Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 6

НА ПОРОГЕ НОВОГО МИРА

Георгий Плеханов

(1856-1918)

«В наше время история готовит в передовых странах чрезвычайно важный поворот, в отношении которого есть все основания думать, что он осуществится насильственным образом...»



Первым проводником марксизма в России был сын мелкого помещика, штабс-капитана в отставке, потомственного дворянина Валентина Петровича Плеханова - Георгий Валентинович Плеханов.

Будущий философ родился в селе Гудалівка Липецкого уезда Тамбовской губернии, где родители владели поместьем в размере 100 десятин земли, имели старый дом, окруженный живописным парком. Здесь Георгий прожил свои первые десять лет. Вместе с крестьянскими детьми мальчик работал на земле, собирал грибы и ягоды, купался и отдыхал, вдумчиво воспринимая простую народную мудрость. Позже, находясь в эмиграции, Г. Плеханов с глубокой тоской вспоминал свою «малую родину» - цветущий яблоневый сад, реку Воронеж, чудесный парк и шумных ребятишек, с которыми он делил свои первые жизненные впечатления.

Родители дали Георгию хорошее начальное образование. Сначала он Учился в Воронежской гимназии; впоследствии поступил в Константиновское юнкерское училище (Петербург), а еще через год перешел в Петербургский горный институт, который не закончил в связи с революционными событиями.

На протяжении всех лет обучения юноша выделялся среди сверстников своими знаниями, сообразительностью, живым и общительным характером. Он увлекался художественной литературой, книгами по истории, экономике, географии. С особой заинтересованностью Георгий читал прогрессивные журналы. Он хорошо владел французским, читал на немецком. Еще в юности ему были хорошо известны произведения революционных демократов - Белинского, Добролюбова, Герцена, Чернышевского. Юноши «тянуло в революцию». Его комната стала местом периодических собраний революционно настроенной молодежи, среди которой были такие личности, как Халтурін и Моисеенко.

Отсчет активной революционности Г. Плеханова ведется от его участия в демонстрации 6 декабря 1876 г. и зажигательного выступления против самодержавия на площади у Казанского вокзала в Петербурге. Обращаясь к рабочим, Плеханов заявил о полной солидарности с их борьбой, поднял лозунг «земли и воли», которые должны принадлежать крестьянину и рабочему. На демонстрантов на бросилась полиция. Отражаясь от нее, революционеры отступали по Казанской улице (сегодня - ул. Плеханова). Многие были арестованы. С этого времени Плеханова преследует полиция. Он переезжает в Киев, дальше - в Ростов-на-Дону, делает попытку «хождения в народ», иными словами, начинает и ведет профессиональную революционную деятельность.

Г. Плеханов был активным участником народнического движения («Земля и воля»), руководителем группы «Черный передел». Убегая от преследования царским правительством, Г.Плеханов эмигрирует за границу. С 1880 года до февраля 1917 года Плеханов живет в Швейцарии, Франции, Италии и в других странах Западной Европы. Вместе с группой единомышленников он создал революционную организацию «Освобождение труда» (Женева, 1883 год). Перевел на русский язык главные труды К. Маркса и Ф. Энгельса, а со временем утвердился как один из самых авторитетных последователей и проводников марксизма в европейском пространстве и в России.

Исследователи истории развития марксизма указывают на различные причины и обстоятельства возникновения «русского марксизма». Едины они лишь в одном - в признании ведущей роли в этом эмигрантской группы «Освобождение труда» под руководством Г. Плеханова, П. Аксельрода, В. Засулич и Л. Дейч. Участники группы переводили на русский язык труды К. Маркса и Ф. Энгельса, печатали их за границей и тайно распространяли в России. Вместе они писали собственные теоретические произведения. Особой плодовитостью отмечался Г. Плеханов. На произведениях последнего, написанных живым и доступным языком, воспитывалось не одно поколение русских марксистов, в том числе В. Ленин.

