансовой системы Украины; определить роль министерства финансов и госказначейства в реализации финансовой политики государства; развивать умение учащихся аргументировать свое мнение; воспитывать самостоятельность; формировать целостность знаний по изученной теме.

Основные понятия: управление финансами, система органов управления, министерство финансов, государственное казначейство.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Эффективность организации финансов и прагматизм реализации финансовых отношений и финансовой политики в государстве зависят прежде всего от оптимального построения и дееспособности финансовой системы.

Группировка отдельных субъектов финансовых отношений в общую финансовую систему государства может осуществляться по многим признакам. Теоретически и методологически сущность финансовой системы можно рассматривать как по внутреннему строению, так и по организационно-институциональной структурой.

По организационно-институциональной структурой финансовая система - это совокупность финансовых органов и институтов, которые осуществляют управление денежными потоками и фондами средств.

При этом в финансовой системе государства выделяют систему органов управления финансами (Министерство финансов, Государственную налоговую службу, Счетную палату Верховной Рады Украины, Государственное казначейство, Контрольно-ревизионную службу), а также финансовые институты, участвующие в распределительных процессах (Национальный банк Украины, банковские и небанковские финансовые учреждения, фондовые и валютные биржи, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.).

 

IV. Изучение нового материала

Управление финансами включает две главные составляющие: систему органов управления и систему методов управления. Органы управления в Украине сгруппированы в четыре блока. Центральное место в системе органов управления финансами в Украине занимает Министерство финансов, как и во многих ведущих зарубежных государствах (в Германии, Канаде, Японии, Швеции, Польше и других странах). Министерства финансов под названием государственных казначейств функционируют в США и Великобритании, как министерство финансов и экономики - во Франции.

Министерство финансов (и его подразделения) возглавляет первый блок системы органов управления, имеет первоочередное влияние на такие звенья финансовой системы, как бюджет государства, государственный кредит, финансы субъектов хозяйствования, международные финансовые отношения.

 

 

Система органов управления финансами в Украине

 

В своей деятельности Министерство финансов руководствуется Конституцией и законами Украины, Постановлениями Верховной Рады, Указами и Распоряжениями Президента Украины, декретами, Постановлениями и Распоряжениями Кабинета Министров Украины. В пределах своих полномочий Министерство осуществляет систематический контроль над выполнением требований законодательства Украины в финансовой сфере. Оно обобщает практику применения законодательных актов по вопросам, относящимся к его компетенции.

Министерство финансов имеет разветвленную региональную структуру, в которой разграничение полномочий и функций осуществляется по региональному принципу.

 

 

Региональная структура Министерства финансов Украины

 

На Министерство финансов в Украине возложена задача общего руководства всей системе финансов страны. Главными его функциями являются:

♦ разработка направлений финансовой политики государства и мер по их реализации;

♦ организация бюджетного процесса на всех этапах;

♦ мобилизация средств через систему государственного кредита и управления государственным долгом;

♦ организационное и методическое регулирование финансовой деятельности субъектов хозяйствования;

♦ организация функционирования рынка ценных бумаг;

♦ обеспечение развития международных финансовых отношений и т.д.

Ведущую роль в системе органов Министерства финансов играет центральный аппарат, то есть собственное министерство. Оно обеспечивает воплощение в жизнь государственной финансовой политики путем разработки экономических методов и рычагов влияния на увеличение внутреннего валового продукта и национального дохода, повышение эффективности общественного производства, анализирует показатели развития экономики страны, осуществляет мероприятия, направленные на оздоровление финансового состояния отраслей национальной экономики и увеличение доходов бюджета. Многофункциональные направления деятельности Министра финансов Украины раскрывает организационная структура.

 

 

Организационная структура Министерства финансов Украины

 

Вместе с Министерством экономики и Министерством по вопросам европейской интеграции Украины Министерство финансов разрабатывает проект сводного баланса финансовых ресурсов и использует его показатели для разработки проекта государственного бюджета и расчетных объемов бюджетов Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.

На центральный аппарат возложена задача оказывать практическую и методическую помощь отраслевым министерствам, ведомствам, производственным объединениям, государственным корпорациям, ассоциациям, консорциумам, предприятиям и организациям по финансовым вопросам внедрения рыночных отношений, а также местным финансовым органам - в организации их работы.

