7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 2
Тема урока. Характер мелодии, сольфеджування упражнения. Работа над песней В. Ивасюка "Баллада о мальвах". Слушание музыки. Ф. шуберт. Баллада "Лесной царь"
Цель урока: учить детей рассуждать о услышанную музыку, применять теоретические знания; развивать навыки активного восприятия музыкального произведения; воспитывать любовь к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, портрет Ф. Шуберта.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Сегодня мы должны глубже познакомиться с наиболее действенным средством выразительности - мелодией, которая тесно взаимодействует с темпом, ритмом, метром, тембром и динамикой. Каждый из перечисленных элементов музыкального языка имеет какие-то выразительные особенности.
Давайте их проанализируем на знакомой песни „От Киева до Лубен”. Дети исполняют отрывок песни и определяют основные выразительные средства образного содержания мелодии песни:
- темп - подвижный,
- характер - веселый,
- лад - мажорный,
- динамика - меццо-форте.
III. Работа над песней.
Работу стоит начать с распевки в тональности песни - ля миноре, , тоническое трезвучие, пение по „плавающей нотой”.
Дальше работаю над характером исполнения. Поскольку это баллада, то мелодия в ней плавное, напевное, несколько напряженная.
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Музыка имеет большое значение для раскрытия эмоций и переживаний музыкального образа, она позволяет на языке звуков изобразить разные характеры образов - лирические, героические, драматические или комические. Сегодня мы познакомимся еще с одной балладой, которую создал австрийский композитор Ф. Шуберт на слова немецкого поэта И. Гете „Лесной царь”.
Что такое баллада?
Это сложное драматическое произведение, музыка которого тесно связана с развитием поэтического текста. В балладе три действующие лица: отец, больной сын и лесной царь.
(Произведение прозвучит на немецком языке, поэтому перед слушанием произведения, нужно дать учащимся проблемное задание: определить драматическое напряжение в музыке, стремительный непрерывный движения фортепианном сопровождении и различие интонаций в голосе).
2. Дети слушают произведение.
3. Характеристика прослушанного.
- Ночная непогода с завыванием ветра, шум верхушек деревьев и громкий топот коня - все это нашло отражение в фортепианной партии, которая звучит насыщенно. И на этом фоне - реплики действующих лиц: короткие успокаивающие фразы отца; испуганные мольбы и крики ребенка; то притягательное, угрожающая речь лесного царя - все это переплетается в единую мелодию.
Эту балладу Ф.Шуберт написал, когда ему исполнилось 18 лет. Гениальный композитор прожил недолгую и безрадостную жизнь, полную творческого горения и борьбы с лишениями. Ресниц умер, не вкусив славы и не услышав большинства своих произведений. Творческое наследие композитора, который умер в 32 года, огромная. Это симфонии, ансамбли, сонаты, пьесы, песни. На одном из кладбищ Вены есть могильный памятник с надписью: „Музыка похоронила здесь богатое сокровище, но еще более богатые надежды. Это могила Ф. Шуберта”.
4. Повторное прослушивание баллады.
- С помощью каких средств выразительности композитор передал драматический смысл произведения?
- Сколько музыкальных образов в музыкальном произведении?
- Что является основным содержанием музыкальных произведений?
V. Итог урока.