9.3. Углубление и систематизация знаний, умений и навыков по культуре речи, стилистике и риторике
С целью формирования у учащихся умений внимательно, стилистически дифференцированно подходить
к выбору речевых средств, выработки у старшеклассников языкового чутья
уважения к правильному нормативного украинского вещания, нетерпимости к
порча языка программой предусмотрено повторение и углубление основных
сведений по стилистике - понятие о языке и речи, функциональные стили
вещание.
Важно подробнее ознакомить учащихся со стилем науки: реферат, статья и т.д,
системой выразительных средств научного стиля, обусловленных целью
познавательно-коммуникативного процесса, - точно передавать мысли. Эта работа
приобретает особую значимость для старшеклассников, которые ориентируются на
продолжение образования в высших учебных заведениях, где им придется прорабатывать
значительное количество текстов научного стиля (статей в профессиональных изданиях,
учебников, монографий и т.д.).
Приобретает особую значимость ознакомления учащихся с жанрами деловой речи:
поручению ,протоколом, распиской и т.п. Деловая сфера - одна из основных жизненно
необходимых отраслей деятельности человечества. Именно с помощью деловых бумаг,
документов, писем устанавливаются официальные, служебные, деловые, партнерские
контакты между заведениями, предприятиями, учреждениями, государствами, а также
налаживаются частные отношения между людьми.
Однако, как показывает практика, написание деловых бумаг на уроках языка иногда
характеризуется фрагментарностью в отсутствием должной подготовительной работы. Научиться
делового общения - процесс сложный и долговременный. Большинство людей
определяют языковые сшита как необходимость научиться правильно говорить и писать.
Однако не все представляют, что понятие правильности и чистоты речи, кроме других
составляющих, включает стилистический отбор языковых единиц. Ведь, строя
высказывания в том или ином стиле, говорящий должен выбрать те языковые средства,
которые лучше обеспечат функциональное назначение и стилевую структуру этого
высказывания. Курс украинского языка в старших классах должен повысить уровень
коммуникативных умений, необходимых для делового общения, навыков работы с
деловыми бумагами.
Формированию устойчивых умений подбирать соответственно к официально-делового стиля
нужны языковые средства при создании высказываний способствуют стилистические упражнения:
■ Прочитайте текст.
Дайте ответ на поставленный вопрос.
Подсчитано, что в нашей стране ежегодно готовится около миллиарда различных
документов. Есть, конечно, среди них лишние, ненужные, такие, что повторяются,
однако основная масса необходима, ведь каждый документ - носитель информации,
необходимой для того, чтобы регулировать отношения между организациями, планировать,
управлять, отчитываться... (Из журнала).
Каким должен быть современный документ? Изложите свое мнение в форме письма другу
■ Выпишите из текста
слова и словосочетания, которым свойственно окраска официальности
Визитная карточка должна содержать только те сведения, которые человек хотел бы о себе
оставить, но и содействовать сохранению у партнера того имиджа, к созданию которого
человек стремится.
Обычно визитка - это большой прямоугольник белого напівцупкого картона высокой
качества с текстом, видрукованим типографским способом. Четких правил относительно
размеров визитных карточек нет, но обычно у мужчин они могут быть несколько
большими, чем у женщин, например 90-50 мм и 80-40 мм (3 журнала).
•
Отредактируйте предложение, взятое из текста документа.
Просим Вас сообщить стоимость 1 шт. компьютера, необходимую для внесения в
калькуляцию заказчика.
■ Предложите
возможные варианты применения представленных глаголов с существительными. Составьте с ними
предложения.
Образец: восстановить в должности. Приказываю восстановить в должности главного врача
Петренко С.Т. Заслушать, предоставить, составить, рассмотреть, удовлетворить,
обеспечить, объявить, продолжить, принять, позволить.
На уроках украинского языка старшеклассники учатся учитывать особенности
языковых средств в разных стилях речи, стилистически дифференцировать устное и
письменная речь, придерживаться стилистических норм, внимательно относиться к выбору
слова. Тексты официально-делового стиля систематически используются в качестве
дидактического материала с целью формирования у учащихся умений и навыков общения
на украинском языке в профессионально-деловой сфере.
Кроме официально-делового стиля, важно глубже ознакомить старшеклассников с одним
из самых действенных, широко используемых среди других стилей - публицистическим. Его
задачей является агитация, активное воздействие на читателя и слушателя. Чтобы учащиеся могли свободно
ориентироваться в современном информационном пространстве, нужно научить их
воспринимать и анализировать тексты публицистического стиля, логично, понятно,
подробно конструировать собственные высказывания, осуществлять стилистический отбор
соответствующих языковых средств. Необходимо совершенствовать технологию обработки
периодики, подбирать материалы, которые побуждали бы учащихся к высказыванию собственного
точки зрения, комментирование того или иного события. Какую бы профессию не выбрал выпускник,
ему необходимо уметь изложить в газетном жанре свой опыт, критические
замечания и т.д. Однако если дать школьнику необходимые практические навыки, то не
только в школьные годы, но и в будущем, в самостоятельной жизни он сможет не раз
взяться за перо внештатного корреспондента в интересах дела, общества,
государства. Этому способствуют упражнения типа:
■ Проанализируйте
газету, которую вы постоянно читаете. Определите, какие виды информации встречаются в
ней чаще всего. Какие из них вам нравятся? Почему?
■ Вместе с созданной
редколлегией (группой одноклассников) подберите заголовок собственной газета
(учредителем которой является ассоциация инженеров, экономистов, врачей и т.д. - в зависимости
от профиля класса). Определите тематические направления рубрик, их названия, жанры,
будут использованы в газете.