В одной из первых своих книг - «Социализм и политическая борьба» - Г. Плеханов делает попытку применения марксистской методологии к российской действительности. Это позволяет ему выявить тенденции «капитализации России», разрушающих «русскую самобытность», воспроизводят серьезную политическую силу - рабочий класс, революционность которого объективно обусловливает соединение социализма с политической борьбой. Главной задачей российских революционеров Г. Плеханов считал создание рабочей социалистической партии и завоевание политической свободы.

Перу Г. Плеханова принадлежат дальше такие труды, как «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма», «О материалистическое понимание истории», «К вопросу о роли личности в истории».

Г. Плеханов размышлял о первичные и вторичные (материальные и духовные) основы бытия, роль диалектики в познании и ее (диалектики) законы, значение географических условий для развития общества, объективные законы общественного развития, роль рабочего класса в будущих революционных преобразованиях. Не всегда и не везде он был последовательным и точным. Однако, в чем нельзя отказать великому мыслителю, так это в стремлении занять собственную позицию, даже тогда, когда она не совпадала с более-менее устоявшейся философской традиции. В восприятии и понимании марксизма В. Ленин считал Г. Плеханова догматическим философом.

Следует иметь в виду, что российские теоретики воспринимали марксистское учение в соотношении с русской историей, культурой, революционными теориями своих предшественников и ведущими жизненными ориентациями российской действительности. В этом восприятии отразились глубинный восточный характер и екзистенціалістський настроение русской народной души, мессианские представления о будущности России как мировой державы и анархическое свободолюбие простолюдина, постоянный поиск правды и надежды на властителя, который ее (правду) имел бы подарить народу.

Своеобразие восприятия марксизма русскими мыслителями была обусловлена также особым культурным нолем России и теми революционными импульсами, которыми звучали произведения А. Радищева, декабристов А. Герцена, В. Белинского, М. Добролюбова, М. Чернышевского, петрашевцев и особенно С. Нечаева и П. Ткачева.

Сначала марксизм в России распространялся как форма российского западничества, причем в борьбе с народничеством, через противопоставление последнем (как крестьянской идеологии) ориентации на пролетариат и объективные социально-экономические законы. Первые российские марксисты боролись с утопизмом и мрійництвом, верили в то, что социализм станет результатом экономической необходимости, необходимого развития. Вторая и последующие поколения русских марксистов эту исходную установку заменили другой - доминантой исторической миссии пролетариата. Как писал М. Бердяев, «произошло незаметное соединение традиций революционного марксизма с традициями старой русской революционности... К. Маркс был соединен с Стенькою Разиным» (Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990. - С. 86).

В этом варианте, непосредственно связанный с именем В. Ленина, «детерминистский марксизм» превращался в метод социального познания и революционного действия, по теории - на «руководство к действию», по философии - на идеологию. Этот ортодоксальный марксизм, который в действительности был трансформированным марксизмом, воспринял прежде всего не детерміністичний, эволюционную, научную сторону марксизма, а его мессианский, мифотворческий, религиозный аспект, который допускает екзальтацію революционной воли, выдвигает на передний план революционную борьбу пролетариата, руководимую организованным меньшинством, вдохновленную сознательной пролетарской идеей. Этот ортодоксальный, тоталитарный марксизм, подчеркивал М. Бердяев, всегда требовал исповедания материалистической веры.

В разные годы Г. Плеханов боролся против идеологии народничества и «легального марксизма», «экономизма» и «богобудівництва», «махізму» и других марксистских течений. С восторгом встретил Февральскую революцию 1917 года, поддерживал Временное правительство, призывал к войне до победного конца, выступал против большевизма и ленинского курса на социалистическую революцию. Октябрьскую революцию 1917 года он не принял.

