9.4. Формы занятий по языку в 10-11(12) классах
Основной формой обучения в старших классах был и остается урок, следовательно, ему
принадлежит ведущая роль в повышении результативности обучения, развития и
воспитание учащихся. Урок - это инструмент воспитания и развития личности. Какой бы
модификации не подвергалась его структура, урок является стержнем, вокруг которого
располагаются другие формы учебных занятий независимо от типа школы.
Методику проведения урока украинского языка освещены в исследованиях О.Біляєва,
Т.Донченко, С.Карамана, И. Олейника, М.Пентилюк, К.Плиско, А.савченко,
Сухомлинского, О.Хорошковської, С.Чавдарова и др. Значительный вклад в изучение
проблемы современного урока языка в старших классах сделано отечественными
методистами О.Біляєвим, А.Галетовою, Н.Голуб, Л.Забаштою, С.Караманом,
Г.Шелеховою и др.
Конечно, урок украинского языка в старших классах имеет ряд особенностей,
определяются целью и задачами изучения украинского языка, особенностями
контингента учащихся, содержанием обучения, системой методов и приемов, количеством
часов, отведенных на овладение учениками на украинском языке, использованием средстве
обучения, а также месту нахождения школы (сельская или городская, школа
русским или украинским языком обучения) и т.д. Особенности уроков украинской
языка обусловлено содержанием и технологией обучения.
Наиболее распространенными являются уроки обобщения и систематизации выученного, повторение
темы или раздела, хотя используют все другие типы, обусловленные направленностью
курса языка на завершающем этапе его усвоения - удосконалювач и основные
языковые и речевые умения и навыки учащихся. Характер проработанного материала,
наличие у школьников опорных знаний, приобретенных в предыдущих классах определяют
специфику таких занятий, которые будут эффективными и будут поддерживать интерес к
предмета при использовании оптимального варианта структуры урока научно
обоснованной организации его содержания, правильного подбора методов и приемов
работы, средств организации познавательной деятельности, системы задач и упражнений,
способствуют углублению знаний учащихся, совершенствованию их умений и навыков.
Психолога и лінгводидакти (О.Біляєв, Т.Донченко, І.Зимня, С.Караман, К. Плиско
и др.) в организации уроков названного типа советуют основное внимание обращать на
развитие умственных способностей учащихся, лежащих в основе умений классифицировать
языковые факты, абстрагировать и конкретизировать усваиваемые понятия, систематизировать
знания.
Для рациональной организации обучения, особенно в старших классах, учитывая
объем учебного материала, его объективную сложность, малое количество часов
только традиционных уроков всех типов часто не хватает. Поэтому урок, как и вся
система обучения языку, в последнее время претерпевает существенных изменений. Инновационные
процессы, происходящие сегодня в образовании, вызывают возникновение новых
подходов к организации и проведению урока украинского языка. В школьной
практике появляются нетрадиционные или нестандартные уроки, что чаще всего
проводятся именно в старших классах. В лінгводидактиці существуют различные классификации
нетрадиционных форм обучения, что свидетельствует о сложности вопроса. М. Гузик
выделяет такие разновидности этих форм: урок-семинар, урок-лекция, урок-практикум,
урок-зачет, урок защиты творческих работ, урок-отчет. О.Дорошенко к нетрадиционным
форм обучения относит уроки-исследования, уроки-выставки, уроки-консультации,
уроки-диспуты, уроки вопросов и ответов.
В.Паламарчук, Д.Рум'янцева, О. Антипова, исследовав проблему нестандартных форм
обучение, различают в ней два ряда явлений:
□ сочетание
различных форм обучения в некую новую сущность (урок-диспут, урок-лекция, урок-семинар,
урок-экскурсия);
□ собственное
нестандартный урок, к которому относят интегрированные межпредметные, театрализованные
и уроки с разновозрастным составом учеников.
Ю. Рисованным и соавторами выделены такие формы учебных занятий в школе:
урок, учебная лекция, семинарское занятие, диспут, учебно-практическое
занятия, экскурсия, дидактическая игра, коллоквиум и зачет, домашняя учебная
работа, главным признаком которых является "выход за пределы только школьных
ситуаций, попытка ввести учащихся в сферу социальных, производственных отношений,
сформировать у них не только основы знаний, но и навыки социального поведения".
Итак, до нетрадиционных уроков украинского языка относятся интегрированные уроки,
уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-зачеты,
уроки-консультации, уроки-практикумы и дидактические игры. Необходимость выбора
нетрадиционной формы обучения обусловлена и тем, что старшеклассники - это потенциальные
студенты, поэтому оправдано уделять особое внимание таким формам, как лекции,
семинары, зачеты, практикумы, поскольку в этих формах будут проходить занятия
в высших учебных заведениях.
Рассмотрим особенности проведения нетрадиционных уроков в старших классах.
Урок-лекция - форма обучения, которая строится на основе информационно-монологического
метода и предполагает систематический, длительный изложение учебного материала
учителем, продуман и подготовлен заранее, с применением способов и
приемов познавательной деятельности учащихся.
В отличие от традиционного урока, лекция обеспечивает более ускоренный темп
обучения, формирование у старшеклассников умения самостоятельно и критически мыслить,
вырабатывает у них навыки самообразования. Таким образом, лекционная форма обучения готовит
учащихся напряженной умственной деятельности, что ждет их в будущем.
