Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Оборудование: рисунки с изображением жестов и мимики.

На доске эпиграф: "Каждое движение души имеет свое естественное выражение в голосе, жесте, мимике" (Цицерон).

Семинар начинается вступительным словом учителя, в котором отмечается, что, кроме слов, в распоряжении людей есть и другая древняя система общения, генетически унаследованная от наших предков, - язык мимики, жестов, пантомімічних движений.

Проблема не вербального общения интересует представителей разных профессий - социологов, психологов, психолінгвістів, лингвистов, культурологов.

Далее слово предоставляется ученикам для произнесения сообщений, подготовленных заранее.

Сообщение 1. "Познай язык движений".

Сообщение 2. "Жесты в общении народов мира".

Сообщение 3 "Связь мимики с характером и эмоциями".

Сообщение 4. "О чем говорят глаза?" Следующий этап семинара - работа со словарем эпитетов.

Задача 1. С помощью названного словаря подобрать эпитеты-синонимы со словарной статьи "Взгляд" для характеристики героев романа О. гончара "Твоя заря". Online словесный портрет автора с вашими иллюстрациями.

Задание 2. Подберите свои эпитеты к словам глаза, ум, красота, нос, рот, лицо. Сравните

свой вариант со словарным.

Задача 3. Рассмотрите иллюстрации с изображением улыбки. Подберите к каждой из них соответствующие эпитеты.

Развивающие возможности семинара широкие, потому что ученики поставлены перед необходимостью не просто самостоятельно излагать проработанный материал, а по мере надобности давать его в той или иной учебной ситуации. А это, в свою очередь, формирует целостное мировосприятие. Конечно, на таких уроках повышается интерес к языку, ученики приучаются читать художественные произведения филологически вооруженным глазом, работать с научно-популярной литературой, развивать свою монологическую речь, совершенствуют орфоэпические, пунктуационные навыки и навыки выразительного чтение. Семинар приобретает творческого характера при условии использования учениками материалов газет, радио - и телепередач, научно-популярной литературы с целью более глубокого рассмотрения проблемы.

В практике работы учителей встречаются разнообразные семинары. По способу проведения выделяют следующие виды семинарских занятий: ученическая конференция, интегрированный семинар, семинар-диспут. По источнику знаний: анализ языковых наблюдений, изучения научной и научно-популярной литературы. По дидактической целью:

изучение нового материала, обобщения и повторения, комбинированный. По сложности и объемом требований к ученикам: просемінар, семинар, интегрированный семинар.

На этой основании можно выделить ведущие функции семинара. К ним относятся развивающая, узагальнюючо-системотизующая, мотивационная, организационно-ориентационная, функция контроля. Развивающая функция реализуется через развитие у учащихся речи, критического мышления, риторических умений выступать с докладами и сообщениями, обосновывать собственную точку зрения, убеждать и т.д.

Узагальнюючо-системотизующая функция заключается в обобщении, систематизации и закреплении знаний учащихся, формировании устойчивых умений их добывать из справочных источников, научно-популярной литературы, мотивационная - в стимулировании познавательных потребностей учащихся. Функция контроля за качеством самостоятельной работы учащихся, глубиной, гибкостью их знаний дает возможность словеснику объективно оценить учащихся. Организационно-ориентационная функция реализована через рекомендации учителя относительно подготовки к семинару: отбор источников, составление библиографического указателя, выбор способов обработки литературы.

Важной условием результативности семинара является атмосфера сотрудничества, сотворчества.

С целью привлечения учащихся к активной самостоятельной познавательной деятельности учителя-словєсники используют урок-практикум - такую форму обучения, при которой учащимся предоставляется возможность применить полученные ими знания в практической деятельности. Из определения следует, что цель урока-практикума с украинского языка заключается в формировании устойчивых умений и навыков учащихся, закреплении знаний. Ввиду особенности построения курса украинского языка в старших классах, где преобладает повторения, уроки-практикумы являются широко применяемыми на этом этапе обучения. Такой урок отличается от уроков других типов меньшей его регламентацией и большей самостоятельностью учащихся. По мнению А. Купалової, В.Никанорова, в таком уроке важно выделить стержневое задачи. Дидактический потенциал урока-практикума заключается в организации разнообразной деятельности учащихся, использовании методов и приемов, способствуют актуализации знаний учащихся.

