Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Лингвистический анализ художественных текстов на уроках литературы

Совершенствование орфографической, пунктуаційної, грамматической и стилистической сноровки учащихся осуществляется не только на уроках языка, но и при изучении литературы. Анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, выяснения особенностей языка и стиля автора, характеристика основных этапов развития украинского литературного языка способствуют обогащению их речи. А работа над словом, в свою очередь, помогает школьникам глубже проникнуть в содержание произведения, развивая при этом умения и навыки использования функциональных возможностей языковых единиц в конкретных текстах. Основными и наиболее целесообразными приемами работы над совершенствованием речевых умений и навыков во время изучения литературы являются:

□ наблюдение над использованием языковых единиц разных уровней в тексте художественного произведения, что дает возможность формировать у старшеклассников внимание к слова, осмысливать его виражальну ценность;

□ стилистический анализ, что способствует осознанию художественной функции слова, пониманию целесообразности выбора писателем соответствующих языковых единиц, использование их в той роли, которая предопределяется конкретным текстом;

□ использование элементов лингвистического комментария, который дает возможность знакомить учащихся с системностью различных языковых единиц, зависимостью их от литературного и идейно-эстетического уровней текста.

Внедрение в учебную деятельность названных приемов будет эффективным, если учитель заранее ориентироваться, при изучении которого произведения и с какой целью целесообразно использовать каждый из них.

В программе по литературе между средними и старшими классами существует существенная разница и даже заметнее, чем между начальными и средними: значительно возрастает объем теоретико-литературного материала, глубже осознается лексика отечественной и мировой литературы. Все это создает значительные трудности и ставит учителя перед необходимостью проводить работу над новыми словами и выражениями. Отбирая лексический материал к основным темам курса, целесообразно опираться, с одной стороны, на тексты учебника или учебного пособия, а с другой - на текст усваиваемого произведения. При этом в отобранном материале будут и новые для учащихся понятия, значение которых учитель объясняет на уроке, и уже знакомые слова и выражения, которые пока не вошедшие в активного словарного запаса старшеклассников. Так, при обработке в 10 классе повести "Борислав смеется" И. Франко, на доске записываются (или проецируются на экран) три слова:

Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - борьба, на основе которой развивается сюжета художественном произведении.

Коллизия (лат. соlisio) - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов. Концепция (лат. соnceptio) - 1) система взглядов на то или иное явление, процесс; 2) ведущая мысль некоего произведения, научного труда.

Комментируя записано, учитель напоминает, что с понятием конфликт учащиеся ознакомились в 9 классе, когда изучали социально-бытовую драму "Наталка Полтавка". Конфликт есть главной движущей силой развития действия в романе. Например, первый в украинской литературе социальный роман о рабочем движении "Борислав смеется" основывается на конфликте между трудом и капиталом. Именно в конфликте раскрываются характеры героев повести. В выборе конфликта воплощается также концепция автора.

При наблюдении за использованием указанных понятий в учебнике, а также в процессе сравнения драматического и прозаического (повесть) произведений, для построения которых конфликт (коллизия, концепция) имеет большое значение, у десятиклассников формируется внимание к этим словам, что способствует осмыслению их художественной ценности.

Усвоение лексических понятий в старших классах проходит так же, как и усвоение новых слов в средних классах: осознается лексическое значение слова, уточняется его семантика, произношение и правописание.

Толкование новых слов и выражений не обязательно должен осуществлять учитель. Ученики могут самостоятельно устанавливать их значения, используя справочный аппарат школьного учебника, словари литературоведческих, лингвистических терминов, иноязычных слов и т.д. На уроке новые слова должны прозвучать несколько раз и в различных словосочетаниях. Если усвоение их выявляет определенные трудности, стоит предложить старшеклассникам упражнения с соответствующими сроками. Например:

Объясните значение слов полемизировать, дискутировать, подбирая к ним синонимы. Составьте с ними предложения.

Замените в поданном тексте выделенные слова синонимами. Проследите, как меняется при этом смысл высказывания.

Легли спать. Только помовкли - снова бросилась яростно сипонула со всех уголков густая стома, травила, обмарювала: не там окна, не туда, стены, вся комната тонет куда-то в черное пропасть (С. Васильченко).

