|
3) Замените пропуск соответствующими знаками слагаемых, чтобы равенства а) ... 0,6 + ... 0,8 = 1,4; б) ... 0,6 + ... 0,8 = 0,2; в) ... 0,6 + ... 0,8 = -0,2; г) ... 0,6 + ... 0,8 = -1,4. 2. Индивидуальная работа с карточками «Слабые» учащиеся работают с карточками-подсказками; «сильные» выполняют задачи более высокого уровня сложности. Карточки-подсказки для «слабых» учеников
II. Актуализация опорных знаний Вопрос к классу - Какие свойства сложения вы используете, чтобы найти значение выражения? 327 + 1024; 13 + 15 + 7 + 5; 12 + 47 + 8 + 13; 16 + 15 + 14. - Чему равна сумма? 0 + 253; 1+ 0; -2 + 2; -3 + (-7); -3 + 2; 12 + (-10).
III. Усвоение знаний 1. Найдите значения сумм и сравните их: а) -7 + (-8) и -8 + (-7); б) 5 + (-9) и -9 + 5. 2. Найдите значения сумм и сравните их: а) (-5 + 3) + (-9) и -5 + (3 + (-9)) и (-5 + (-9)) + 3. Вывод 1. Переставная и соединительная свойства сложения выполняются для любых рациональных чисел. Кроме того, свойства 0 при сложении рациональных чисел выполняются также. 3. Вычислите удобным способом: а) -2 + (+10) + 2 + (-13); б) +7 + (-18) + (-12) + 13; в) -7 + (-18) + (+12) + (-5) + 9. Решение а) Мы видим, что в сумме есть два противоположные слагаемые: -2 и 2. Используя свойства сложения, имеем: -2 + (+10) + 2 + (-13) = (-2 + 2) + (10 + (-13)) = 0 +10 + (-13) = 10 + (-13) = - (13 - 10) = -3. б) Мы видим, что противоположных чисел в сумме нет, но есть такие, что имеют одинаковые знаки, поэтому: 7 + (-18) + (-12) + 13 = (7 + 13) + (-18 + (-12)) = 20 + (-30) = - (30-20) = -10. в) -7 + (-18) + (+12) + (-5) + 9 = (-7 + (-18) + (-5)) + (12 + 9) = -30 + 21 = -(30 - 21) = -9. Мы видим, что ни противоположных слагаемых, ни таких, что дают в сумме круглое число, в этой сумме нет, но можно добавить отдельно положительные числа и отдельно отрицательные. Вывод 2. Свойства сложения используют для упрощения вычислений.
IV. Применение умений Устные упражнения 1. Найдите среди слагаемых противоположные и вычислите сумму: а) -3 + (-9) + 13 + 9 + (+3); б)-7,5 + ; в) 2,43+(-0,25) + ; г) -0,45 + (+0,27) + . 2. Какое число надо поставить вместо *, чтобы образовалась правильная равенство? а) -12 + * = -30; б) * + 13 = 0; в) * + 14 = 20; г) * + (-14) = 0; д) * + 10 + (-12) = 0; есть) -15 + * + (+15) = 14. Письменные упражнения 1. Найдите сумму чисел: а) -12 + (+15) + (-6) + (+12); б) 16 + (-20) + (+14) + (-10); в) 13 + (-9) + (-17) + (+19); г) -54 + (-0,7) + (+0,56) + (-1,71); д) +0,75 + (-2,9) + (-1,05) + (-0,75); есть) ; же) 3,46 + (-2,63) + (-209,8) + (+24,7). 2. Найдите значение суммы а + b + с наиболее удобным способом при таких значениях букв:
Дополнительные упражнения 3. На инкубационной станции вывод молодняка составил: за яйценосними породами кур - 81 %, за мясными породами кур -75 %, уток - 66 %; гусей - 61 %, индеек - 74 % от числа яиц, возложенных на инкубацию. Постройте гистограмму вывода молодняка птицы при инкубации яиц. 4. Три трактористы вспахали 132,4 га земли, причем первый из них вспахал в 1,1 раза больше второго, а третий - в 1,1 раза меньше второго. Какую площадь вспахал каждый тракторист. 5. Расставьте в квадратиках (на рис.) девять чисел из следующих участков -5; -4; -3; -1; 0; 1; 2; 3; 4; 5 так, чтобы сумма чисел, лежащих в одном ряду, была равна нулю.
6. Найдите числовое значение выражения: а) при х= -6; -2; -1; 0; 1; 2. б) 2 - |х| + 5 + (-х) при х= -5; -4; -3; 0; 3; 4.
V. Итоги урока 1. Дано выражение: -17,5 + (-23) + 17 + (-45) + 28. 2. Какой порядок действий вы считаете наиболее удобным? а) 1) -17,5 + (-23) + (-45). 2) 17 + 28; б) 1) -17,5 + (-23); 2) 17+ (-45) + 28; в) 1) -17,5 + 17; 2) -23 + (-45) + 28.
VI. Домашнее задание 1. Вычислите сумму удобным способом: а) (-13) + (-15) + (+9) + (-17); б) (-4,7) + (+0,6) + (-0,9) + (+1,8); в) (+20) + (-14) + (-13) + (+7); г) +++; д) 9,27 + + (-7,27); е) + 6,8 + ; же) (-8,72) + (15,37) + 13,63 + 8,72; с) -21,23 + 7,81 + 0 + (-28,77); к) 0,75 + + (-5,7) + . 2. Задача. Определите длину реки Урал, если ее несудоходна участок составляет , а судоходная 0,25 всей длины реки и длина первого участка больше длины второго на 1 200 км. 3. Решите уравнение х - х = 0,51.
|
|