Г. Плеханов рассматривал марксизм как най видатнішу революцию в интеллектуальной истории человечества, как теорию, что прокладывает путь революционной практике пролетариата, видит в нем ее высокое общественно-историческое призвание. Без революционной теории, писал Г. Плеханов, не может быть и революционного движения. Марксизм как раз и предстает как такая теория, что обосновывает стратегию и тактику классовой борьбы пролетариата, пути осуществления революции и построения нового общества.

Народа, по мнению Г - Плеханова, принадлежит определяющая роль в истории. Личность может быть настолько значимым, насколько она будет отражать интересы народа и его стремления. Конечно, индивидуальные качества - интеллект, характер, воля и т.д. - это далеко не второстепенные факторы самоутверждения личности в истории. Однако главное - выражение потребностей народных масс, которые другим вместе «найдут себе других вождей» не с худшими индивидуальными чертами.

Высоко ценил Г. Плеханова В. Ленин, хотя и расходился с ним по многим позициям социально-политического плана. Главное противоречие между двумя теоретиками российского марксизма проявилось в вопросе о социалистической революции. Г. Плеханов считал, что для подготовки революции требуется медленное, последовательное экономическое вызревания; без высокого уровня культуры социалистическая революция, в принципе, невозможна. По мнению В. Ленина, экономические условия в России уже есть; в отношении же культуры он предложил программу революции, которая может быть осуществлена на основе «захвата политической власти» пролетариатом и установление его диктатуры.

Не совпадали взгляды. Ленина и Г. Плеханова и по вопросам о роли и тактическую линию пролетариата в революции, об отношении к крестьянству, об оценке революции 1905 года, в вопросе о государстве. В нашей литературе чаще говорится о том, что Г. Плеханов в этих вопросах находился на «меньшевистских» позициях. Такая оценка нам кажется некорректным. Скорее всего Г.Плеханов к решению фундаментальных вопросов революции подходил более умеренно, чем В. Ленин. Его природная мудрость, глубокое знание истории порождали сомнение, что вылился в осторожность суждений, практических советов, предсказаний. «Молодость». Ленина такого сомнения не знала, она «рвалась к власти» и именно поэтому осуждала умеренность Г. Плеханова как отход от последовательного марксизма к меншовизму, как теоретическую ошибочность. Сущность теоретических различий В. Ленина и Г. Плеханова еще почти не исследована. Как свидетельствует социальная практика, чрезвычайно много из того, о чем писал и говорил Г. Плеханов, подтвердилось дальнейшим развитием истории. «После К. Маркса И Ф. Энгельса, - писал о Плеханова М. Бердяев, - Г. Плеханов был одним из главных признанных теоретиков марксизма... Он мог быть вождем марксистской школы мысли, но не мог быть вождем революции, как это и оказалось в эпоху революции. Однако на книгах Г. Плеханова воспитывалось несколько поколений русских марксистов, в том числе В. Ленин и вожаки русского коммунизма» (Там же. - С. 78).

Наряду с Г. Плехановым жили и работали такие известные теоретики-марксисты, как В. Засулич, Л. Дейч, П. Аксельрод, В. Игнатов. В это же время на итальянском грунте философию К. Маркса пропагандировал и развивал Антонио Лабріола. Широкой популярности во Франции приобрели произведения Поля Лафарга. Оригинальностью мысли обозначены труда немецкого философа Франца Меринга.

30-е годы XX столетия воспитали новую плеяду философов марксистов, среди которых выделяются фигуры М. Бухарина, Л. Троцкого и И. Сталина. Ответственность за судьбу марксизма как революционного учения рабочего класса взял на себя В. Ленин. С его именем связан новый этап в развитии социальной доктрины марксизма. Наши исследователи этот этап именуют «развитие марксизма», а учение - «марксистско-ленинским». В последние годы появились публикации, негативно оценивающих вклад В. Ленина в исследования социальной проблематики. В частности, подчеркивают его «революционный экстремизм», произвольное толкование основных положений социальной философии марксизма, субъективизм суждений, обоснованных «метаморфоза мы диалектики», нетерпимость к оппонентам, пренебрежение к судьбе народа и личности.