Под время урока-практикума не объясняется новый материал, поскольку это не обусловлено его мстою, зато организуется исследовательско-поисковая деятельность учащихся, словарная работа. Важной составляющей такого урока является орфографически-пунктуационный практикум.

Как видим, урок практикум предоставляет учащимся возможность закрепить приобретенные знания, использовав их на практике. Во время уроков такого типа может быть организована исследовательская деятельность учащихся, что чрезвычайно важно для профильных школ. Урок-практикум побуждает учеников самостоятельно мыслить, сопоставлять языковые факты, делать выводы. Например, во время повторения темы "Неполные предложения" одиннадцатиклассники сначала дают определение грамматической неполноты предложения, составляют алгоритм разграничения полных и неполных предложений, далее предлагается найти в тексте неполные предложения, доказать их близость к неполных.

После выяснения признаков, по которым классифицируют неполные предложения, ученикам предлагается представить классификацию в виде схемы.

Следующее задание - распределить по группам контекстуальные и ситуативные неполные предложения, предложенные учителем. Учащиеся выясняют особенности пунктуационных оформление монологических и диалогических неполных предложений, роль неполных предложений в диалоге, доводят стилистическую, смысловую и речевую неэкономичность полноты грамматической структуры "восстановленных" предложений в диалоге.

Во время этого урока наблюдается высокий уровень рефлексии: учащиеся высказывают своими словами учебную информацию, кодируют ее в схемы, таким образом, старшеклассники становятся активными участниками урока.

В форме собеседования учителя с учащимися проводится урок-коллоквиум, цель которого - в выявлении трудностей в усвоении учащимися учебного материала, а также их типичных ошибок.

Коллоквиум может предшествовать изучению темы или раздела с целью актуализации опорных знаний, необходимых для понимания содержания, идти сразу после лекции для выяснения уровня усвоения учащимися изложенного материала, предоставление им оперативной помощи, после изучения темы или раздела.

Словесники стараются как можно шире привлечь учащихся к обговоренім нарушенных вопросов, большинство из которых сформулирована в виде познавательных задач. Некоторые учителя выбирают себе помощников или консультантов из числа лучших учеников с целью проверки правильности выполнения индивидуальных заданий остальными учащихся и предоставление своим товарищам посильной помощи в выяснении сложных и непонятных понятий.

Логическим завершением изучения многих тем и разделов с языка является урок-зачет, главная цель которого заключается в проверке качества знаний учащихся: полноты, глубины, систематичности и системности, гибкости, прочности, осознанности.

Зачет с языка, особенно в старших классах, имеет большое значение для реализации цели обучения. Учителя проводят его по-разному. Один из вариантов - зачет, проводится после изучения темы ("Существительное", "Прилагательное" т.п.) или даже целого раздела, например, "Морфологии'.

Подготовка к зачету включает разработку плана, определяет содержание зачета, отбор языкового материала, видов и форм работы, системы контроля.

Например, готовя учащихся к зачету по теме "Система частей речи. Сложные случаи правописания различных частей речи. Стилистические средства морфологии" (10 класс).

Зачет может предусматривать работу со словарями, Украинским правописанием, учебником, памятками, поскольку формирование умений работать с книгой, словарем относится к главных задач обучения и предусматривает контроль за формированием.

Во время зачета проверка глубины, прочности, действенности знаний и умений сочетается с индивидуальным подходом к ним с целью выявления каждого к выпускному экзамена. Проверяются не только полнота и системность знаний, но и умение применять теоретические знания для анализа языковых явлений, выполнения разнообразных творческих заданий, видов разбора и творческих задач. Разнообразие предложенных задач должна обеспечить проверку гибкости знаний учащихся. В то же время цель учителя на таком занятии - оценить работу каждого ученика за посредством устного, письменного, практического контроля. Во многих школах для этого используют методы программного контроля, например, с помощью компьютеров.