К функциям Министерства финансов относятся также финансирование в установленном порядке финансовых органов страны и контроль над правильным использованием ими ассигнованных средств.

Через министра финансов Кабинет Министров Украины направляет и координирует деятельность Государственной налоговой администрации, Государственной таможенной службы, Главного контрольно-ревизионного управления и Государственного казначейства Украины.

Государственное казначейство Украины играет важную роль в финансовой системе Украины, ведь оно призвано упорядочивать использование государственных средств, концентрировать их на важнейших направлениях социального и экономического развития общества.

Казначейство - финансовый орган, на который возлагаются функции кассового исполнения государственного бюджета Украины. Основания вполне функциональной системы Государственного казначейства для исполнения государственного бюджета, повышения собственной ответственности и обеспечения надлежащей налогово-бюджетной отчетности помогает Правительству совершенствовать эффективность и продуктивность управленческой деятельности, выполнять задания, предусмотренные макроэкономической политикой государства и бюджетом.

Следует отметить, что в основу деятельности Государственного казначейства положен принцип «единой кассы» госбюджета с переходом от практики выполнения бюджета (финансирование расходов) по ведомственному принципу территориального принципа, что осуществляется с помощью территориальных органов казначейства. При этом расчеты распорядителей кредитов выполняют соответствующие органы казначейства, а операции с наличными - учреждения банков.

Воплощение в жизнь принципа единого счета госбюджета в сочетании с централизованной казначейской телекоммуникационной системой позволит в будущем иметь исчерпывающую информацию о ежедневном положение государственных финансов и обеспечит возможность гибкого маневрирования государственными денежными ресурсами.

Министерство финансов Украины и Государственное казначейство Украины достигли значительного успеха в развитии казначейской системы Украины, особенно в сравнении с результатами, достигнутыми в других странах с экономикой переходного периода, а именно:

♦ заложены основы организационной структуры Государственного казначейства Украины;

♦ разработаны методологические документы для проработки расходов и доходов;

♦ внедрен «единый казначейский счет» в НБУ для сбора доходов государственного бюджета и осуществления платежей;

♦ внедрена порядок оплаты расходов распорядителей бюджетных средств;

♦ создана материально-техническое обеспечение органов Государственного казначейства, разработаны и внедрены информационно-программное обеспечение для обработки результатов выполнения государственного бюджета;

♦ распространено новую систему осуществления расходов на все сферы бюджета;

♦ введено ежемесячное оценивание имеющихся средств для осуществления платежей из государственного бюджета;

♦ разработаны проекты методологического материала, а именно, казначейского плана счетов, согласованных с новой классификацией.

Для эффективного управления бюджетом Правительство Украины приняло ряд важных решений, целью которых является внедрение вполне функциональной, автоматизированной казначейской системы в Украине, которая будет служить эффективным инструментом для выполнения бюджета и установления ответственности за его выполнение.

 

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

►► Проверка знаний и умений учащихся

Вариант I

1). Дайте ответы на теоретические вопросы.

1. Какие налоги являются более выгодными для государства во время инфляции - прямые или косвенные?

2. Дайте определение понятий «дефицит», «профицит бюджета». Какой уровень дефицита бюджета считается допустимым?

2). Верны ли следующие утверждения?

1. Более точную характеристику государственного долга дает не его абсолютная величина, а его отношение к объему ВВП.

2. Большой государственный долг может вызвать банкротство государства.

3. Бюджетный кодекс позволяет использовать эмиссионные источники финансирования дефицита бюджета.

4. Управление финансами включает систему органов управления и систему методов управления.

3). Выберите правильный ответ.

1. Дефицит, который характеризуется направлением привлеченных для его покрытия средств на финансирование текущих потребностей, - это дефицит:

а) вынужденный;

б) постоянный;

в) пассивный;

г) активный.

2. Фискальная политика государства - это:

а) целенаправленное регулирование налогов и государственных расходов для достижения определенных макроэкономических целей;

б) экономическая политика достижения макроэкономических целей;

в) меры по уменьшению или ограничение роста предложения денег в стране;

г) меры по регулированию инфляции в стране.

