Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 6
НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА
Владимир Ленин
(1870-1924)
«Политическая линия марксизма ... неразрывно связана с его философскими основами»
Владимир Ильич (Ульянов) Ленин родился в семье мелкого служащего в м.Симбірськ (ныне - Ульяновск). Его отец - Илья Николаевич, был инспектором, а впоследствии - директором народных училищ Симбирской губернии. Детство будущего философа прошло среди простых людей и, вместе с тем, в высоко-интеллектуальной атмосфере семьи, под влиянием духовного авторитета матери. Парень много читал и хорошо учился. Гимназию он окончил с золотой медалью. Ему открывалась нешуточная научная перспектива, особенно после вступления в юридического факультета Петербургского университета. Однако судьба распорядилась иначе. В этом же году за участие в покушении на жизнь царя Александра III был казнен старшего брата Ленина - Александра. Юноша больно переживал эту семейную трагедию. В его восприятии мир изменил свои очертания. В декабре 1887 г. за участие в революционных выступлениях студентов Ленина был арестован, исключен из университета и сослан в деревню Кукушкіно Казанской губернии под негласный надзор полиции.
Через год он вернулся в Казань. Вступает в марксистский кружок. Активно изучает марксистскую литературу и становится убежденным марксистом.
Окончив Петербургский университет экстерном, он работал в первых марксистских кружках, изучал М. Чернышевского, Г. Плеханова, «Капитал» К. Маркса, вел революционную деятельность.
Петербургский период жизни Ленина принес ему признание среди молодых марксистов. Первые стрелы критического мышления молодого философа-марксиста были направлены против идеологии и политического учения народничества. Ленин пишет довольно серьезную книгу «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов». Впоследствии выходит еще одна его работа против народников - «Экономическое содержание народничества и критика его в книге П. Струвє». Ленин становится заметным. Вокруг него собирается революционно настроенная молодежь, которая штудирует Маркса и Энгельса, пытается привлечь их методологию к анализу российской действительности.
После окончания второй ссылки В. Ленин едет за границу, изучает философию, социально-политические учения, руководит революционным движением России. Вернувшись на родину, он возглавляет Октябрьское восстание 1917 года, а после его победы - Правительство социалистического государства.
На коленях новом этапе своего жизненного пути В.Лені п обращается к К. Маркса, сверяет по нему свои теоретические роз думы и революционно-практические действия. В этом плане В. Ленина можно назвать «истинным марксистом». Однако он не просто подражает К. Маркса», а развивает его учение согласно с новыми социальными реалиями и спецификой российской действительности. В этом измерении В. Ленин предстает как самостоятельно мыслящий, творческий теоретик. Наконец, социальную философию он подчиняет революционной деятельности пролетариата, обоснованию его практических действий, закономерностей стратегии и тактики классовой борьбы и социальной революции. В этом аспекте В. Ленин пошел значительно дальше К. Маркса, углубил его учение, но и сузил его рамка мы «классового противостояния и революции», упростил с целью повышения эффективности восприятия рабочими массами, свел к инструментальной функции, подав его как руководство к действию, что, бесспорно, притупило глобальность мир обзорного мышления предшественников.
Как отмечал М. Бердяев, В. Ленин прежде всего воспринял, углубил и абсолютизировал мессианский аспект марксизма, подчинен обоснованию пролетарской революции; В. Ленин вошел в философию не как теоретик марксизма, а как теоретик революции; он на протяжении всей жизни боролся за целостное, тоталитарное мировоззрение, который был необходим для борьбы, которое должно сосредоточивать революционную энергию: «для В. Ленина марксизм есть прежде всего теорией и практикой диктатуры пролетариата» (Там же. - С. 94, 95, 97, 103).
В. Ленин рассуждал о роли народных масс и личности в истории, историческую миссию пролетариата и его союзников, роль партии в организации пролетарской массы к революции, о значении субъективного фактора в истории, стратегию и тактику будущего революционного переворота, организацию пролетариатом государственной власти, формы классовой борьбы после победы революции. Все эти размышления обозначены глубокой философской эрудицией, знанием жизни, діалектичністю мышления, оригинальностью суждений и выводов. Новизна их, с нашей точки зрения, все же не выходила за пределы парадигмы, обусловленной классической марксистской философией.
В чем же сущность и главные принципы марксистского учения в его «ленинском прочтении»?
Исходным принципом марксистской социально-философской концепции является признание реального существования людей, их деятельности и взаимодействия, действительного жизненного процесса и его відголосу как развития идеологического отражения. Деятельный способ бытия людей марксизм рассматривает не только с точки зрения его роли в воспроизведении их физического существования, а прежде всего как определенный вид жизнедеятельности, определенный образ жизни. То, что они (индивиды) собой представляют, совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. «Что представляют собой индивиды - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. - М., 1955. - Г. 3. - С. 19).
По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сущность разноцветных общественных отношений между людьми обусловлена отношениями собственности, которые соответствуют определенному уровню развития производства и его производительных сил. Противоречия собственности порождают отчуждение человека от продуктов своего труда и родовой сущности, разграничивают людей на различные социальные группы, классы и обусловливают их борьбу между собой. Классовая борьба пронизывает историю цивилизации с момента появления частной собственности. Классовое противостояние усиливается, а борьба обостряется с поляризацией общества на два класса - буржуазию и пролетариат.
Последний - как класс угнетенный и эксплуатируемый - самими условиями производства поставлен в ситуацию, что способствует его росту и консолидации, начинает активную борьбу, которая выливается в конце концов в борьбу за власть. Без овладения властью путем насилия пролетариат не может освободиться от эксплуатации, создать человеческие условия труда и жизни, получить свободу.
