Урок № 72
Тема. Система двух линейных уравнений с двумя переменными и ее решение
Цель: сформировать представление учащихся о решение системы уравнений с двумя переменными и графический способ решения систем линейных уравнений; выработать умение: осуществлять проверку, есть пара (х; у) решением данной системы линейных уравнений; используя навыки построения графика линейного уравнения с двумя переменными, решать систему двух линейных уравнений графическим способом.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщаем учащимся место урока в теме, проверяем готовность к уроку.
II. Проверка домашнего задания
@ Чтобы сэкономить время, проверяем только упражнения повышенного уровня сложности: № 1, а также № 3, который является подготовительным для восприятия способа введения понятия «системы линейных уравнений с двумя переменными».
III. Формулировка цели и задач урока
@ Для того чтобы этот этап урока был воспринят учениками сознательно, можем совместить его с мотивационным этапом (или сначала обратиться к мотивационного аспекта)
IV. Мотивация учебной деятельности
@ Сознательному пониманию необходимости знакомства с новыми понятиями урока (система линейных уравнений, решение системы линейных уравнений) способствуют решению конкретных задач (практического содержания). Именно через примеры таких задач и вводятся новые понятия урока.
V. Актуализация опорных знаний
Вопрос к классу
1. Что называется решением уравнения с двумя переменными? Есть пара (2; 1) решением уравнения 2у - х2 = -2; 3х - у = 4; х2 - у2 = 3?
2. Какое уравнение с двумя переменными называется линейным? Приведите пример такого уравнения.
3. Какая фигура является графиком линейного уравнения ах + bу = с, в котором хотя бы один из коэффициентов а или b не равен 0? Как расположен в координатной плоскости график уравнения х = m? в = n?
VI. Изучение нового материала
Изучение нового материала можно проводить по плану:
1. Задачи, приводящие к необходимости введения понятия «системы уравнений с двумя переменными».
2. Понятие «системы уравнений с двумя переменными».
3. Решения системы уравнений с двумя переменными.
4. Графический способ решения системы (линейных) уравнений с двумя переменными.
@ Вопрос «Система уравнений с двумя переменными» является наиболее важным в этой теме. И это понятие формируется на примерах решения задач с конкретным содержанием. Но после таких задач надо все же абстрагироваться и объяснить учащимся смысл понятий «решить систему уравнений» (найти общие решения уравнений) и «решение системы уравнений с двумя переменными» (упорядоченная пара неизвестных, при которых каждое уравнение системы превращается в верное числовое равенство, акцент на слове «каждый»). То есть важно неоднократно подчеркнуть, что решение системы - это решение каждого из уравнений системы. (Желательно теоретическую часть сопроводить несколькими примерами.) Относительно понятия «решить систему уравнений с двумя переменными», то оно аналогично понятию «решить уравнение».
Следующее теоретический вопрос - способ нахождения решения системы линейных уравнений - базируется на геометрических представлениях учащихся о график уравнения с двумя переменными и позволяет подойти к графического способа решения систем уравнений с двумя переменными, причем не только линейных. В результате объяснения учащиеся выполняют в тетради записи, имеющие вид конспекта 21.
Конспект 21 |
Системы линейных уравнений с двумя переменными |
1. Определение. Если нужно найти общие решения двух уравнений (с двумя переменными), то говорят, что эти уравнения образуют систему уравнений. |
Сказывается |
Например: - система двух линейных уравнений с двумя переменными. |
2. Определение. Решением системы уравнений с двумя переменными называется (упорядоченная) пара значений переменных, при которых каждое уравнение системы превращается в верное числовое равенство.
Например, пара х = 2; у = 1 (2; 1) является решением системы ибо при х = 2 и у =1 имеем: - правильные числовые равенства. |
3. Графический способ решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными: |
1) Построим график каждого из уравнений системы: |
(1) у = х - 2 |
х |
0 |
2 |
|
в |
-2 |
0 |
(2) 3у = 2х - 2 |
х |
0 |
1 |
в |
|
0 |
Найдем координаты точки пересечения А(х; у); (х; у) - искомое решение |
Выполнение устных упражнений
1. Является ли решением системы пара чисел:
1) х = 1; у = 1; 2) х = 3; у = ; 3) х = ; у = -2; 4) х = 0; у = -1?
@ Обращаем внимание учащихся, что в случае, когда пара (х; у) является решением первого из уравнений системы, для второго уравнения ее уже не надо проверять - такая пара не будет решением системы (по определению).
2. На рисунках изображены графики уравнений с двумя переменными, составляющих системы а), б), в), г) (двух уравнений). По графику найдите решения систем этих уравнений.
Выполнение письменных упражнений
1. Решите графически систему уравнений:
1) 2) 3) 4)
2. Составьте какую-нибудь систему линейных уравнений с двумя переменными, имеет решение: х = -2; у = 1.
3. Не выполняя построения, найдите координаты точки пересечения графиков функций у = 2,5 х и у = -0,5 х + 12.
VII. Итоги урока
Контрольные вопросы
1. Что называется решением системы двух уравнений с двумя переменными?
2. Что значит решить систему уравнений?
3. Как проверить, является ли данная пара решением системы?
4. Как найти решение системы уравнений графическим способом?
VIII. Домашнее задание
№ 1. Изучите обозначения новых понятий урока; повторите вопрос «График линейной функции», «Взаимное расположение графиков линейных функций», как из линейного уравнения выразить у через х.
№ 2. Решите графически систему уравнений:
1) 2)
№ 3. Составьте систему уравнений, решением которой является пара чисел 1) (2; 5); 2) х = 0; у = 3.
№ 4. Как расположить в координатной плоскости графики функций:
1) у - 3х = 2 и у = 3х; 2) у = х - 1 и у = х + 5; 3) у = 3 и у = 3х? Почему?