УРОК 70
Практическая работа № 4. Разработка проекта городского бюджета
Цель урока: выработать алгоритм принятия коллективных решений; раскрыть понятие компромиссного решения в экономике; активизировать навыки дискуссии и публичного выступления; определить факторы, влияющие на формирование городского бюджета; научить быстро принимать решения; формировать экономическое мышление и развивать любознательность и самостоятельность; воспитывать бережливое отношение к финансовым ресурсам.
Основные понятия: бюджет, профицит бюджета, дефицит бюджета, компромиссное решение, ограниченность ресурсов.
Тип урока: формирование и совершенствование умений и навыков.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Составление бюджета - это искусство равномерного распределения разочарований.
М. Станс, директор бюджетного бюро США
1. Дискуссия с учащимися
Принятие компромиссных решений базируется на экономических понятиях: ограниченность ресурсов, компромиссный выбор, альтернативная стоимость.
♦ Какие способы принятия экономических решений вы знаете?
♦ Как следует принимать экономические решения?
2. Организация игры
Ученики объединяются в рабочие группы по 4-6 человек. Каждая группа организует пространство для делового общения.
Лидеры групп вслепую выбирают ролевые задачи. Это названия фракций, которые они будут представлять. Варианты: экологи-депутаты, врачи-депутаты, депутаты от МВД, безработные-депутаты, бизнесмены-депутаты и др.
Каждой группе предлагается составить лозунг своей фракции. Для разминки и более тесного знакомства группы должны угадать название соседних фракций за их лозунгами.
3. Проведение игры
Учитель (мэр города). Уважаемые господа депутаты! Вынужден сообщить вам очень неприятную новость. В связи с финансовыми трудностями в стране, падением цен на нефть, скачком доллара, инфляцией и международной напряженностью городской бюджет на 2012 г. будет урезан вдвое. Напоминаю, что мы собирались потратить 600 тыс. грн. на четыре важнейшие для города проекты:
1) строительство наркологического центра;
2) закладка парка для улучшения экологической обстановки;
3) ремонт футбольного стадиона в связи с проведением европейского чемпионата;
4) приобретение спецтехники для ремонта дорог.
(Таблицу ситуаций можно вывесить на доске или раздать на столы фракций.)
4 . Обсуждение проекта
После выступления учителя-мэра фракции организуют обсуждение внутри групп.
Задача ясна и сложное: нужно выбрать приоритеты. Каждая фракция делает свой выбор.
Важнейшие городские проекты бюджета 2012 г. (план)
Программа |
Проблема |
Стоимость за полами, грн. |
Общая стоимость, грн. |
1. Организация наркологического центра: |
Наркомания |
|
|
• строительство помещения; |
|
50 000,00 |
100 000,00 |
• функционирование службы |
|
50 000,00 |
|
2. Строительство садово-парковой зоны: |
Экология |
|
|
• закладка парка; |
|
40 000,00 |
50 000,00 |
• обслуживание парка |
|
10 000,00 |
|
3. Ремонт футбольного стадиона: |
Спорт и культура |
|
100 000,00 |
• ремонт; |
|
60 000,00 |
|
• обслуживание |
|
40 000,00 |
|
4. Приобретение установки для ремонта автодорог: |
Экономический прибыль |
|
|
• установка № 1; |
|
200 000,00 |
350 000,00 |
• установка № 2 |
|
150 000,00 |
|
Вместе |
|
|
600 000,00 |
Группируем приоритеты
Фракция |
Решение по вопросу, место |
Наркоцентр |
Парк |
Футбольный стадион |
Установка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вместе |
|
|
|
|
5. Подведение итогов
После принятия групповых решений организуется публичное обсуждение. Представители каждой фракции выступают за регламентом и аргументированно отстаивают свою точку зрения. Дискуссию ведет учитель-мэр, он же подводит общие итоги, группируя приоритеты в сводную таблицу.
III. Домашнее задание
1. Проработать теоретический материал.
2. Подготовиться к проверочной работе по изученной теме.