Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 11. НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 72. Большие полушария головного мозга

 

Образовательная цель: изучить особенности строения больших полушарий, микроскопическую структуру их.

Основные понятия и термины: большие полушария головного мозга, кора больших полушарий, слои коры, борозды коры больших полушарий, доли коры больших полушарий.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Упражнение «Я так думаю...»

1. У новорожденного ребенка масса мозжечка составляет 1/17 массы тела, тогда как у взрослого человека-1/8. О чем это свидетельствует?

2. Есть узел жизни в продолговатом мозга? Как вы думаете, почему он так называется?

3. Если в организм человека попал алкоголь, как вы думаете, какие отделы головного мозга и как реагировать на него?

4. Через 5-6 мин. без кислорода клетки мозга погибают. Почему?

5. Почему в лагерях отдыха после обеда вкладывают детей в кровать?

II. Изучение нового материала.

Учитель. В книге Кэрола Донера «Тайны анатомии» главный герой Макс рассказывает своей собеседнице Молли: «Тело человека похоже на великую державу, независимую державу. Кровеносные сосуды выполняют функцию дорог, соединяющих города, то есть органы. Города-органы сотрудничают между собой и создают систему, или область. Желудок и кишки - это органы, принадлежат к одной системе области. Сердце и кровь - ко второй, а мышцы и кости - к третьей. В этой стране есть большое количество нейронов - телефонов. Миллиарды клеток - это граждане страны, работающие на заводах и фабриках мост-органов и систем областей. А где расположено руководство этого государства? Ты знаешь, Молли?»

А вы знаете?

2. Задачи для домашних проектов.

Группа 1. Внешнее и внутреннее строение больших полушарий, их микроструктура.

Группа 2. Изучение мозга человеком.

Группа 3. Архитектоника коры больших полушарий.

Группа 4. Функции коры больших полушарий.

Презентация проектов.

Группа 1. Внешнее и внутреннее строение больших полушарий и их микроструктура.

Большой мозг (конечный) состоит из двух полушарий, соединенных мозолистым телом, через мозолистое тело осуществляются связь между правым и левым полушарием.

Полушария покрыты корой, образованной серым веществом, состоящее из тел нейронов. Кора - носитель интеллекта и высших функций. От коры внутрь отходят отростки нейронов, что вместе с волокнами, направленными к коре, образуют белое вещество, которое выполняет проводниковую функцию.

В белом веществе содержатся ядра (узлы) серого вещества (скопления нервных клеток) и образуют так называемую подкорку.

Поверхность полушарий собрана в извилины, между которыми есть борозды. Более 2/3 поверхности коры скрыто в бороздах.

 

 

Группа 2. Изучение мозга человека.

В 30-х годах девятнадцатого века французский физиолог Флуранс предложил идею: все участки коры больших полушарий равнозначных в функциональном отношении. Но это было ошибкой. В 1874 г. киевский анатом В.А. Бец доказал, что все участки по строению нервных клеток и по шаровістю отличаются друг от друга. Он есть основоположником учения об архитектонике коры головного мозга.

Еще Гиппократ знал, что значительные повреждения больших полушарий вызывают паралич руки и ноги противоположной стороны тела. Связь между расстройствами речи и нарушением левого полушария обнаружил впервые французский анатом антрополог Поль Брока (1824-1880 p.), а немецкий психолог Карл Вернике (1848-1905 гг.) доказал, что в задней части височной извилины левого полушария есть участок, отвечающий за речь.

Впоследствии ученые выяснили, что левая полушарие обеспечивает чтения, письма, счета, мышления, запоминания, а права - образную память. При заболеваниях последней у больных наблюдаются нарушения они путают цвета, мир становится для них серым.

Группа 3. Архитектоника коры больших полушарий.

Мозг человека имеет около 100 млрд. нейронов, мозг осы - 200, а пчелы - 900.

Серое вещество, из которого образована кора, имеет вид шара высотой 1,5-5 мм. Кора имеет шесть слоев клеток.

Заполнить таблицу «Микроструктура коры больших полушарий»

 

№ п/п

Название слоя

Особенности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Молекулярный

Внешний зернистый

Пірамідний

Внутренний зернистый

Гигантские пирамидные клетки Беца (внутренний пірамідний)

Полиморфный

Мало клеток, много волокон

Мелкие клетки, напоминающие зернышки

Форма пирамиды

Мелкие нейроны

Клетки различной величины и формы.

-

 

В коре головного мозга есть до 14 млрд. клеток, каждая из которых соединена с контактами 10 тыс. подобных нейронов.

Группа 4. Функции коры больших полушарий.

 

 

С корой больших полушарий связаны психические функции: память, речь, мышление, сознание и регулирования поведения человека.

III. Закрепление знаний учащихся.

 

Лабораторная работа №6

Тема. Строение головного мозга человека (изучение за муляжами, моделями и пластинчатыми препаратами).

Цель: научиться распознавать на пластинчатых препаратах, моделях и муляжах отделы головного мозга и определять взаиморасположение в них серого и белого вещества; определять особенности строения коры больших полушарий.

Оборудование: разборные модели головного мозга человека, муляжи; пластинчатые препараты продольного и поперечного разрезов мозга человека.

Ход работы

1. Разделите модель головного мозга на две половинки. Найдите мозолистое тело. Из чего оно состоит? Его функция?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

2. На одной из половинок модели найдите продолговатый мозг, мост, средний и промежуточный мозг. Какими цифрами обозначены эти отделы на рисунке 1?

 

 

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

6 - ____________________

 

Рис. 1. Строение головного мозга человека.

 

3. Используя пластинчатые препараты, выясните, как размещены серая и белая вещества. Из чего состоят серая и белая вещества?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

4. Найдите на модели мозжечок, рассмотрите в нем размещение серой и белой веществ. Какая цифра соответствует мозжечке на рисунке 1?

_______________________________________________________________________________

 

5. Рассмотрите на модели (муляжи) большие полушария головного мозга, найдите борозды и извилины, а также доли головного мозга. Напишите на указателях к рисунку 2 названия долей коры больших полушарий, извилин.

 

 

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

 

Рис. 2. Строение головного мозга человека. Вид сбоку.

 

На указателях к рисунку 3 напишите расположение зон в коре больших полушарий: зрительной, слуховой, обонятельной, кожно-мышечной, двигательной.

 

 

1 - ____________________

2 - ____________________

3 - ____________________

4 - ____________________

5 - ____________________

 

Рис. 3. Зоны коры больших полушарий.

 

6. Соберите модель головного мозга. На ее нижней части найдите места, где отходят черепно-мозговые нервы.

7. Сделайте вывод, ответив на вопрос:

а) Какие особенности строения головного мозга человека в сравнении с позвоночными животными?

б) Как размещаются в отделах головного мозга серое и белое вещества?

в) В чем заключается биологическое значение складчатого строения коры больших полушарий?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Заполните таблицу.

 

Передний мозг (большие полушария)

Кора, ядра в толще белого вещества

Аналізаторна функция: ощущение, восприятие, анализ движений. Замикальна функция: образование временных условнорефлекторных связей. Высшие психические функции: сознание, речь, волевые процессы, чувства

Затылочная доля

 

Воспринимает и анализирует зрительные раздражение

Височная доля

 

Воспринимает и анализирует слуховые раздражение

Теменная доля

 

Воспринимает и анализирует кожные раздражение (температура, давление)

Лобная доля

 

Регуляция произвольных мышечных движений

 

IV. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.