Используя слова и выражения динамичность, пластичность образов, импульсивность рассказы, составьте высказывание на тему "Типичные признаки художественного стиля В.винниченко".

Дайте общую характеристику литературного процесса послевоенного десятилетия, вводя в ответ слова и выражения: декларативность, риторика, внешняя панорамность, конъюнктурно-лакувальницькі тенденции.

Значительные возможности для обогащения словарного запаса старшеклассников содержит лекция учителя, которым начинается изучение некоторых тем. В его содержание вводятся те понятия, которые встретятся при обработке текстового материала. Лекция готовит школьников также к восприятию деталей, не замечая которых ученики не поймут, почему Коцюбинский в новелле "Кони не виноваты" подробно описал обед или раскрыл эпизод прогулки помещика Малины в поле.

Помогая школьникам замечать детали, мы тем самым формируем у них умение видеть в тексте соответствующие лексические единицы, объяснять их значение, осознавать целесообразность использования, правильно употреблять в собственной речи.

Внимание к языковым особенностям художественного произведения формируется и при проведении на уроках литературы сравнительного анализа языковых средств разных произведений писателей. Используя бытовую лексику, мастера слова не одинаково подходят к решению одного и того же задания. Так, сопоставление портретных описаний показывает, что И. Нечуй-Левицкий предпочитает кольористичним определением-прилагательным (черная шапка, черное, волосы, но белая свита, красный пояс), что создает контрасты, характерные для фольклорных произведений. Это несомненная признак этнографического бытовизма. У Панаса Мирного наблюдается уже другой подход к описанию портрета: "Небогатого рода! - говорила простая свита..., - и чепурной удачи, - поносила чистая, белая, на груди вышитая рубашка... высокая седая шапка... намекала о молодецкую нрав" - здесь обостряются акценты на социальной характеристике. А "очень пылкий взгляд, быстрый, как молния, которым светилась какая-то необычная смелость и духовная мощь" помогает автору раскрыть психологию героя - "пропащей силы".

Функциональное назначение выразительных языковых средств можно установить в процессе стилистического анализа текста, что позволяет увидеть, как иногда один и тот же средство выполняет в определенном контексте разную роль, например:

Как зажжет тебя, костер?

В черный день? В черную ночь?-

В. Стус

Важно научить школьников вдумчиво читать текст, чтобы они могли убедиться в потому, что удачное использование слова (или его формы) позволяет передать тончайшие оттенки мысли. С этой целью предлагаем ученикам лингвистический комментарий к использованных писателем отдельных слов в предложениях:

Упала железная тишина... Все поніміло, покам'яніло. Только осеннее солнце забавляло покинутую девушку, как ребенка. Бросало ей из-под знаходдя в гроб золотых зайчиков (Васильченко).

Совершенствование речевой сноровки старшеклассников может быть успешным, если проводится постоянно и целенаправленно. При этом оно должно подкрепляться систематической работой над ошибками разного типа и упражнениями на редактирование деформированного текста.

Работая над ошибками, ученики не передают полностью текст, а для исправления языковых огрехов ограничиваются необходимым контекстом (это может быть отдельное предложение или его часть). Например:

Первоначальный текст ученического сочинения

Леся Украинка с детства воспитала в себе образ Мавки, чтобы потом создать его.

Работа над речевыми и грамматическими ошибками проводится на материале устных высказываний учащихся. Оценивая устные ответы школьников по литературе, нужно обязательно учитывать их речевую совершенство.

Вопросы и задания

1. Которые особенности формирования языковой личности старшеклассника?

2. Как организуется работа старшеклассников, направленная на обобщение и систематизация лингвистических знаний?

3. Наведите примеры систематизуючо-обобщающих заданий и упражнений в старших классах.

4. Почему в основу углубления и систематизации знаний, умений и навыков старшеклассников положены сведения по культуре речи, стилистике и риторике?

5. Расскажите об особенностях уроков украинского языка в старших классах.

6. Которые формы занятий с украинского языка практикуются в старших классах? Наведите примеры.

7. Какое место лингвистического анализа художественных произведений в системе методов и приемов, применяемые в старших классах? 8. Как осуществляются межпредметные связи на уроках языка в старших классах? 8. Приведите примеры.