Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 73. Автономная нервная система - регулятор деятельности внутренних органов

 

Образовательная цель: раскрыть значение автономной нервной системы, показать, как взаимодействует симпатическая и парасимпатическая нервная система во время регуляции.

Основные понятия и термины: автономная нервная система, симпатическая нервная система, парасимпатическая нервная система, нервы, нервные узлы, функции автономной нервной системы.

Оборудование: таблица «Строение спинного мозга».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Биологический диктант.

1. В головном мозге различают ... (мозжечок, ствол, большой мозг).

2. К стволу мозга относят ... (продолговатый мост, средний, промежуточный).

3. Продолговатый мозг и мост образуют ... (задний мозг).

4. От головного мозга выходят нервы в количестве ... (12 пар).

5. Мозжечок состоит из... (двух полушарий и червя).

6. Когда нарушается нормальное функционирования мозжечка, теряется способность к... (согласованных движений и сохранение равновесия тела).

7. В среднем мозге расположены подкорковые центры, что отвечают за ... (зрение, слух, мышечный тонус).

8. Гипоталамус является частью ... (промежуточного мозга).

9. Большие полушария головного мозга покрытые ... (корой).

10. Филогенетически старая часть полушарий - ... (подкорка).

II. Изучение нового материала.

1. Автономная нервная система, ее строение. (Рассказ учителя).

Часть нервной системы человека, регулирует деятельность внутренних органов, желез, кровеносных и лимфатических сосудов, обмен веществ, исчерченной и неисчерченной называется автономной, или вегетативной нервной системой, или невольной.

Почему ее зовут невольной?

2. Составление схемы «Функциональный подразделение нервной системы».

 

 

3. Презентация творческих проектов.

а) Задание для группы №1.

Прочитайте параграф учебника и найдите информацию о строении автономной нервной системы. Презентуйте свою информацию ученикам класса.

Группа №1 представляет:

Автономная нервная система имеет центральную и периферическую части.

 

Состав автономной нервной системы

 

Отделы

Части

Симпатичный

Парасимпатичний

Центральная

Боковые рога спинного мозга - последнего шейного, всех грудных, нескольких верхних поясничных.

Ядра среднего и продолговатого мозга и II-IV куприкові сегменты спинного мозга.

Периферическая

Нервные волокна, симпатичные нервные ганглии.

Узлы и волокна черепно-мозговых нервов (глазодвигательные, лицевые, язикоглоткові, блуждающие); куприкові нервы, формируют тазовые нервы.

 

Показать на схеме строение автономной нервной системы.

Задание для группы №2.

б) Функции вегетативной отделений нервной системы.

Прочитайте раздел и найдите информацию о функции отделов вегетативной нервной системы, заполните таблицу.

Группа №2 представляет:

Заполнение таблицы «Функции симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы».

 

Симпатическая система

Парасимпатическая система

Возбуждается во время перехода от состояния покоя к состоянию физического и психического напряжения. Ускоряет ритм и увеличивает силу сокращений сердца.

Сужает артерии, повышает кровяное давление.

Уменьшает перистальтику и секрецию органов пищеварения.

Расслабляет мочевой пузырь. Расширяет зеницу ока.

Усиливает частоту дыхания.

Увеличивает потребление кислорода организмом.

Увеличивает количество сахара в крови.

Возбуждается во время перехода от состояния напряжения в состояние покоя. Замедляет ритм и уменьшает силу сокращений сердца.

Расширяет артерии, снижает кровяное давление.

Усиливает перистальтику и секрецию органов пищеварения.

Сокращает мочевой пузырь.

Сужает зрачок глаза.

Снижает частоту дыхательных движений, поддерживает медленное, но глубокое дыхание.

Уменьшает потребление кислорода организмом.

Уменьшает количество сахара в крови.

 

в) Задание группе №3. Опишите функции гипоталамуса.

Презентация группы №3:

Гипоталамус содержит нейроны, реагируют на изменения температуры, содержание глюкозы, контролируют деятельность эндокринных желез, в гипоталамусе синтезируются гормоны (антидиуретический и окситоцин), которые хранятся в гипофизе. Гипоталамус отвечает за изменение позы или увеличение частоты дыхания.

III. Закрепление знаний учащихся.

Интерактивное упражнение «Вместе легче». (Работа в парах)

Учащиеся обсуждают вопрос, а потом презентуют ответ.

1. Какая часть вегетативной нервной системы возбуждена:

а) во время иди;

б) во время физического труда;

в) в состоянии гнева?

2. По каким нервам проходит возбуждение при:

а) усилении перистальтики кишечника;

б) расширение зрачков;

в) сужение кровеносных сосудов;

г) ослаблении сокращений сердца;

д) ослаблении выделения желудочного сока?

(Ответы: 1а - парасимпатическая; 16 - симпатичная; 1в - симпатичная; 2а - парасимпатическая; 26 - симпатичная; 2в - симпатичная; 2г - парасимпатическая; 2д - симпатичная).

IV. Домашняя работа.

Изучить соответствующую тему с учебника.