Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

9.3. Углубление и систематизация знаний, умений и навыков по культуре речи, стилистике и риторике

С целью формирования у учащихся умений внимательно, стилистически дифференцированно подходить к выбору речевых средств, выработки у старшеклассников языкового чутья уважения к правильному нормативного украинского вещания, нетерпимости к порча языка программой предусмотрено повторение и углубление основных сведений по стилистике - понятие о языке и речи, функциональные стили вещание.

Важно подробнее ознакомить учащихся со стилем науки: реферат, статья и т.д, системой выразительных средств научного стиля, обусловленных целью познавательно-коммуникативного процесса, - точно передавать мысли. Эта работа приобретает особую значимость для старшеклассников, которые ориентируются на продолжение образования в высших учебных заведениях, где им придется прорабатывать значительное количество текстов научного стиля (статей в профессиональных изданиях, учебников, монографий и т.д.).

Приобретает особую значимость ознакомления учащихся с жанрами деловой речи: поручению ,протоколом, распиской и т.п. Деловая сфера - одна из основных жизненно необходимых отраслей деятельности человечества. Именно с помощью деловых бумаг, документов, писем устанавливаются официальные, служебные, деловые, партнерские контакты между заведениями, предприятиями, учреждениями, государствами, а также налаживаются частные отношения между людьми.

Однако, как показывает практика, написание деловых бумаг на уроках языка иногда характеризуется фрагментарностью в отсутствием должной подготовительной работы. Научиться делового общения - процесс сложный и долговременный. Большинство людей определяют языковые сшита как необходимость научиться правильно говорить и писать. Однако не все представляют, что понятие правильности и чистоты речи, кроме других составляющих, включает стилистический отбор языковых единиц. Ведь, строя высказывания в том или ином стиле, говорящий должен выбрать те языковые средства, которые лучше обеспечат функциональное назначение и стилевую структуру этого высказывания. Курс украинского языка в старших классах должен повысить уровень коммуникативных умений, необходимых для делового общения, навыков работы с деловыми бумагами.

Формированию устойчивых умений подбирать соответственно к официально-делового стиля нужны языковые средства при создании высказываний способствуют стилистические упражнения:

Прочитайте текст. Дайте ответ на поставленный вопрос.

Подсчитано, что в нашей стране ежегодно готовится около миллиарда различных документов. Есть, конечно, среди них лишние, ненужные, такие, что повторяются, однако основная масса необходима, ведь каждый документ - носитель информации, необходимой для того, чтобы регулировать отношения между организациями, планировать, управлять, отчитываться... (Из журнала).

Каким должен быть современный документ? Изложите свое мнение в форме письма другу

Выпишите из текста слова и словосочетания, которым свойственно окраска официальности

Визитная карточка должна содержать только те сведения, которые человек хотел бы о себе оставить, но и содействовать сохранению у партнера того имиджа, к созданию которого человек стремится.

Обычно визитка - это большой прямоугольник белого напівцупкого картона высокой качества с текстом, видрукованим типографским способом. Четких правил относительно размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько большими, чем у женщин, например 90-50 мм и 80-40 мм (3 журнала).

• Отредактируйте предложение, взятое из текста документа.

Просим Вас сообщить стоимость 1 шт. компьютера, необходимую для внесения в калькуляцию заказчика.

Предложите возможные варианты применения представленных глаголов с существительными. Составьте с ними предложения.

Образец: восстановить в должности. Приказываю восстановить в должности главного врача Петренко С.Т. Заслушать, предоставить, составить, рассмотреть, удовлетворить, обеспечить, объявить, продолжить, принять, позволить.

На уроках украинского языка старшеклассники учатся учитывать особенности языковых средств в разных стилях речи, стилистически дифференцировать устное и письменная речь, придерживаться стилистических норм, внимательно относиться к выбору слова. Тексты официально-делового стиля систематически используются в качестве дидактического материала с целью формирования у учащихся умений и навыков общения на украинском языке в профессионально-деловой сфере.

Кроме официально-делового стиля, важно глубже ознакомить старшеклассников с одним из самых действенных, широко используемых среди других стилей - публицистическим. Его задачей является агитация, активное воздействие на читателя и слушателя. Чтобы учащиеся могли свободно ориентироваться в современном информационном пространстве, нужно научить их воспринимать и анализировать тексты публицистического стиля, логично, понятно, подробно конструировать собственные высказывания, осуществлять стилистический отбор соответствующих языковых средств. Необходимо совершенствовать технологию обработки периодики, подбирать материалы, которые побуждали бы учащихся к высказыванию собственного точки зрения, комментирование того или иного события. Какую бы профессию не выбрал выпускник, ему необходимо уметь изложить в газетном жанре свой опыт, критические замечания и т.д. Однако если дать школьнику необходимые практические навыки, то не только в школьные годы, но и в будущем, в самостоятельной жизни он сможет не раз взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества, государства. Этому способствуют упражнения типа:

Проанализируйте газету, которую вы постоянно читаете. Определите, какие виды информации встречаются в ней чаще всего. Какие из них вам нравятся? Почему?

Вместе с созданной редколлегией (группой одноклассников) подберите заголовок собственной газета (учредителем которой является ассоциация инженеров, экономистов, врачей и т.д. - в зависимости от профиля класса). Определите тематические направления рубрик, их названия, жанры, будут использованы в газете.

