Лингвистический анализ художественных текстов на уроках литературы
Совершенствование орфографической, пунктуаційної, грамматической и стилистической
сноровки учащихся осуществляется не только на уроках языка, но и при изучении
литературы. Анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, выяснения
особенностей языка и стиля автора, характеристика основных этапов развития
украинского литературного языка способствуют обогащению их речи. А работа над
словом, в свою очередь, помогает школьникам глубже проникнуть в содержание произведения,
развивая при этом умения и навыки использования функциональных возможностей
языковых единиц в конкретных текстах. Основными и наиболее целесообразными приемами
работы над совершенствованием речевых умений и навыков во время изучения литературы являются:
□ наблюдение
над использованием языковых единиц разных уровней в тексте художественного произведения, что
дает возможность формировать у старшеклассников внимание к слова, осмысливать его
виражальну ценность;
□ стилистический
анализ, что способствует осознанию художественной функции слова, пониманию целесообразности
выбора писателем соответствующих языковых единиц, использование их в той роли, которая
предопределяется конкретным текстом;
□ использование
элементов лингвистического комментария, который дает возможность знакомить учащихся с
системностью различных языковых единиц, зависимостью их от литературного и
идейно-эстетического уровней текста.
Внедрение в учебную деятельность названных приемов будет эффективным, если
учитель заранее ориентироваться, при изучении которого произведения и с какой целью
целесообразно использовать каждый из них.
В программе по литературе между средними и старшими классами существует существенная разница
и даже заметнее, чем между начальными и средними: значительно возрастает объем
теоретико-литературного материала, глубже осознается лексика отечественной и
мировой литературы. Все это создает значительные трудности и ставит учителя перед
необходимостью проводить работу над новыми словами и выражениями. Отбирая
лексический материал к основным темам курса, целесообразно опираться, с одной стороны, на
тексты учебника или учебного пособия, а с другой - на текст усваиваемого
произведения. При этом в отобранном материале будут и новые для учащихся понятия,
значение которых учитель объясняет на уроке, и уже знакомые слова и выражения, которые пока
не вошедшие в активного словарного запаса старшеклассников. Так, при
обработке в 10 классе повести "Борислав смеется" И. Франко, на доске
записываются (или проецируются на экран) три слова:
Конфликт (лат. conflictus - столкновение) - борьба, на основе которой развивается сюжета
художественном произведении.
Коллизия (лат. соlisio) - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов.
Концепция (лат. соnceptio) - 1) система взглядов на то или иное явление, процесс; 2)
ведущая мысль некоего произведения, научного труда.
Комментируя
записано, учитель напоминает, что с понятием конфликт учащиеся ознакомились в 9 классе,
когда изучали социально-бытовую драму "Наталка Полтавка". Конфликт есть
главной движущей силой развития действия в романе. Например, первый в украинской
литературе социальный роман о рабочем движении "Борислав смеется"
основывается на конфликте между трудом и капиталом. Именно в конфликте раскрываются
характеры героев повести. В выборе конфликта воплощается также концепция автора.
При наблюдении за использованием указанных понятий в учебнике, а также в
процессе сравнения драматического и прозаического (повесть) произведений, для построения которых
конфликт (коллизия, концепция) имеет большое значение, у десятиклассников формируется
внимание к этим словам, что способствует осмыслению их художественной ценности.
Усвоение лексических понятий в старших классах проходит так же, как и усвоение
новых слов в средних классах: осознается лексическое значение слова,
уточняется его семантика, произношение и правописание.
Толкование новых слов и выражений не обязательно должен осуществлять учитель.
Ученики могут самостоятельно устанавливать их значения, используя справочный аппарат
школьного учебника, словари литературоведческих, лингвистических терминов,
иноязычных слов и т.д. На уроке новые слова должны прозвучать несколько раз и в
различных словосочетаниях. Если усвоение их выявляет определенные трудности, стоит
предложить старшеклассникам упражнения с соответствующими сроками. Например:
■ Объясните значение
слов полемизировать, дискутировать, подбирая к ним синонимы. Составьте с ними
предложения.
■ Замените в поданном
тексте выделенные слова синонимами. Проследите, как меняется при этом смысл
высказывания.
Легли спать. Только помовкли - снова бросилась яростно сипонула со всех уголков густая стома,
травила, обмарювала: не там окна, не туда, стены, вся комната тонет куда-то в
черное пропасть (С. Васильченко).
