|
II. Актуализация опорных знаний Вопрос к классу 1. Как называют числа а, b и с в записи а - b = с? 2. Что значит от числа а вычесть число b? (а - b означает найти такое с, что с + а = b.) 3. Чему равна разница 11 - 8? Как проверить результат? (11 - 8 = 3, потому что 3 + 8 = 11.) 4. Назовите число, противоположное від'ємнику в разностях: 3 - 4; 5 - 6; 7 - (-8); -7 - (-8); а - b; а - (-b).
III. Формирование знаний @ Основная мысль, которую надо донести до сознания учащихся, что вычитание рациональных чисел мы можем заменять добавлением, а потому единственное, что надо выяснить - это способ, с помощью которого мы сможем заменить вычитание сложением (имеем в виду, что сложение рациональных чисел мы уже умеем выполнять). Как и на предыдущих уроках (тема «Сложение рациональных чисел»), во время, «вывод» правила вычитания мы сначала рассматриваем пример, что предусматривает выполнение вычитания рациональных чисел, а потом уже, зная свойства сложения, выясняем правило, по которому вычитание можно заменить сложением. Задача. Найдите х =-7 - (-4). Решения. Как известно из предыдущих классов, а - b = с, если b + с = а. Надо найти х = -7 - (-4), потому -7 = -4 + х, но нетрудно догадаться, что х= -3 (-4 + (-3) = -7). Попробуем вычислить, используя другой способ: -7 - (-4) = -3 или -7 + 4 = -3. Вывод 1. Чтобы вычесть число, надо к уменьшающемуся прибавить число, противоположное від'ємнику, т.е. a - b = a +(-b). Например 1) -10 + (+9) = -10 + (-9) = - (10 + 9) = -19; 2) 8 - (-5) = 8 + 5 но 3) 10,5 - 9 = 1,5. (Правило замены вычитания сложением применять не надо!) Вывод 2. Правило a - b = a + (-b) используем только тогда, когда вычитания непосредственно, как это делали в предыдущих классах, не выполняется.
IV. Закрепления знаний. Усвоение умений Устные упражнения 1. Прочитайте равенства и объясните смысл преобразований: -2 - 3 = -2 + (-3) = -5; 2 - 3 = 2 + (-3) = - (3 - 2) = - 1; - 2 - (-3) = - 2 + 3 = 3 - 2 = 1. Верны ли равенства? 2. Замените вычитание сложением (к уменьшающемуся противоположного від'ємнику числа). а - 3, b - (-3); с - 5; d - (-5); b - (-3); 8 - (-16): -6 - (-3); -b - (-10); -6 - 3; -8 - 10.
Письменные упражнения 1. Найдите разницу: а) 278 - 78; б) 278 - (-78); в) -278 - 78; г) -278 - 278; д) 7,2 - (7,2); есть) 7,2 - 7,2; ж) -7,2 - (7,2); с) -7,2 - 2,7; к) 0 - (-7,2); л) 0 - 7,2; г) -7,2 - 0; н) -7,2 - 7,2. 2. Решите уравнение и выполните проверку: а) -2 + х = 4,3; б) 8,1 + y = -6; в) 5 - х =1,7; г) 4 - y = -2; д) z + = - ; e) z + 0,4 = -1. 3. *. Какое число больше и на сколько?
4. Заполните пустые ячейки таблицы:
Дополнительные упражнения 5. Найдите пропущенный рисунок:
V. Итоги урока Тестовый вопрос Какое из представленных чисел равна разности г - k (см. рис): 1) -8; 2) 8; 3) -2; 4) 2.
VI. Домашнее задание 1. Выполните действия, заменив, где нужно, вычитание сложением: а) 26 - (-5); б) -4 + (-18); в) 14 - (-18); г) 10 - 7; д) 4,7 - 8,1; есть) -3,3 + 9,6; ж) 7 - (-4,9); с) -5 - (-2,9); к) ; л) ; м) ; н) в) - 0,7; п) -- (-0,4). Задача. Для учащихся было куплено 70 билетов в кукольный театр. В партер было куплено билетов в 1,5 раза больше, чем на балкон и бельэтаж вместе. Число билетов на балкон составило 0,4 от числа билетов на бельэтаж. Сколько билетов каждого вида было куплено? Составьте уравнение.
|
|