Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

9.4. Формы занятий по языку в 10-11(12) классах

Основной формой обучения в старших классах был и остается урок, следовательно, ему принадлежит ведущая роль в повышении результативности обучения, развития и воспитание учащихся. Урок - это инструмент воспитания и развития личности. Какой бы модификации не подвергалась его структура, урок является стержнем, вокруг которого располагаются другие формы учебных занятий независимо от типа школы.

Методику проведения урока украинского языка освещены в исследованиях О.Біляєва, Т.Донченко, С.Карамана, И. Олейника, М.Пентилюк, К.Плиско, А.савченко, Сухомлинского, О.Хорошковської, С.Чавдарова и др. Значительный вклад в изучение проблемы современного урока языка в старших классах сделано отечественными методистами О.Біляєвим, А.Галетовою, Н.Голуб, Л.Забаштою, С.Караманом, Г.Шелеховою и др.

Конечно, урок украинского языка в старших классах имеет ряд особенностей, определяются целью и задачами изучения украинского языка, особенностями контингента учащихся, содержанием обучения, системой методов и приемов, количеством часов, отведенных на овладение учениками на украинском языке, использованием средстве обучения, а также месту нахождения школы (сельская или городская, школа русским или украинским языком обучения) и т.д. Особенности уроков украинской языка обусловлено содержанием и технологией обучения.

Наиболее распространенными являются уроки обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела, хотя используют все другие типы, обусловленные направленностью курса языка на завершающем этапе его усвоения - удосконалювач и основные языковые и речевые умения и навыки учащихся. Характер проработанного материала, наличие у школьников опорных знаний, приобретенных в предыдущих классах определяют специфику таких занятий, которые будут эффективными и будут поддерживать интерес к предмета при использовании оптимального варианта структуры урока научно обоснованной организации его содержания, правильного подбора методов и приемов работы, средств организации познавательной деятельности, системы задач и упражнений, способствуют углублению знаний учащихся, совершенствованию их умений и навыков.

Психолога и лінгводидакти (О.Біляєв, Т.Донченко, І.Зимня, С.Караман, К. Плиско и др.) в организации уроков названного типа советуют основное внимание обращать на развитие умственных способностей учащихся, лежащих в основе умений классифицировать языковые факты, абстрагировать и конкретизировать усваиваемые понятия, систематизировать знания.

Для рациональной организации обучения, особенно в старших классах, учитывая объем учебного материала, его объективную сложность, малое количество часов только традиционных уроков всех типов часто не хватает. Поэтому урок, как и вся система обучения языку, в последнее время претерпевает существенных изменений. Инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, вызывают возникновение новых подходов к организации и проведению урока украинского языка. В школьной практике появляются нетрадиционные или нестандартные уроки, что чаще всего проводятся именно в старших классах. В лінгводидактиці существуют различные классификации нетрадиционных форм обучения, что свидетельствует о сложности вопроса. М. Гузик выделяет такие разновидности этих форм: урок-семинар, урок-лекция, урок-практикум, урок-зачет, урок защиты творческих работ, урок-отчет. О.Дорошенко к нетрадиционным форм обучения относит уроки-исследования, уроки-выставки, уроки-консультации, уроки-диспуты, уроки вопросов и ответов.

В.Паламарчук, Д.Рум'янцева, О. Антипова, исследовав проблему нестандартных форм обучение, различают в ней два ряда явлений:

□ сочетание различных форм обучения в некую новую сущность (урок-диспут, урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия);

□ собственное нестандартный урок, к которому относят интегрированные межпредметные, театрализованные и уроки с разновозрастным составом учеников.

Ю. Рисованным и соавторами выделены такие формы учебных занятий в школе: урок, учебная лекция, семинарское занятие, диспут, учебно-практическое занятия, экскурсия, дидактическая игра, коллоквиум и зачет, домашняя учебная работа, главным признаком которых является "выход за пределы только школьных ситуаций, попытка ввести учащихся в сферу социальных, производственных отношений, сформировать у них не только основы знаний, но и навыки социального поведения".

Итак, до нетрадиционных уроков украинского языка относятся интегрированные уроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции, уроки-зачеты, уроки-консультации, уроки-практикумы и дидактические игры. Необходимость выбора нетрадиционной формы обучения обусловлена и тем, что старшеклассники - это потенциальные студенты, поэтому оправдано уделять особое внимание таким формам, как лекции, семинары, зачеты, практикумы, поскольку в этих формах будут проходить занятия в высших учебных заведениях.

Рассмотрим особенности проведения нетрадиционных уроков в старших классах.

Урок-лекция - форма обучения, которая строится на основе информационно-монологического метода и предполагает систематический, длительный изложение учебного материала учителем, продуман и подготовлен заранее, с применением способов и приемов познавательной деятельности учащихся.

В отличие от традиционного урока, лекция обеспечивает более ускоренный темп обучения, формирование у старшеклассников умения самостоятельно и критически мыслить, вырабатывает у них навыки самообразования. Таким образом, лекционная форма обучения готовит учащихся напряженной умственной деятельности, что ждет их в будущем.