Учебная консультация в школе - это особая ситуация общения, участники которой приобретают жизненно важных умений: спрашивать - адекватно воспринимать информацию; отвечать на поставленный вопрос - правильно осмысливать ответ; уточнять, по поводу чего целесообразно консультировать и консультироваться. Консультации могут проводиться рассредоточено на уроках разных типов. Имеет право на существование и специальный урок-консультация, которая проводится систематически на протяжении года. Такие уроки уместны после изучения темы, раздела или перед экзаменом. В старших классах уроки-консультации проводятся с целью выяснения сложных вопросов, подготовки к семинару, практикуму, зачете.

Практикой доказано, что материал уроков, связанных между собой екстралінгвістичною информацией, осознается лучше, чем в том случае, когда эти уроки связываются лингвистической тематике. А.Маркова акцентирует внимание на необходимости определения для детей задач за пределами учебной деятельности, ибо это ориентирует их на реальные жизненные действия. Эффективность в обучении обеспечивает систематическое применение дидактических игр - игр, игровых ситуаций, используются в учебно-воспитательном процессе с целью развития интеллекта, познавательной активности, творческого мышления учащихся, побуждают их к самостоятельному поиска научной информации. В связи с этим учителя пытаются совместить все учебный материал "сквозным" сюжетом, применяя имитационное моделирование ситуаций. Как правило, это деловые отношения в производственном коллективе. Например, проигрываются ситуации: "Прием на работу", "Первый рабочий день", "Прием посетителей", "Совещание" и т.п. Такой подход заинтересовывает учащихся, формирует у них профессионально важные коммуникативные умение, поскольку обучение происходит через действия, максимально приближенные к реальных условий делового общения.

В лінгводидактиці четко не определен статус дидактической игры: одни исследователи относят ее форм учебных занятий (В.Семенов), другие - к составляющим урока (методов или приемов), в частности О.Купалова и В.Никаноров отмечают, что игра может осуществляться через участие учащихся в разработке элементов урока, задач, упражнений, программы и действий по их выполнению, приемов и форм самоконтроля. З.Смєлкова рассматривает различные виды игр на уроках языка - от игры со словом, игры-упражнения, связанной с выполнением одного задания (мікрогри), и макрогри, что моделирует более сложные задачи и коллективные формы их решения к уроку-игре, способствует организации познавательной

продуктивно-креативного деятельности учащихся, направленной на привлечение каждого из них к коммуникативно-познавательного творческого процесса, в котором происходит его интеллектуально-эмоциональное развитие и реализация индивидуальных способностей и возможностей. Дидактические игры создают почву для формирования умений социальной коммуникации, а также обеспечивают усвоение учащимися максимального объема речевых моделей, которые впоследствии смогут легко репродукуватися в других ситуациях; интенсифицируют формирование обще-предметных знаний, умений и навыков, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, сенсорные ориентации детей. Дидактические игры реализуют требования развивающего обучения (формируют навыки наблюдательности и анализу языковых явлений).

Систематическое использование учителем дидактических игр обеспечивает расширение мировоззрения, обогащение словарного запаса учащихся, формирует устойчивую заинтересованность учебными дисциплинами, самостоятельность, ответственность за результаты своей работы. Вместе с тем следует учитывать мнение О.Леонтьєва и Г.Китайгородської о том, что ролевое общение эффективно в системе обучения лишь в постоянном взаимодействии с личностным общением.

Как свидетельствуют наблюдения, в старших классах чаще всего используются игры дискуссионного характера, а также игры, моделирующие будущую профессиональную деятельность учеников. Важнейшими критериями отбора игры является ее целевая установка, специфика профиля школы (класса) - математический, экономический, медицинский и т.д., степень подготовленности учащихся, материально-техническая база школы. Однако, как показывают наблюдения, деловые игры не всегда разработаны на должном методическом уровне. Нечеткость инструкций для игроков, отсутствие необходимых технических средств обучения, недостаточно глубокий анализ хода игры, несовершенство системы оценивания участников обусловливают неполноценность урока. Через названные причины в некоторых случаях игра вообще может не состояться.

Конечно, выбирая ту или иную форму обучения, учителям приходится учитывать целый ряд факторов: ее влияние на развитие учащихся, дидактическую цель занятия, содержание и характер учебного материала, учебно-материальную базу школы, собственный опыт и др. Заслуживает внимание и такой фактор, как учета запросов и пожеланий самих учащихся.