7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 1
Тема урока. Повторение изученного в 6 классе. Разучивание песни "Баллада о мальвах" в. Ивасюка.
Слушание музыки. М. Лысенко. Песня Наталки из оперы "Наталка Полтавка"
Цель урока: углубить знания учащихся по теории музыки; дать возможность осознать понятие „музыкальный образ” на услышанных произведениях; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет М. Лысенко и В. Ивасюка.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
1. Вступительная беседа.
Тема нашего урока является роль музыкального образа в музыке. Музыкальный образ - это обобщенное воспроизведение средствами музыкального искусства явлений действительности и духовного мира человека. Музыкальные образы составляют содержание музыкального произведения и имеют художественно-интонационную природу, то есть для создания музыкального образа композитор применяет следующие музыкальные средства, которые дают возможность воплотить его замысел и сделать произведение понятным и доступным.
Так, например, в большом драматическом произведении-опере „Тарас Бульба”. Лысенко передал через народные образы Тараса Бульбы, Остапа, Насти патриотическую идею народно-освободительной борьбы.
В этом вы убедитесь, послушав песню Остапа „Эй, был атаман удалой”, которая интонационно связана с эпическими казацкими песнями.
2. Слушание произведения.
3. Характеристика и впечатления детей от услышанного.
Вы знаете, что М. Лысенко - основоположник украинской классической музыки. Музыкальное наследие М. Лысенко большая и прочно укоренена в украинский песенный фольклор. Он написал 11 опер, среди которых: „Коза-Дереза”, „Пан Коцкий”, „Зима и Весна”, „Утопленница”, „Наталка Полтавка”. Вот послушайте песню Наталки из оперы „Наталка Полтавка” и скажите, какой образ хотел передать композитор в этой песне?
(Дети слушают произведение). (Так, здесь композитор изображает красивую, остроумную, мудрую девушку. Наталку).
- Какие музыкально-выразительные средства использует?
Песня веселая, шутливая, в умеренном темпе. Большое значение в выражении музыкального образа имеет мелодия, которая вместе с другими элементами музыкального языка несет в себе художественный образ произведения.
II. Разучивание песни „Баллада о мальвах”. Ивасюка.
Баллада о мальвах
Слова Б. Гуры
Музыка В. Ивасюка
Умеренно
У матери есть дорогие дети,
А в моей - только цветы.
Одинокие цветы под окном,
Цветы под окном
Заснули уже давно.
Как взойдет солнце - выйди на порог,
И люди поклонятся тебе до ног.
Пройдись полем - мальвы буйных лугов
Коснутся твоих рук.
Жизнь, как песня, что не отзвенит.
Я в мальве вновь для тебя буду жить.
Если же я ласку не успела принести -
Прости, прости, прости, прости.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной песней украинского композитора Владимира Ивасюка „Баллада о мальвах”.
В. Ивасюк все время мечтал быть композитором, поэтому собирал все прекрасное, созданное народом, чтобы иметь на душе надежную основу для своих произведений. В. Ивасюк любил свою родину, ее природу, и создавал песни, которые вам уже известны: „Червона рута”, „Водограй”, Тимьян”.
Сама баллада - широкая и могучая, с выразительным драматизмом и роковым предчувствием.
Я вам исполню эту песню, а вы внимательно послушайте и определите, в чем заключается ее драматизм.
2. Художественный показ песни.
3. Характеристика прослушанного.
- Сколько музыкальных образов вы услышали в этой песне?
- Как музыка помогает раскрыть данный музыкальный образ?
4. Розспідування.
1) пение звукоряда „ля минор” и тонического трезвучия;
2) пение с закрытым ртом на длинных звуках.
5. Разучивание песни с нотным текстом, сначала определив лад, темп, тональность, тяжелые ритмичные места, повторив, что такое:
- синкопа,
- триоль,
- ферманта,
- действие встречных знаков альтерации.
III. Итог урока.