Активность лекций как формы обучения обеспечивает их высокая целеустремленность, повышенная информативность, поисковый характер и новизна материала, что представляется, индивидуальный стиль подачи материала, общения с классом, эмоциональность изложения.

Под высокой целеустремленностью лекций понимают более рациональное использование учебного времени, когда все подчинено одной цели - донести до учащихся основные идеи лекционного материала, объем которого значительно больше, чем на традиционном уроке. Целеустремленности лекций способствует их более логичная структура в отличие от структурного содержания учебника, что отмечается фрагментарной подачей материала.

Поисковый характер лекционного изложения реализуется различными путями: использованием логических приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщение, раскрытием меж - и внутри-предметных связей, созданием проблемных ситуаций).

Так, на доске может быть записано не только тему, но и план. Учителя сообщают ученикам, что в лекции будет определенное количество частей и обозначают эти части цифрами на доске. Ученики в ходе лекции должны дать название каждой части. В конце урока они зачитывают свои варианты.

Кроме того, в лекции включаются элементы беседы. Этот прием также активизирует внимание и мыслительную деятельность учащихся, помогает им лучше понять основные положения лекции. Например, во время обзорной лекции "Сложные предложение" учащиеся отвечают на вопрос: В чем отличие складнопідрядного предложения от сложносочиненного? Что в них общего? Чем они отличаются от безсполучникових предложений? Сфера употребления сложных предложений. Стилистические особенности сполучникових и безсполучникових сложных предложений.

Особого внимания заслуживают вопросы проблемного типа, направляют мыслительную деятельность учащихся, побуждают их к дискуссии.

Лекционным способом может подаваться материал, не содержащийся в действующих учебников, например, по риторике, стилистике, сведения о устная и письменная речь и т.д. Лекции часто используются в классах с углубленным изучением украинского языка с целью предоставления учащимся сложной лингвистической информации.

Важную роль в обеспечении эффективности лекции играет ораторское мастерство учителя. Искусство красноречия во все времена было одним из мощнейших средств воздействия на слушателя, формирование его мировоззрения, а следовательно, и личности в целом "Важно, - пишет А.Капська, - чтобы учитель владел устным литературным вещанием - выразительной, логически четкой, эмоционально-образным, хорошей дикцией, гибким, подвижным голосом широкого диапазона".

Лекции чаще всего используются на вступительных уроках (вступительные); реже - как завершение изучения большого раздела (обзорные).

Таким образом, можно выделить следующие функции школьной лекции:

Информационная, которая заключается в передаче учащимся методически адаптированных сведений из украинского языка.

Развивающая, поскольку лекция развивает интерес старшеклассников к предмету, их мыслительные способности, аудіативні умения, внимание.

Мотивационная, которая реализуется в процессе формирования у учащихся познавательных потребностей, убеждение в значимости изучаемого материала.

Воспитательная, состоящая в осуществлении воспитательного влияния на учащихся через слово учителя.

Организационно-ориентационная, в связи с тем, что во время лекции учитель дает советы по организации работы учащихся, ориентирует их в библиографических источниках.

Несмотря на то что во время лекции учащиеся получают знания в готовом виде, они не приобретают умений самостоятельно работать с литературными источниками, научно-популярной, справочной литературой. Это обусловило введение в учебный процесс урока-семинара - формы обучения, предполагающая самостоятельное получение знаний учениками с использованием разнообразных источников и последующим коллективным обсуждением в классе последствий этой работы. В отличие от других форм обучения семинар предоставляет учащимся возможность проверить, уточнить, систематизировать свои знания, научиться точно и аргументировано выражать собственные мысли, анализировать, дискутировать.

Семинары способствуют воспитанию у учащихся критического мышления, интереса к знаниям, попытки самостоятельно приобретать и углублять их, умение работать со справочной и дополнительной литературой, высказывать собственное суждение о прочитанном.

Практикой доказано: средством логической и психологической организации учебной деятельности учащихся является учебная проблема, которая должна побудить их рассуждать, делать выводы, сопоставления, а также зарождать любознательность, интерес.

Учителя заранее определяют тему, цель, задачи семинара, планируют его проведения, формулируют проблему и дополнительные вопросы по теме, распределяют задания между учащимися, подбирают необходимую литературу, проводят индивидуальные консультации и др.

Ученики, получив задание, самостоятельно изучают программный материал. Результаты самостоятельной работы оформляют в виде плана или тезисов, конспекта основных источников, реферата или доклада. Учитель начинает семинар вступительным словом, в котором напоминает задачи, порядок проведения, дает рекомендации и т.д. Далее в классе обсуждаются вопросы семинара. На семинаре могут обсуждаться основные положения прочитанной учителем-словесником лекции. В рамках семинарского занятия возможно обсуждение творческих работ старшеклассников.

Так, урок-семинар на тему "Язык как средство общения" (10 класс) должен содержать информацию о не вербальные средства. Цель состоит в том, чтобы дать учащимся представление о не вербальные средства коммуникации, их роль в жизни человека; с помощью разнообразных ситуаций убедить учеников в том, что не вербальные средства общения позволяют точнее передать содержание высказывания; формировать у учащихся навыки не вербального общения.