РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ
ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА
УРОК 72. Большие полушария головного
мозга
Образовательная цель: изучить особенности
строения больших полушарий, микроскопическую структуру их.
Основные понятия и термины: большие
полушария головного мозга, кора больших полушарий, слои коры, борозды коры больших
полушарий, доли коры больших полушарий.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
Упражнение «Я так думаю...»
1. У новорожденного ребенка масса
мозжечка составляет 1/17 массы тела, тогда как у взрослого человека-1/8. О чем это
свидетельствует?
2. Есть узел жизни в продолговатом
мозга? Как вы думаете, почему он так называется?
3. Если в организм человека попал
алкоголь, как вы думаете, какие отделы головного мозга и как реагировать на
него?
4. Через 5-6 мин. без кислорода клетки
мозга погибают. Почему?
5. Почему в лагерях отдыха после
обеда вкладывают детей в кровать?
II. Изучение нового материала.
Учитель. В книге Кэрола Донера
«Тайны анатомии» главный герой Макс рассказывает своей собеседнице Молли:
«Тело человека похоже на великую державу, независимую державу. Кровеносные сосуды
выполняют функцию дорог, соединяющих города, то есть органы. Города-органы сотрудничают
между собой и создают систему, или область. Желудок и кишки - это органы,
принадлежат к одной системе области. Сердце и кровь - ко второй, а мышцы и
кости - к третьей. В этой стране есть большое количество нейронов - телефонов.
Миллиарды клеток - это граждане страны, работающие на заводах и фабриках
мост-органов и систем областей. А где расположено руководство этого государства? Ты
знаешь, Молли?»
А вы знаете?
2. Задачи для домашних проектов.
Группа 1. Внешнее и внутреннее строение
больших полушарий, их микроструктура.
Группа 2. Изучение мозга человеком.
Группа 3. Архитектоника коры больших
полушарий.
Группа 4. Функции коры больших
полушарий.
Презентация проектов.
Группа 1. Внешнее и внутреннее строение
больших полушарий и их микроструктура.
Большой мозг (конечный) состоит
из двух полушарий, соединенных мозолистым телом, через мозолистое тело осуществляются
связь между правым и левым полушарием.
Полушария покрыты корой, образованной
серым веществом, состоящее из тел нейронов. Кора - носитель интеллекта и высших
функций. От коры внутрь отходят отростки нейронов, что вместе с
волокнами, направленными к коре, образуют белое вещество, которое выполняет
проводниковую функцию.
В белом веществе содержатся ядра
(узлы) серого вещества (скопления нервных клеток) и образуют так называемую
подкорку.
Поверхность полушарий собрана в извилины,
между которыми есть борозды. Более 2/3 поверхности коры скрыто в бороздах.
Группа 2. Изучение мозга человека.
В 30-х годах девятнадцатого
века французский физиолог Флуранс предложил идею: все участки коры
больших полушарий равнозначных в функциональном отношении. Но это было
ошибкой. В 1874 г. киевский анатом В.А. Бец доказал, что все участки по строению
нервных клеток и по шаровістю отличаются друг от друга. Он есть
основоположником учения об архитектонике коры головного мозга.
Еще Гиппократ знал, что значительные
повреждения больших полушарий вызывают паралич руки и ноги противоположной стороны
тела. Связь между расстройствами речи и нарушением левого полушария обнаружил впервые
французский анатом антрополог Поль Брока (1824-1880 p.), а
немецкий психолог Карл Вернике (1848-1905 гг.) доказал, что в задней части
височной извилины левого полушария есть участок, отвечающий за речь.
Впоследствии ученые выяснили, что левая
полушарие обеспечивает чтения, письма, счета, мышления, запоминания, а
права - образную память. При заболеваниях последней у больных наблюдаются
нарушения они путают цвета, мир становится для них серым.
Группа 3. Архитектоника коры больших
полушарий.
Мозг человека имеет около 100 млрд.