■ Используя
слова и выражения динамичность, пластичность образов, импульсивность рассказы,
составьте высказывание на тему "Типичные признаки художественного стиля
В.винниченко".
■ Дайте общую
характеристику литературного процесса послевоенного десятилетия, вводя в
ответ слова и выражения: декларативность, риторика, внешняя панорамность,
конъюнктурно-лакувальницькі тенденции.
Значительные возможности для обогащения словарного запаса старшеклассников содержит
лекция учителя, которым начинается изучение некоторых тем. В его содержание вводятся
те понятия, которые встретятся при обработке текстового материала. Лекция готовит
школьников также к восприятию деталей, не замечая которых ученики не поймут,
почему Коцюбинский в новелле "Кони не виноваты" подробно описал обед или
раскрыл эпизод прогулки помещика Малины в поле.
Помогая школьникам замечать детали, мы тем самым формируем у них умение видеть
в тексте соответствующие лексические единицы, объяснять их значение, осознавать
целесообразность использования, правильно употреблять в собственной речи.
Внимание к языковым особенностям художественного произведения формируется и при проведении на
уроках литературы сравнительного анализа языковых средств разных произведений
писателей. Используя бытовую лексику, мастера слова не одинаково
подходят к решению одного и того же задания. Так, сопоставление портретных
описаний показывает, что И. Нечуй-Левицкий предпочитает кольористичним
определением-прилагательным (черная шапка, черное, волосы, но белая свита, красный
пояс), что создает контрасты, характерные для фольклорных произведений. Это несомненная
признак этнографического бытовизма. У Панаса Мирного наблюдается уже другой
подход к описанию портрета: "Небогатого рода! - говорила простая свита..., - и чепурной
удачи, -
поносила
чистая, белая, на груди вышитая рубашка... высокая седая шапка... намекала о
молодецкую нрав" - здесь обостряются акценты на социальной характеристике. А
"очень пылкий взгляд, быстрый, как молния, которым светилась какая-то
необычная смелость и духовная мощь" помогает автору раскрыть
психологию героя - "пропащей силы".
Функциональное назначение выразительных языковых средств можно установить в процессе
стилистического анализа текста, что позволяет увидеть, как иногда один и тот же
средство выполняет в определенном контексте разную роль, например:
Как зажжет тебя, костер?
В черный день? В черную ночь?-
В. Стус
Важно научить школьников вдумчиво читать текст, чтобы они могли убедиться в
потому, что удачное использование слова (или его формы) позволяет передать тончайшие
оттенки мысли. С этой целью предлагаем ученикам лингвистический комментарий к
использованных писателем отдельных слов в предложениях:
Упала железная тишина... Все поніміло, покам'яніло. Только осеннее солнце забавляло
покинутую девушку, как ребенка. Бросало ей из-под знаходдя в гроб золотых зайчиков
(Васильченко).
Совершенствование речевой сноровки старшеклассников может быть успешным, если
проводится постоянно и целенаправленно. При этом оно должно подкрепляться
систематической работой над ошибками разного типа и упражнениями на редактирование
деформированного текста.
Работая над ошибками, ученики не передают полностью текст, а для исправления
языковых огрехов ограничиваются необходимым контекстом (это может быть отдельное предложение
или его часть). Например:
Первоначальный текст ученического сочинения
Леся Украинка с детства воспитала в себе образ Мавки, чтобы потом создать
его.
Работа над речевыми и грамматическими ошибками проводится на материале
устных высказываний учащихся. Оценивая устные ответы школьников по литературе,
нужно обязательно учитывать их речевую совершенство.
Вопросы и задания
1. Которые
особенности формирования языковой личности старшеклассника?
2. Как
организуется работа старшеклассников, направленная на обобщение и
систематизация лингвистических знаний?
3. Наведите
примеры систематизуючо-обобщающих заданий и упражнений в старших классах.
4. Почему
в основу углубления и систематизации знаний, умений и навыков старшеклассников
положены сведения по культуре речи, стилистике и риторике?
5. Расскажите
об особенностях уроков украинского языка в старших классах.
6. Которые
формы занятий с украинского языка практикуются в старших классах? Наведите
примеры.
7.
Какое место лингвистического анализа художественных произведений в системе методов и приемов,
применяемые в старших классах? 8. Как осуществляются межпредметные связи на
уроках языка в старших классах? 8. Приведите примеры.