Подготовьте рекламу любого товара, услуги и проанализируйте ее.

Важно, чтобы отрывки из газетных статей предлагались учащимся для наблюдений над языке, аудирования, чтения, перевода и т.п., поскольку дидактический материал в виде текстов разных стилей, типов и жанров речи позволяет определить стилістико-грамматические функции языковых единиц, обеспечивает практическую направленность усвоения теоретических сведений по языку.

Особую роль в воспитании, развитии современных старшеклассников имеют тексты художественного стиля, имеющих значительный дидактико-воспитательный потенциал.

Как известно, для художественной речи в целом характерен особый, образный способ высказывания мыслей, а следовательно, художественному тексту присуща особая, бат; торівнева организация. Литературно-художественное произведение выступает как система словесных художественных образов. Приобретение учащимися навыков аналитического чтения художественной литературы является показателем высокого уровня овладения языком.

Системное использование текстового материала знакомит учащихся с характерным особенностями связи высказывания и готовит для глубокого понимания классических и создание собственных текстов. Именно в процессе работы с текстом формируются языка, коммуникативная, социокультурная компетенции учащихся, развивается их эмоциональная сфер; происходит духовное обогащение.

Уроки украинского языка дают возможность интегрировать полученную познавательную информацию, побуждают учащихся и учителей к совместной творческой деятельности. Источником развития интереса к изучению украинского языка могут стать межпредметные связи в обучении, особенно связи языка с литературой, историей, географией, изобразительным искусством, музыкой.

Исключительное значение для учащихся старших классов имеет дальнейшее ознакомление разговорным стилем, поскольку он обеспечивает общения всех граждан общества предоставляет помощь всем слоям украинского этноса в их ежедневных житейских нуждах. "Стилистика и риторика используют разговорный стиль как фон, на котором выстраивают высокие, официальные, торжественные речи, а также отдельные элементы этого стиля как средства достижения эффекта фамильярности". Это обуславливает введение и учебный процесс стилистических упражнений, например:

На какие особенности устной речи указывают сочетания:

Говорит как по писаному; говорит - уснуть можно; говорит по-книжному; говорит по-газетному.

Как вы думаете, изменилось соотношение устной и письменной речи с появлением компьютера, мобильного телефона, Интернета? Какой вывод из этого следует?

Запишите поданы предложение в соответствии с нормами украинского литературного языка. Определите, в чем заключаются особенности бытового разговорного вещания.

Скоро выпускной (потом вступительные) ужас! 2. У девушки температура. 3. Мне от головной боли. 4. В августе уже надо покупать зимние. 5. Мы одолжили на компьютер. 6. Сейчас модно без рукавов. 7. Завтра надену новое.

Своеобразие обработки сведений по стилистике заключается в том, что оно осуществляется как на специальных уроках, так и рассредоточено во время изучения других тем. Задача учителя-словесника состоит в том, чтобы на основе лингвистического минимума и правильно подобранного дидактического материала добиться эффективного формирование устойчивых стилистических умений и навыков.

Важно, чтобы этой работе подчинялась система стилистических упражнений, которая предусматривает определение стиля и его специфических признаков, выяснения стилистических особенностей языковых категорий определенного текста, редактирование устного и письменного высказывания с целью его усовершенствования, конструирования собственного текста определенного стиля и жанра и т.д.

С целью компенсации недостатков речевой подготовки старшеклассников к программы введены элементы практической риторики, направленные на совершенствование устной речи учащихся: умений публичного доведения собственных мыслей, подготовки выступления, подбора эффективных языковых средств, умений налаживать контакт с аудиторией, участвовать в диспутах, спорах. Усвоение учащимися элементов практической риторики будет способствовать их социальной адаптации.

Введение риторических сведений будет способствовать формированию речевой поведения выпускника. Особое внимание обращается мастерства выступления, беседы и споры, значение которых велико для любого человека, какую бы профессию она не избрала. Прикладным направлением определяется тема "Подготовка выступления: выбор темы, цель выступления". Ее изучение предполагает анализ составляющих подготовки (самообразование, овладение техникой речи, культурой устной и письменной речи, критический анализ выступлений), подготовки к конкретному выступлению (определение темы, ее название, формулировка цели, отбор материала, отработки необходимых навыков, изучение подобранной литературы, осознание и записи прочитанного, выработка собственной позиции), виды подготовки к публичному выступлению (с записью, без записи текста выступления), выступления с опорой на текст, без записей и экспромтом. Берем во внимание способы изложения материала - индуктивный, дедуктивный, концентрический, метод анализа, законы логики, составляющие композиции выступления.

Основное внимание на уроках словесники уделяют формированию у учащихся умений и навыков подбирать литературу, что касается определенной проблемы; реферировать прочитанное, составлять конспект, план высказывания; правильно владеть голосом, уместно использовать вербальные средства - жесты, мимику; пользоваться разнообразием выразительных языковых средств; устанавливать контакт с аудиторией; анализировать устный и письменный риторический текст; объективно оценивать выступления; аргументировано доказывать свое мнение, убеждать, вызывать желание высказаться, участвовать в дискуссиях, диспутах; моделировать ситуации общения, последовательно соблюдать правила деловой игры, убедительно исполнять выбранную роль.