нейронов, мозг осы - 200, а пчелы - 900.
Серое вещество, из которого образована кора,
имеет вид шара высотой 1,5-5 мм. Кора имеет шесть слоев клеток.
Заполнить таблицу «Микроструктура
коры больших полушарий»
№ п/п
|
Название слоя
|
Особенности
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Молекулярный
Внешний зернистый
Пірамідний
Внутренний зернистый
Гигантские пирамидные клетки Беца (внутренний
пірамідний)
Полиморфный
|
Мало клеток, много волокон
Мелкие клетки, напоминающие зернышки
Форма пирамиды
Мелкие нейроны
Клетки различной величины и формы.
-
|
В коре головного мозга есть до 14 млрд.
клеток, каждая из которых соединена с контактами 10 тыс. подобных нейронов.
Группа 4. Функции коры больших
полушарий.
С корой больших полушарий связаны
психические функции: память, речь, мышление, сознание и регулирования поведения
человека.
III. Закрепление знаний учащихся.
Лабораторная работа №6
Тема. Строение головного мозга человека
(изучение за муляжами, моделями и пластинчатыми препаратами).
Цель: научиться распознавать на
пластинчатых препаратах, моделях и муляжах отделы головного мозга и
определять взаиморасположение в них серого и белого вещества; определять
особенности строения коры больших полушарий.
Оборудование: разборные модели
головного мозга человека, муляжи; пластинчатые препараты продольного и
поперечного разрезов мозга человека.
Ход работы
1. Разделите модель головного мозга
на две половинки. Найдите мозолистое тело. Из чего оно состоит? Его
функция?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2. На одной из половинок модели
найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Какими цифрами обозначены
эти отделы на рисунке 1?
1 - ____________________
2 - ____________________
3 - ____________________
4 - ____________________
5 - ____________________
6 - ____________________
Рис. 1. Строение головного мозга
человека.
3. Используя пластинчатые
препараты, выясните, как размещены серая и белая вещества. Из чего состоят
серая и белая вещества?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4. Найдите на модели мозжечок,
рассмотрите в нем размещение серой и белой веществ. Какая цифра соответствует
мозжечке на рисунке 1?
_______________________________________________________________________________
5. Рассмотрите на модели (муляжи)
большие полушария головного мозга, найдите борозды и извилины, а также доли
головного мозга. Напишите на указателях к рисунку 2 названия долей коры больших
полушарий, извилин.
1 - ____________________
2 - ____________________
3 - ____________________
4 - ____________________
5 - ____________________
Рис. 2. Строение головного мозга
человека. Вид сбоку.
На указателях к рисунку 3 напишите
расположение зон в коре больших полушарий: зрительной, слуховой, обонятельной,
кожно-мышечной, двигательной.
1 - ____________________
2 - ____________________
3 - ____________________
4 - ____________________
5 - ____________________
Рис. 3. Зоны коры больших полушарий.
6. Соберите модель головного мозга.
На ее нижней части найдите места, где отходят черепно-мозговые нервы.
7. Сделайте вывод, ответив на
вопрос:
а) Какие особенности строения головного
мозга человека в сравнении с позвоночными животными?
б) Как размещаются в отделах
головного мозга серое и белое вещества?
в) В чем заключается биологическое
значение складчатого строения коры больших полушарий?
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Заполните таблицу.
Передний мозг (большие полушария)
|
Кора, ядра в толще белого вещества
|
Аналізаторна функция: ощущение,
восприятие, анализ движений. Замикальна функция: образование временных
условнорефлекторных связей. Высшие психические функции: сознание, речь, волевые
процессы, чувства
|
Затылочная доля
|
|
Воспринимает и анализирует зрительные
раздражение
|
Височная доля
|
|
Воспринимает и анализирует слуховые
раздражение
|
Теменная доля
|
|
Воспринимает и анализирует кожные
раздражение (температура, давление)
|
Лобная доля
|
|
Регуляция произвольных мышечных движений
|
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.