■ Подготовьте рекламу
любого товара, услуги и проанализируйте ее.
Важно, чтобы отрывки из газетных статей предлагались учащимся для наблюдений над
языке, аудирования, чтения, перевода и т.п., поскольку дидактический материал в
виде текстов разных стилей, типов и жанров речи позволяет определить
стилістико-грамматические функции языковых единиц, обеспечивает практическую
направленность усвоения теоретических сведений по языку.
Особую роль в воспитании, развитии современных старшеклассников имеют тексты
художественного стиля, имеющих значительный дидактико-воспитательный потенциал.
Как известно, для художественной речи в целом характерен особый, образный
способ высказывания мыслей, а следовательно, художественному тексту присуща особая, бат;
торівнева организация. Литературно-художественное произведение выступает как система словесных
художественных образов. Приобретение учащимися навыков аналитического чтения художественной
литературы является показателем высокого уровня овладения языком.
Системное использование текстового материала знакомит учащихся с характерным
особенностями связи высказывания и готовит для глубокого понимания классических и
создание собственных текстов. Именно в процессе работы с текстом формируются языка,
коммуникативная, социокультурная компетенции учащихся, развивается их эмоциональная
сфер; происходит духовное обогащение.
Уроки украинского языка дают возможность интегрировать полученную познавательную
информацию, побуждают учащихся и учителей к совместной творческой деятельности.
Источником развития интереса к изучению украинского языка могут стать
межпредметные связи в обучении, особенно связи языка с литературой, историей,
географией, изобразительным искусством, музыкой.
Исключительное значение для учащихся старших классов имеет дальнейшее ознакомление разговорным
стилем, поскольку он обеспечивает общения всех граждан общества предоставляет
помощь всем слоям украинского этноса в их ежедневных житейских нуждах.
"Стилистика и риторика используют разговорный стиль как фон, на котором
выстраивают высокие, официальные, торжественные речи, а также отдельные элементы этого
стиля как средства достижения эффекта фамильярности". Это обуславливает введение и
учебный процесс стилистических упражнений, например:
■ На какие особенности
устной речи указывают сочетания:
Говорит как по писаному; говорит - уснуть можно; говорит по-книжному;
говорит по-газетному.
■ Как вы думаете,
изменилось соотношение устной и письменной речи с появлением компьютера,
мобильного телефона, Интернета? Какой вывод из этого следует?
■ Запишите поданы
предложение в соответствии с нормами украинского литературного языка. Определите, в чем
заключаются особенности бытового разговорного вещания.
Скоро выпускной (потом вступительные) ужас! 2. У девушки температура. 3. Мне от
головной боли. 4. В августе уже надо покупать зимние. 5. Мы одолжили на
компьютер. 6. Сейчас модно без рукавов. 7. Завтра надену новое.
Своеобразие обработки сведений по стилистике заключается в том, что оно
осуществляется как на специальных уроках, так и рассредоточено во время изучения
других тем. Задача учителя-словесника состоит в том, чтобы на основе лингвистического
минимума и правильно подобранного дидактического материала добиться эффективного
формирование устойчивых стилистических умений и навыков.
Важно, чтобы этой работе подчинялась система стилистических упражнений, которая
предусматривает определение стиля и его специфических признаков, выяснения стилистических
особенностей языковых категорий определенного текста, редактирование устного и письменного
высказывания с целью его усовершенствования, конструирования собственного текста определенного
стиля и жанра и т.д.
С целью компенсации недостатков речевой подготовки старшеклассников к
программы введены элементы практической риторики, направленные на совершенствование
устной речи учащихся: умений публичного доведения собственных мыслей, подготовки
выступления, подбора эффективных языковых средств, умений налаживать контакт с
аудиторией, участвовать в диспутах, спорах. Усвоение учащимися элементов
практической риторики будет способствовать их социальной адаптации.
Введение риторических сведений будет способствовать формированию речевой поведения
выпускника. Особое внимание обращается мастерства выступления, беседы и
споры, значение которых велико для любого человека, какую бы профессию она не
избрала. Прикладным направлением определяется тема "Подготовка выступления:
выбор темы, цель выступления". Ее изучение предполагает анализ составляющих подготовки
(самообразование, овладение техникой речи, культурой устной и письменной
речи, критический анализ выступлений), подготовки к конкретному выступлению
(определение темы, ее название, формулировка цели, отбор материала, отработки
необходимых навыков, изучение подобранной литературы, осознание и записи
прочитанного, выработка собственной позиции), виды подготовки к публичному выступлению
(с записью, без записи текста выступления), выступления с опорой на текст, без записей
и экспромтом. Берем во внимание способы изложения материала - индуктивный,
дедуктивный, концентрический, метод анализа, законы логики, составляющие композиции
выступления.
Основное внимание на уроках словесники уделяют формированию у учащихся умений и
навыков подбирать литературу, что касается определенной проблемы; реферировать прочитанное,
составлять конспект, план высказывания; правильно владеть голосом, уместно
использовать вербальные средства - жесты, мимику; пользоваться разнообразием
выразительных языковых средств; устанавливать контакт с аудиторией; анализировать
устный и письменный риторический текст; объективно оценивать выступления; аргументировано
доказывать свое мнение, убеждать, вызывать желание высказаться, участвовать
в дискуссиях, диспутах; моделировать ситуации общения, последовательно
соблюдать правила деловой игры, убедительно исполнять выбранную роль.