Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 1. Образное содержание музыки

Урок 1

Тема урока. Повторение изученного в 6 классе. Разучивание песни "Баллада о мальвах" в. Ивасюка.

Слушание музыки. М. Лысенко. Песня Наталки из оперы "Наталка Полтавка"

 

Цель урока: углубить знания учащихся по теории музыки; дать возможность осознать понятие „музыкальный образ” на услышанных произведениях; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портрет М. Лысенко и В. Ивасюка.

Ход урока

И. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

 

image175

 

2. Объявление темы урока.

1. Вступительная беседа.

Тема нашего урока является роль музыкального образа в музыке. Музыкальный образ - это обобщенное воспроизведение средствами музыкального искусства явлений действительности и духовного мира человека. Музыкальные образы составляют содержание музыкального произведения и имеют художественно-интонационную природу, то есть для создания музыкального образа композитор применяет следующие музыкальные средства, которые дают возможность воплотить его замысел и сделать произведение понятным и доступным.

Так, например, в большом драматическом произведении-опере „Тарас Бульба”. Лысенко передал через народные образы Тараса Бульбы, Остапа, Насти патриотическую идею народно-освободительной борьбы.

В этом вы убедитесь, послушав песню Остапа „Эй, был атаман удалой”, которая интонационно связана с эпическими казацкими песнями.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика и впечатления детей от услышанного.

Вы знаете, что М. Лысенко - основоположник украинской классической музыки. Музыкальное наследие М. Лысенко большая и прочно укоренена в украинский песенный фольклор. Он написал 11 опер, среди которых: „Коза-Дереза”, „Пан Коцкий”, „Зима и Весна”, „Утопленница”, „Наталка Полтавка”. Вот послушайте песню Наталки из оперы „Наталка Полтавка” и скажите, какой образ хотел передать композитор в этой песне?

(Дети слушают произведение). (Так, здесь композитор изображает красивую, остроумную, мудрую девушку. Наталку).

- Какие музыкально-выразительные средства использует?

Песня веселая, шутливая, в умеренном темпе. Большое значение в выражении музыкального образа имеет мелодия, которая вместе с другими элементами музыкального языка несет в себе художественный образ произведения.

 

II. Разучивание песни „Баллада о мальвах”. Ивасюка.

 

Баллада о мальвах

Слова Б. Гуры

Музыка В. Ивасюка

 

Умеренно

 

У матери есть дорогие дети,

А в моей - только цветы.

Одинокие цветы под окном,

Цветы под окном

Заснули уже давно.

Как взойдет солнце - выйди на порог,

И люди поклонятся тебе до ног.

Пройдись полем - мальвы буйных лугов

Коснутся твоих рук.

Жизнь, как песня, что не отзвенит.

Я в мальве вновь для тебя буду жить.

Если же я ласку не успела принести -

Прости, прости, прости, прости.

 

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной песней украинского композитора Владимира Ивасюка „Баллада о мальвах”.

В. Ивасюк все время мечтал быть композитором, поэтому собирал все прекрасное, созданное народом, чтобы иметь на душе надежную основу для своих произведений. В. Ивасюк любил свою родину, ее природу, и создавал песни, которые вам уже известны: „Червона рута”, „Водограй”, Тимьян”.

Сама баллада - широкая и могучая, с выразительным драматизмом и роковым предчувствием.

Я вам исполню эту песню, а вы внимательно послушайте и определите, в чем заключается ее драматизм.

2. Художественный показ песни.

3. Характеристика прослушанного.

- Сколько музыкальных образов вы услышали в этой песне?

- Как музыка помогает раскрыть данный музыкальный образ?

4. Розспідування.

1) пение звукоряда „ля минор” и тонического трезвучия;

2) пение с закрытым ртом на длинных звуках.

5. Разучивание песни с нотным текстом, сначала определив лад, темп, тональность, тяжелые ритмичные места, повторив, что такое:

- синкопа,

- триоль,

- ферманта,

- действие встречных знаков альтерации.

 

III. Итог урока.