Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

1. Общие основы педагогики

1.2. Формирование творческой личности

1.2.2 Пути формирования творческой личности

Формирование творческой личности начинается с детства. Поэтому развивать у детей интересы и наклонности нужно уже в дошкольном возрасте. В это время «почемучка» в течение дня может задать взрослому больше сотни востребованы Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать любознательность, отвечая на вопросы малыша, предлагая ему самые разные игры и т.д.

Основным видом деятельности школьника является учеба. Вот почему для процесса воспитания очень важно, чтобы ученые, стеснялся своего безделья, ненавидел лень и халатность в учебной работе. «Самое страшное горе, - по мнению В. Сухомлинского, - горе для семьи, горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать! Нежелание знать - это символические железные решетки, которыми человек закрывает от себя безграничное небо, вместо символических потом могут появиться настоящие».

Работа с одаренными детьми в школе.

Одним из важных направлений деятельности учителя в условиях общеобразовательной школы является его работа с учениками, которым свойственны повышенные учебные способности. Это одаренные дети. Они легко запоминают учебный материал, имеют сформированные навыки самоконтроля, большую работоспособность, не ординарно мыслящие, свободно выражают свои мысли, а также критически осмысливают различные научные факты и явления действительности.

Учащиеся с повышенными учебными способностями имеют благоприятные психологические возможности для активной учебной деятельности. Поэтому учитель должен так подбирать для них нагрузку, чтобы оно способствовало их интеллектуальному и личностному развитию, а не сдерживало его.

Варианты стратегии работы с такими детьми могут быть разные:

1. удовлетворение их запросов в углубленном изучении предметов на основе широкого ознакомления с достижениями современной науки;

2. создание условий для удовлетворения их разносторонних познавательных интересов, так и для развития способностей к определенному виду деятельности;

3. обеспечение возможностей для творчества в их учебной и внешкольной активности;

4. привлечение к оказанию помощи одноклассникам в учебе;

5. предотвращения появления в них переоценки своих возможностей, лени за систематическую не загруженность.

Формами работы с такими учениками могут быть групповые и индивидуальные занятия на уроках, факультативах и во внеурочное время. Содержание учебной информации одновременно следует дополнять научными сведениями, которые они могут получить в процессе выполнения дополнительных задач за счет более высокого, чем у других учащихся, темпа обработки учебной информации.

Среди методов обучения одаренных детей должны превалировать самостоятельная работа, поисковый и исследовательский подходы к усвоению знаний, формирование умений и навыков. Контроль за их знаниями должно стимулировать углубленное изучение материала, его систематизацию, перенос знаний в новые ситуации. Домашние задания для таких детей должны быть творческими.

Особое внимание к одаренных учащихся на уроках должна дополняться системой внеклассной и внешкольной работы, которая предусматривает посещение кружков, участие в тематических массовых мероприятиях (вечерах любителей литературы, истории, физики, химии и др., смотрах - конкурсах художественного, технического творчества, встречах с учеными и др.). Внеклассная работа предусматривает выполнение разнообразных внеучебных задач. Большую роль играет участие одаренных учащихся в предметных олимпиадах. Учитель должен постоянно направлять их активность, помогая выбрать профиль внешкольных занятий, управляя внеклассной работой.

Развитие одаренных детей сдерживают отсутствие необходимой для проявления их талантов материальной базы; формализована, автоматизированная система обучения; влияние массовой культуры; недостаточная психологическая помощь им в преодолении комплекса неполноценности и др.

Закон Украины «Об образовании» предусматривает создание для развития способностей, дарований и таланта профильных классов (с углубленным изучением отдельных предметов или с начальной профессиональной подготовкой), специализированных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов, различных учебно-воспитательных коллективов, объединений. Особо одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение (стипендии, направление на обучение и стажировку в ведущих отечественных и зарубежных образовательных, культурных центров).

Формирование творческой личности будущего специалиста в высшем учебном заведении. В процессе подготовки специалиста в высшем учебном заведении развитие его профессиональных умений и творческих способностей проходит пять этапов (уровней).

1. На интуитивном уровне студенты выявляют совокупность «передпрофесійних» умений. Приступая к решению профессиональной проблемы, они не осознают ее даже как задачу, а действуют интуитивно, часто не умея объяснить, почему поступают именно так, а не иначе, и чего стремятся достичь.

2. На репродуктивном уровне студенты, решая профессиональную задачу, не выходят за пределы строго регламентированных инструкций и правил, предоставляют предпочтение работе за подсказкой, существующими шаблонами и стандартами.

3. Достижения репродуктивно-творческого уровня означает, что студенты удовлетворительно справляются с решением новых проблем. Однако в сложных и неожиданных ситуациях они ориентируются трудно.

4. Творчески-репродуктивный уровень предполагает, что студенты имеют достаточно сформированную систему знаний, умений и навыков, которые дают возможность в основном успешно выполнять профессиональные функции. В измененных ситуациях они, как правило, не ищут оригинальных способов решения задач. На этом уровне недостаточно развита способность к прогнозированию производственных процессов.

5. Творческий уровень самый высокий в развитии профессиональных умений и навыков. Достигнув его, студенты проявляют выраженную профессиональную направленность личности, хорошо развитые профессиональные умения, им присущ поиск новых методик, средств и приемов работы.

Работа по формированию творческой личности будущего специалиста может осуществляться во многих направлениях. Прежде всего во время лекций, практических и лабораторных занятий целесообразно решать учебно-познавательные задачи, которые способствуют проникновению в суть основных вопросов будущей профессиональной деятельности. Важными являются наблюдения и анализ производственных процессов или их этапов во время экскурсий, производственной практики. Впоследствии студенты под руководством преподавателей могут осуществлять фрагменты будущей профессиональной деятельности, обсуждать их на учебных занятиях и внедрять в технологический процесс производства. Неоценимое значение для формирования творческой личности будущего специалиста имеет привлечение его к научно-исследовательской работы и решения научных проблем повышения эффективности производственных процессов. Относительно этого важную роль играет тематика курсовых и дипломных работ, ориентированная на решение конкретных проблем производства.

Зарубежные теории развития личности.

В зарубежной педагогике и психологии распространены взгляды, что люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, что им от природы присуща агрессивность, жестокость и другие отрицательные моральные качества (Мария Монтессори(1870-1952), Конрад Лоренц (1903-1989), Е. Фромм). Такой позиции придерживаются представители биологического направления в педагогике. По их мнению, влияние наследственности на развитие личности составляет 80-90 %.

Представители социологического направления (Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро и др.) считали, что решающим фактором в развитии и формировании личности является среда, в частности домашнее. Они были убеждены, что школа ничего не может поделать, если ребенок живет в неблагоприятных домашних условиях. По оценкам сторонников социологического направления, влияние среды на развитие личности составляет 90 %.

Представители біосоціологічного направления (конвергенции) придерживаются мнения, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются под влиянием социального окружения.

В зависимости от взглядов на роль наследственности или среды представители этих педагогических теорий и отводят разную роль процессу воспитания в развитии личности: от признания его полного бессилия что-то изменить (Ж. Пиаже) до ударение на необходимости активного вмешательства в поведение человека (жесткая «поведенческая инженерия» Б.-Ф. Скиннера).

Только творческая личность специалиста способна к обновлению современного производства, что должно ориентироваться на интенсивное развитие. Решающую роль в производстве играет инициативно-преобразовательная деятельность, творческий поиск. Следовательно, для эффективного функционирования любой отрасли производства нужна производственная творчество как массовое явление. А это требует постоянного профессионального самосовершенствования работника.