Целеполагание как способ человеческой трансценденции: есенційні и экзистенциальные измерения
Если выше мы подробно рассмотрели те черты, за которые способна выйти человек в своей трансценденции, а следовательно, и сферы трансцендування собственного "Я", то сейчас задумаемся над тем, каким образом это происходит. Механизмом, способом человеческой транеценденції есть целое-возложение. Человек в своих целях противостоит внешнему миру. Реальный мир не удовлетворяет человека. И, осуществляя свои цели, человек выходит за пределы данного, меняет свое окружение, саму себя и свою сущность.
Но известно, что поставленных целей достигают не всегда. О чем это свидетельствует: о неадекватности средств, о некорректную постановку целей или о несовершенстве самого механизма целое-возложение? Обычно основной причиной недостижения цели считают первую из названных выше. Думаем, дело гораздо сложнее: и уточнение, переосмысление требует весь механизм целое-возложение. Рассмотрим его в единстве и взаимосвязи явных и неявных характеристик.
Итак, что же такое явное и неявное целое-возложение? Можно было бы ограничиться интуитивной ясности этих понятий; можно построить определенный ассоциативный ряд, где явное целое-возложение будет коррелировать с рациональным, логическим, экзистенциальным, сознательным, а неявное - с иррациональным, алогичным, бессознательным, есенційним.
Явное и неявное целое-возложение не существуют в чистом виде. В каждом акте явного целое-возложение присутствуют неявные моменты, поэтому точнее будет говорить не об явное и неявное целое-возложение, а про явные и неявные компоненты или (с точки зрения гносеологического) характеристики целое-возложение.
Существуют различные "ипостаси" неявного целое-возложение. Оно может быть по крайней мере предпосылкой, средством и результатом явного целое-возложение. Неявное целое-как предпосылка возложения индивидуальных и коллективных актов человеческой транеценденції - их невербалізованою, неекспліційованою характеристикой. В знании, на почве которого разворачивается деятельность, наряду с его актуальным содержанием, существует и неявное фон неосознаваемого знания. Сама модель целое-покладальної деятельности существует в виде неявной предпосылки познавательного акта. Если изобразить спектр явных целей как такой, что находится в центре внимания субъекта целое-возложение, а спектр неявных целей - как периферию, нетематизовану в актуальном процессе целое-возложение, то в такой модели "ядро" будет предметом их возложения или анализа, а периферия - образовывать его средства. В основе такого положения, как неявная предпосылка, содержится утверждение, что человеческая трансценденция не сводится к одной простой цели, а обусловлена спектром целевых установок.
Неявное целое-возложение может формироваться в результате действия многих субъектов индивидуального или группового целое-возложение и/или "за спиной" сознательной целое-покладальної деятельности. К примеру, никто не ставит целью своей деятельности выработку культуры как таковой, однако этот феномен возникает и реально существует.
Возникает закономерный вопрос: возможно ли (и если да, то насколько?) эксплицировать неявные предпосылки и средства целое-возложение? М. Поляне, определив и зафиксировав соотношение явного и неявного уровней в человеческом познании, на этом и остановился и по сути склонялся к тому, что неявное знание принципиально не поддается экспликации. Дело в том, что с его поля зрения выпал механизм социально-практической трансляции неявного знания, что не дало ему возможности проследить диалектику преобразования неявного знания в явное и наоборот. Несмотря на всеобщий характер социально-практической обусловленности деятельности человека и на тот факт, что целое-возложение не сводится к простому целевого акта, а представляет собой процесс, где цель, средство и результат раз в раз меняются местами, можно говорить о принципиальной возможности экспликации неявных компонентов целое-возложение. Пределы такой экспликации обусловлены пределами самой общественно-исторической практики. Очевидно, что существуют такие глубинные пласты неявного целое-возложение, которые не поддаются экспликации, да и вообще их и не нужно пытаться до конца прояснить. Скажем, чувственно-эмоциональный срез целое-возложение. Не все чувства можно и нужно выражать языке правы. В общем виде здесь должны быть две равноправные позиции: рационалистически-оптимистическая, согласно которой можно эксплицировать все, учитывая ограничения, накладываемые розвинутістю практики и познания, и пессимистическая, или более реалистичная, согласно которой существуют такие пласты неявного целое-возложение (иррациональные моменты в человеческой деятельности), которые не поддаются экспликации. Выбор одной из этих двух позиций - дело вкуса исследователя. В целом в отдельном целевом акте есть и явные, и неявные компоненты. В процессе же целое-возложение как способа транеценденції неявные предпосылки и средства целое-возложение становятся явными.
Сказанное касается не только одной стороны процесса целое-возложение - целое-реализации (цель - средство - результат), но и другого - целое-формирование (потребность - мотив - интерес). Потребности, мотивы, интересы деятельности людей также могут не всегда осознаваться. За всеобщий интерес может выдаваться интерес той или иной социальной группы. Истинные мотивы во время формулировки целей могут тщательно скрываться. В общем в целое возложении существует своя "грамматика выражения" и "грамматика умолчания", причем последняя не должна вращаться перспективой к'єркегорівської "безмолвия". Если же продолжить историко-философские экскурсы, то для прояснения понятия "явное целое-возложение" целесообразно обратиться к понятию "целое-рационального действия" М. Вебера. Под последней он понимал действие, направленное на достижение четко усвідомлюваної цели самим действующим индивидом, и использования адекватных средств для ее достижения. В противоположность этому скрытые, неосознанные моменты в процессе формирования и реализации цели составят сферу неявного целое-возложение.
Неявное целое-возложение предшествует явному. Это, кстати, одна из причин того, почему следует говорить о две разновидности или типы целое-возложение. На ранних этапах человеческой истории целое-возложение существовало неявно и имело вполне социально-онтологическую природу. Только с появлением индивидуального субъекта целое-возложение происходит поляризация онтологических и гносеологічних характеристик целое-возложение, сам феномен целое-возложение становится предметом осмысления и тем самым - явным.