Урок 73
Тема. Анализ контрольной работы. Понятие о числительное как часть речи. Наблюдения за функциональной ролью числительных в речи
Цель: ознакомить учащихся с новой частью речи - числительным, дать первоначальное понятие о числительное, его функцию в речи, учить применять знания о числительное на практике и правильно употреблять в речи; развивать интерес к изучению природы; воспитывать самостоятельность в обучении.
Оборудование: орфографические словарики, рисунок футболиста, этимологические словари.
ХОД УРОКА
I. Анализ урока
II. Актуализация опорных знаний и мотивация обучения
- Вспомните, какие части речи вы знаете. Заполните схему.
Дети записывают существительное, прилагательное, глагол, предлог, союз.
- Хотите узнать, какие еще существуют части речи?
III. Объявление темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с новой частью речи.
IV. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Игра «Найди и объясни»
- Найдите известные вам части речи.
Смотрю, игра, зимний, в, и, восемь, во, но, второй.
- Какие слова вызвали у вас затруднения?
- Почему?
- Эти слова - новая часть речи - числительное.
2. Поисковая работа
- Давайте попробуем дать характеристику словам восемь и второй по плану (учитель открывает план, записанный на доске).
1) Что обозначает слово?
2) На какие вопросы отвечает?
3) С какой частью речи соотносится?
4) Каким членом предложения бывает?
Результаты работы учитель фиксирует на доске.
Как вывод - правило на с. 10. Обратить внимание детей на то, что числительные бывают порядковые и количественные.
3. Коллективное комментируемое выполнения упражнения 13
- С каким числительным вы встретились?
4. Работа со словарным словом
- Кто это? (Учитель вывешивает на доске рисунок футболиста.)
- Подумайте, почему написание слов футбол, футболист нам предлагают запомнить?
- Кто сумеет объяснить эту орфограму? Попробуйте обратиться к этимологическому словарю или вспомните свои уроки английского языка.
- Пропишите каллиграфически строку слов футбол и футболист, подчеркивая орфограму.
- Занесите эти слова в словарики.
V. Закрепление и систематизация знаний
1. Дифференцированное задание
Сильные ученики выполняют упражнение 14, распределяя слова в две группы. Учащиеся с недостаточной подготовкой готовят упражнение 16.
Задача 13 (3) - коллективно.
- В чем разница между количественными и порядковыми числительными?
2. Самостоятельная работа с упражнением 17
Девушки - нечетные предложения; ребята - парные предложения.
Дополнительное задание
- Найдите и назовите только количественные числительные.
3. Развитие связной речи (за упражнением 18)
VI. Итог урока
1. Игра «Кто быстрее?» (за упражнением 12)
Учитель читает задачу, а ученики указывают на нужный часы.
- Прочитайте указанное время другим способом.
2. Беседа
- С какой частью речи мы познакомились?
- Что вы можете рассказать о числительные?
3. Инструктаж по выполнению домашнего задания
VII. Домашнее задание
Правило на с. 10, И вариант - упражнение 19; II вариант - упражнение 14; повторить словарные слова.