Активность лекций как формы обучения обеспечивает их высокая целеустремленность,
повышенная информативность, поисковый характер и новизна материала, что
представляется, индивидуальный стиль подачи материала, общения с классом,
эмоциональность изложения.
Под высокой целеустремленностью лекций понимают более рациональное использование
учебного времени, когда все подчинено одной цели - донести до учащихся основные
идеи лекционного материала, объем которого значительно больше, чем на традиционном
уроке. Целеустремленности лекций способствует их более логичная структура в отличие
от структурного содержания учебника, что отмечается фрагментарной подачей
материала.
Поисковый характер лекционного изложения реализуется различными путями:
использованием логических приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования,
обобщение, раскрытием меж - и внутри-предметных связей, созданием
проблемных ситуаций).
Так, на доске может быть записано не только тему, но и план. Учителя сообщают
ученикам, что в лекции будет определенное количество частей и обозначают эти части цифрами
на доске. Ученики в ходе лекции должны дать название каждой части. В конце урока
они зачитывают свои варианты.
Кроме того, в лекции включаются элементы беседы. Этот прием также активизирует
внимание и мыслительную деятельность учащихся, помогает им лучше понять основные
положения лекции. Например, во время обзорной лекции "Сложные
предложение" учащиеся отвечают на вопрос: В чем отличие
складнопідрядного предложения от сложносочиненного? Что в них общего? Чем они
отличаются от безсполучникових предложений? Сфера употребления сложных предложений.
Стилистические особенности сполучникових и безсполучникових сложных предложений.
Особого внимания заслуживают вопросы проблемного типа, направляют
мыслительную деятельность учащихся, побуждают их к дискуссии.
Лекционным способом может подаваться материал, не содержащийся в действующих учебников,
например, по риторике, стилистике, сведения о устная и письменная речь и т.д.
Лекции часто используются в классах с углубленным изучением украинского
языка с целью предоставления учащимся сложной лингвистической информации.
Важную роль в обеспечении эффективности лекции играет ораторское
мастерство учителя. Искусство красноречия во все времена было одним из
мощнейших средств воздействия на слушателя, формирование его мировоззрения, а следовательно, и
личности в целом "Важно, - пишет А.Капська, - чтобы учитель владел устным
литературным вещанием - выразительной, логически четкой, эмоционально-образным, хорошей
дикцией, гибким, подвижным голосом широкого диапазона".
Лекции чаще всего используются на вступительных уроках (вступительные); реже - как
завершение изучения большого раздела (обзорные).
Таким образом, можно выделить следующие функции школьной лекции:
Информационная, которая заключается в передаче учащимся методически адаптированных сведений из
украинского языка.
Развивающая, поскольку лекция развивает интерес старшеклассников к предмету, их
мыслительные способности, аудіативні умения, внимание.
Мотивационная, которая реализуется в процессе формирования у учащихся познавательных потребностей,
убеждение в значимости изучаемого материала.
Воспитательная, состоящая в осуществлении воспитательного влияния на учащихся через слово учителя.
Организационно-ориентационная,
в связи с тем, что во время лекции учитель дает советы по организации работы
учащихся, ориентирует их в библиографических источниках.
Несмотря на то что во время лекции учащиеся получают знания в готовом виде, они
не приобретают умений самостоятельно работать с литературными источниками,
научно-популярной, справочной литературой. Это обусловило введение в учебный
процесс урока-семинара - формы обучения, предполагающая самостоятельное получение знаний
учениками с использованием разнообразных источников и последующим коллективным
обсуждением в классе последствий этой работы. В отличие от других форм обучения
семинар предоставляет учащимся возможность проверить, уточнить, систематизировать свои знания,
научиться точно и аргументировано выражать собственные мысли, анализировать, дискутировать.
Семинары способствуют воспитанию у учащихся критического мышления, интереса к знаниям,
попытки самостоятельно приобретать и углублять их, умение работать со справочной
и дополнительной литературой, высказывать собственное суждение о прочитанном.
Практикой доказано: средством логической и психологической организации учебной
деятельности учащихся является учебная проблема, которая должна побудить их рассуждать,
делать выводы, сопоставления, а также зарождать любознательность, интерес.
Учителя заранее определяют тему, цель, задачи семинара, планируют его
проведения, формулируют проблему и дополнительные вопросы по теме, распределяют
задания между учащимися, подбирают необходимую литературу, проводят индивидуальные
консультации и др.
Ученики, получив задание, самостоятельно изучают программный материал. Результаты
самостоятельной работы оформляют в виде плана или тезисов, конспекта
основных источников, реферата или доклада. Учитель начинает семинар вступительным
словом, в котором напоминает задачи, порядок проведения, дает рекомендации и т.д.
Далее в классе обсуждаются вопросы семинара. На семинаре могут обсуждаться
основные положения прочитанной учителем-словесником лекции. В рамках семинарского
занятия возможно обсуждение творческих работ старшеклассников.
Так, урок-семинар на тему "Язык как средство общения" (10 класс)
должен содержать информацию о не вербальные средства. Цель состоит в том, чтобы
дать учащимся представление о не вербальные средства коммуникации, их роль в жизни
человека; с помощью разнообразных ситуаций убедить учеников в том, что не вербальные
средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания; формировать у
учащихся навыки не вербального общения.