3. К мерам по снижению бюджетного дефицита не относятся:

а) дотации убыточным предприятиям;

б) снижение расходов на управление государством и оборону;

в) изменение системы налогообложения;

г) борьба с коррупцией и незаконной приватизацией государственных предприятий.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 - а.

4). Творческое задание

Налоги - это цена цивилизованности общества.

Томас Эдисон

(Надпись на фасаде Министерства внутренних доходов США)

В чем заключается главный смысл этого высказывания? Согласны ли вы с ним?

 

Вариант II

1). Дайте ответы на теоретические вопросы.

1. Главные функции, которые выполняют налоги.

2. Дайте характеристику механизма секвестра расходов. Когда он применяется?

2). Верны ли следующие утверждения?

1. Внутренний долг влечет перераспределение доходов между различными группами населения.

2. Финансирования государственных расходов через продажу государственных облигаций иностранцам накладывает определенное бремя на будущие поколения.

3. Размер объема бюджета зависит от масштабов бюджетных программ, реализуемых через бюджет.

4. Для сбора доходов государственного бюджета создан единый казначейский счет.

Ответы: 1 - да; 2 - да; 3 - нет; 4 - да.

3). Выберите правильный ответ.

1. По причинам возникновения бюджетный дефицит может быть:

а) вынужденным;

б) сознательным;

в) пассивным;

г) активным.

2. Мерой стимулирующей фискальной политики является:

а) покупка центральным банком государственных облигаций на открытом рынке;

б) продажа центральным банком государственных облигаций на открытом рынке;

в) новый выпуск государственных облигаций для финансирования дополнительных государственных расходов;

г) погашение ранее выпущенных государственных ценных бумаг.

3. Если национальная экономика находится в состоянии равновесия, то:

а) государственный бюджет сбалансирован;

б) бюджеты всех уровней несбалансированные;

в) правительство берет займы;

г) средняя налоговая ставка не является устоявшейся.

Ответы: 1 - а, б; 2 - в; 3 - а.

4). Творческое задание

Меньше миллиона - это деньги.

Больше миллиона - это финансы.

Больше миллиарда - это дефицит.

(«Уолл-Стрит Джорнал» - ежедневная политико-экономическая газета в США,

орган финансовых и деловых кругов.

Издается в Нью-Йорке с 1889 г.)

Согласны ли вы с этим высказыванием?

 

Вариант III

1). Ответьте на теоретические вопросы

1. Назовите признаки несовершенной налоговой системы.

2. Какие функции выполняет государственный бюджет? Дайте их характеристику.

2). Верны ли следующие утверждения?

1. Инфляция увеличивает реальную стоимость номинального государственного долга.

2. Большой государственный долг может вызвать банкротство государства.

3. Сеньораж - это доход от печатания денег, который возникает тогда, когда темпы прироста денежной массы превышают темпы роста реального ВВП.

4. Динамка заробіної платы и инфляции - взаимосвязаны.

Ответы: 1 - нет; 2 - нет; 3 - да; 4 - да.

3). Выберите правильный ответ

1. Согласно бюджетной классификации, расходы развития - это расходы бюджетов на финансирование:

а) государственных услуг, связанных с экономической деятельностью;

б) общественных услуг;

в) государственных услуг общего назначения;

г) импорта.

2. Бюджетные отношения в Украине регламентированы следующими нормативно-правовыми актами:

а) Гражданским кодексом;

б) Бюджетным кодексом;

в) Хозяйственным кодексом;

г) Налоговым кодексом.

3. Фискальная политика будет дискреционной, если изменятся следующие параметры:

а) изменятся ставки налогообложения;

б) увеличатся трансферты;

в) увеличатся налоговые поступления при неизменной прогрессивной шкалы налогообложения;

г) не изменятся ставки налогообложения.

4). Творческое задание

«Если вы действуете в нарушение правил, вас штрафуют; если вы действуете по правилам, вас облагают налогом» (Лоуренс Дж. Питер).

Согласны ли вы с этим высказыванием?

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать теоретический материал.

2. Составить словарь терминов по изученной теме.