Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

АЛГЕБРА
Уроки для 7 классов

Урок № 71

Тема. Линейное уравнение с двумя переменными и его график

 

Цель: совершенствовать умение преобразовывать линейные уравнения с двумя переменными и находить их решения, а также строить графики линейных уравнений с двумя переменными (в зависимости от значений а, b, с), работать с графиками; осуществить диагностику усвоения основных понятий и умений, предусмотренных программой по теме «Уравнения с двумя переменными и его график. Линейное уравнение с двумя переменными и его график».

Тип урока: усвоение умений и навыков.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверяем готовность учащихся к уроку и сообщаем план работы.

 

II. Проверка домашнего задания

@ Задание № 1,2, 3 являются базовыми (направленные на диагностическую работу), поэтому их тщательно проверяем. Работу организуем в виде само - или взаємоперевірки по образцу или проводим самостоятельную работу «Найди ошибку»: ученики получают решения домашних упражнений с «допущенными ошибками и исправляют их. После выполнения работы учащиеся презентуют свои ответы, комментируют исправлены ошибки и осуществляют коррекцию. Самостоятельные работы учитель собирает и по желанию может оценить.

 

III. Формулировка цели и задач урока

@ В зависимости от результатов предыдущего этапа урока, основная дидактическая цель может быть направлена либо на коррекцию тех знаний и умений, которые были приобретены на предыдущем уроке, или на их совершенствование. В любом случае основная цель - это усвоение знаний и умений темы и успешная демонстрация этих знаний и умений во время выполнения типового диагностического домашнего задания.

 

IV. Актуализация опорных знаний

Выполнение устных упражнений

1. Является ли линейным уравнение:

1) 3у - 2х = 7;

2) ху = 21;

3) -х + 3у = 0;

4) 0х + у = 6?

2. Назовите несколько решений линейного уравнения 0,5 х - у = -1.

3. Как на координатной плоскости расположен график уравнения:

1) х = -4;

2) у = 5;

3) 3 - х = 0;

4) 2у - 1 = 0?

4. Дано прямую ах + bу = 5. При каких значениях коэффициентов а и b прямая:

а) параллельна оси Ох;

б) параллельна оси Оу;

в) не параллельна ни одной из координатных осей?

5. Какое взаимное расположение в координатной плоскости графиков линейных функций:

1) у = - 3х + 1 и у = 5х - 2;

2) у = 6х - 5 и у = 6х + 7?

Ответ объясните.

 

V. Совершенствование знаний, умений, навыков

@ Если содержание понятий «уравнение с двумя переменными и его график», «линейное уравнение с двумя переменными и его график» усвоены учениками хорошо, а базовые умения, предусмотренные программой (преобразование уравнения с двумя переменными в уравнение вида у = f(x) построение графика линейного уравнения и работа с формулой y = f(x) и графику), сформированы, то на этом уроке можно предложить учащимся задания достаточного и высокого уровней сложности на применение содержания названных понятий и умений.

Выполнение письменных упражнений

1. Есть уравнение:

1) 2(х - у) + 3у = 4; 2) (х + у) - (х - у) = 4 линейным? Если да, то постройте его график.

2. Постройте график уравнения:

1) 3(x - 2в) - 2(х - 4в) = 4;

2) 2(0,5x - 1,2 в) - (0,6в + x) = 6;

3) (0,4 - 0,2 х) - 4(0,3 - 0,6 х) = 0,6.

3. График уравнения ах - у = 4 проходит через точку М(3; 5). Постройте график этого уравнения.

4. Существует значение а, при котором графики двух уравнений а2х + 4у = 5 и (а + 1)х - у = 1проходилибчерез точку (1; 1)?

5*. Постройте график уравнения:

1) |х| - у = 0;

2) |2х|+ у = 0;

3) |х + у| = 2.

 

VI. Диагностическое усвоения. Работа с копиркой

Выполнение тестовых заданий

1. Какие из приведенных уравнений являются линейными?

1) х - 2у = 1;

2) ху + 3у = -18;

3) х2 + 2y = 5;

4) -x - y = -11?

А. 1; 2; 4. Б. 1; 4. В. 1; 3; 4. Г. Все.

2. Какая пара чисел является решением уравнения 3х - 2у = 5?

А. (2; 0). Б. (1; -1). В. . Г. .

3. В уравнении 3х - у = 18 выразите у через х.

А. х = 18 + у.

Б. у = 18 + 3х.

В. у = 3х - 18.

Г. х = 54 + 3в.

4. График которого из уравнений параллельный оси Ох?

А. х + у = 0.

Б. х - у = 3.

В. у = 10.

Г. х = -7.

5. Точка с абсциссой х = -2 принадлежит графику уравнения 2х + у = 4. Определите ординату этой точки.

А. 8.

Б. - 8.

В. 0.

Г. - 4.

6. График которого из уравнений пересекает оси координат в точках (0; 4) и (-1; 0)?
А. х = -1.

Б. 4х - у = 1.

В. у = 4.

Г. - х + 4у = 0.

 

VII. Итог урока

Учащиеся осуществляют самопроверку тестовых заданий (копии сдаются учителю, ученики проверяют по образцу свои работы и оценивают их; задачи, выполнены неправильно, обсуждаются, а работу над ошибками ученики выполняют дома).

 

VIII. Домашнее задание

№ 1. Сведите, (если нужно), уравнение к виду ах + bу = с и выразите любую переменную (которую лучше) через другую:

1) х - у = -2;

2) у - 3х = 2;

3) 2у - 3х = 3;

4) 3х + 3у = 6;

5) 3(х - 2) - 2(х - у) = 3в;

6) .

№ 2. Постройте график уравнения: 1) 4х + 7у = 3; 2) 12х - 4у = 8.

№ 3. Составьте уравнение по условию задачи:

1) х и у вместе составляют 56;

2) где больше в на 4;

3) удвоенное х меньше у на 8.