Главными целями классовой борьбы пролетариата в экономической сфере является ликвидация частной и создание общественной собственности, в политической - «слом буржуазной государственной машины», установление диктатуры пролетариата и построение социально справедливого общества. Средством их достижения является социальная революция. Источник революции скрытое в материальных (экономических) устоях общества. Это конфликт между постоянно растущими производительными силами и консервативными производственными отношениями. Революция предстает как средство разрешения этого конфликта. Одновременно она вносит радикальные изменения в системе общественных отношений, она является главным механизмом развития общества, «локомотивом истории». Социалистическая революция вызревает «экономически» и может произойти одновременно во всех странах или, по крайней мере, в большинстве из них.
Овладев властью и установив свою диктатуру, пролетариат начинает строительство нового, коммунистического общества, экономической основой которого является общественная собственность на главные средства производства, политической - демократическая организация общественной жизни, идеологической - приоритет интересов пролетариата (рабочего класса), что совпадает с интересами трудящейся части населения. На почве общественных преобразований и роста материального благосостояния должны быть ликвидированы классы и начаться эпоха свободной, всесторонне развитой личности. Так, по мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, будут устранены в частную собственность, а с ней - и отчуждение человека от человека
В. Ленин воспринимал это учение как неоспоримую истину, развивал и углублял его в соответствии с обстоятельствами, которые менялись. Его перу принадлежат такие известные произведения, как «Шаг вперед, два шага назад», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Материализм и эмпириокритицизм», «Империализм как высшая стадия капитализма», «Государство и революция», «Философские тетради» и др.
Первый самостоятельный шаг в развитие марксистской теории. Ленин сделал в вопросе о революции. Его вывод о неравномерности развития капитализма и возможность победы революции в отдельно взятой стране теоретически был абсолютно новым, а практически - в корне менял стратегию и тактику революционного движения.
Человечеству еще предстоит оценить значение этого вывода. Сегодняшняя разрушение социалистической цивилизованности не позволяет подойти к этому более-менее объективно. Имеющееся теоретическое знание и социальная практика не способны постичь его в полном объеме. Дело за будущим, которое расставит все точки над «и» и определит новую парадигму теоретического освоения противоречивого мира.
Вклад Ленина в развитие марксизма сказался и на анализе такой тематики, как проблемы развития истории, в частности, смены общественно-экономических формаций, критерии выделения социальных классов, закономерности общественного прогресса, гносеологічне определение «материи», процессуальная трактовка «истины» и ее критериев, обоснование необходимости объединения усилий философов и естествоиспытателей т.д. Ленин сформулировал идею классовости философии, четко отстаивал в ней «линию Демокрита» против «линии Платона». Марксистскую философию Ленин рассматривал как мировоззрение рабочего класса, его коммунистической партии. Он подчинял свои философские занятия и поиски целям партийно-политической деятельности.
Философские труды Ленина дают основания для вывода о «ленинский этап в развитии марксизма, который выделился в истории, пережил разнокачественные этапы своего взлета и падения и в определенной мере (в трансформированном виде) продолжается в ряде стран мира и сегодня.
В его истории исследователи выделяют следующие основные, относительно самостоятельные, фазы:
1) 1917 год - конец 20-х годов. В это время освещались фундаментальные проблемы исторического материализма, а также новые вопросы, обусловленные потребностями практики: социалистическое государственное строительство в переходный период, формы классовой борьбы, конкретно-социологическое исследование социальных процессов;
2) 30-40-е годы. Вторая фаза характеризуется кристаллизацией специфически «істматівських проблем», удаленностью их от Проблем диалектического материализма. Этот период развития социальной философии можно назвать «сталинским». Среди теоретиков марксизма-ленинизма выделяются трагические фигуры М. Бухарина и Л. Троцкого;
3) от середины 50-х годов до наших дней. Третья фаза характеризуется удаленностью от «сталинизма», возрождением поиска в области социальной проблематики в период «хрущевской оттепели», догматизацией и идеологизацией «классической теории» в период «брежневско-сусловского» альянса.
С 1985 года начался четвертый этап в развитии социальное философских исследований. Этот период характеризуется ликвидацией остатков «сталинизма» в теории, преодолением догматизм, и «ідеологізму», плюрализмом и гласностью, открытостью социальных поисков, углублением связей отечественного обществоведения с зарубежными учениями. Сейчас некоторые «правоверные марксисты-ленинцы" оставляют мировоззренческую позиции, на которых ранее они получили научные звания и должности, переходят к резкой критике этих позиций и фактически отказываются от ране теряет изданных трудов, критикуют «философских генералов» - М. Митина, А. Жданова, А. Суслова, Г. Косолапова, П. Федосеева и других, связывают с ними застой и догматизм социальной философии марксизма середины и второй половины XX века.
Триумф марксизма-ленинизма состоит в том, что ему удачно ся защитить, отстоять, сохранить и углубить концептуальные основы нового мировоззрения в острой полемической борьбе с другими социальными доктринами. Отсюда берет начало также и его трагедия: вынужденный постоянно защищаться, он и выработал в себе уверенность (если не самоуверенность) в собственной непогрешимости в отношении любого вопроса общественного развития. Потеряно чувство «здорового плюрализма и компромисса; по теории изъяты вариативность, пошуковість, сомнение, а впоследствии - и творческий подход вообще.
Лидер большевистской партии 30 - 50-х годов И. Сталин усугубил эти тенденции, «аппаратная система»,«коллективный разум КПСС» поставили их на «индустриальные рельсы», доказали марксизм-ленинизм к самоизоляции относительно мирового общественного мнения, перство рыли на набор догм, подчинили инструментальной функции, использовали его как идеологию для «мировой пролетарской революции» и "строительства социализма".