Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГРУПП

Малые социальные группы

МАЛАЯ ГРУППА - это контактная сообщество, которое взаимодействует на основе общности смысла, имеет определенную степень сплоченности, организованности и социальной зрелости и обладает неповторимой социальной психикой.

Малые социальные группы, фактически, являются кирпичиками, из которых строится наше общество.

Интересной и достаточно обоснованной является стратометрична концепция коллектива А. В. Петровского. Основная идея «теории опосредования деятельности» заключается в интерпретации всех феноменов внутри-групповых и внутри-коллективных процессов, взаимодействий и взаимоотношений на основе их зависимости от целей, ценностей и содержания групповой деятельности. Опосредования деятельностью, за А. В. Петровским, есть колективо-утворювальним фактором, а ценностно-ориентационная единство обнаруживает групповую сплоченность на основе одинаковых для них ценностей.

По нашему мнению, малая социальная группа образуется на основе общности смысла. Именно смысл общности - то інтеріоризаційний элемент, что в основе формирования группы как целостного, в определенной степени сплоченного и организованного, а также своеобразного социума. Он обеспечивает образование социально-психологической структуры группы, а затем (при наличии соответствующих условий) - и коллектива.

Итак, смысл общности - это образование в социальной психике малой группы (коллектива), которое объединяет единые устойчивые цели жизнедеятельности, которые размещены в социальном пространстве и времени, и побуждает к соответствующей идентифицированной социальной траектории.

Смысл общности (СС) - это то, что объединяет людей, способствует их сплочению и направлению в социальном пространстве. Он закрепляет групповые особенности, отделяющее одну группу от другой, выражает и утверждает специфические групповые потребности, интересы, нормы, ценностные ориентации, стиль взаимодействия и общения, является средством внутри-группового сплочения, выражает внутренне-групповую солидарность, взаимозависимость, взаимопонимание и взаимоответственность, которые направлены против центробежных тенденций, которые вызывают разрушение человеческого сообщества. Каждый человек становится точкой пересечения социально-психологических смысловых линий, преобразователем смыслов. В то же время она ними связана со всеми членами группы (или коллектива).

Идентифицировано социальная траектория (ИСТ) выражает направленность группы в социальном пространстве и времени, что обусловлено совокупностью наиболее значимых, важных целей и ценностей и интересов, с которыми идентифицирует себя каждый член группы и группа в целом.

Наличие общих устойчивых целей (именно полной совокупности, а не одной) жизнедеятельности группы (коллектива), которые размещены в социальном пространстве и времени, говорит о определенную «траекторию» направленности данного человеческого сообщества. В этой «траектории» размещены общие устойчивые цели жизнедеятельности, но размещены они не на одной прямой, то есть не последовательно и взаимосвязано, а в разных точках социального пространства и времени. При этом все такие цели являются устойчивыми, значимыми и вагомими. их расположение в социальном пространстве говорит о пребывании на разных уровнях и в разных сферах (социальных подсистемах) жизнедеятельности. Например, в сфере политики, культуры, социальных отношений, материальной, духовной, социальной, учебной и др. Относительно размещения во времени, то речь идет о близкие, отдаленные и далекие постоянные цели.

В основе групповой направленности на такие цели являются групповые потребности и мотивы.

Групповая потребность - это состояние самой группы, который выражает ее зависимость от объективного содержания условий жизнедеятельности. Групповые потребности - это состояние ощущения нехватки того, что прежде всего необходимо для реализации СС, это напряжение в социальной психике группы, которое выливается в активность для получения того, что необходимо для нормального функционирования коллектива и реализации СС.

Групповой мотив - это смислоутворювальний мотив, связанный с СС. Именно эти мотивы побуждают групповую деятельность к реализации СС. В иерархической позиции смислоутворювальних мотивов, их прочности и устойчивости интегрально отражено то, что для группы является самым важным, самым существенным, самым значимым.

Малая группа проходит определенные стадии своего развития от самого низкого до самого высокого уровня, превращается в коллектив. В основе ее развития - социальная психика (СП).

Малая социальная группа может находиться на следующих уровнях развития:

• начальном (диффузная группа);

• низком (ассоциация);

• среднем (кооперация);

• высоком (коллектив).

Определяющий СС, как наиболее социально ценное, значимое и важное в жизни, отражается в социальной психике в виде мотивационных установок, что является движущей силой поведения и деятельности. Процесс формирования коллектива и его дальнейшее развитие есть не что иное, как развитие СП, на основе которых он образовался.

КОЛЛЕКТИВ - это организованная, сплоченная, взаимодействующая, социально зрелая группа людей, которая образовалась на основе действия определяющего смысла общности и имеет своеобразную, неповторимую социальную психику.

С восприятием определенных смыслов общности, как важнейших, определяющих для всех членов группы, начинается ее трансформация в коллектив. На этой основе возникает и укрепляется общность содержания и форм деятельности группы, а также возникают определенные социально-психологические явления, направленные на внутреннюю групповую інтеріоризацію и интеграцию, на укрепление общности и развитие группового сознания и социальной психики. СС значительно усиливает фасилітацію каждого члена группы, при этом групповая энергия возрастает.

Уровень развития группы прямо-пропорционально зависит от степени развития определяющего смысла общности, который обуславливает формирование социально-психологической единства этой человеческой общности, которую можно представить (для более широкого научного раскрытия и практики) через социальную, духовно-перцептивну, эмоциональную и волевую единство.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ отражает внутреннюю и внешнюю силу притяжения ее членов друг к другу, к группе как к отдельному, «родного» им социума. В основе этой силы - социальная, духовно-перцептивная, эмоциональная и волевая единство, которое, в свою очередь, зависит от уровня развития СС.

Социально-психологическое единство группы - социальную, духовно-перцептивну, эмоциональную и волевую составляющие его - можно выразить через совокупность относительно самостоятельных статико-динамических элементов (основных социально-психологических явлений), что прежде всего способствует практическому решению многих ее проблем. Каждое социально-психологическое явление, которое происходит в группе, во-первых, генерирует определенный энергетически-психологический потенциал (разной полярности); во-вторых, влияет тем или иным образом на все другие социально-психологические явления; в-третьих, «чувствует» на себе влияние социальной психики группы и меняется под этим влиянием.

Именно на основе СП формируется социально-психологическая единство группы - «МЫ-СУЩНОСТЬ». В ней закрепляются групповые интересы и ценностные ориентации, взаимоответственность, взаимопомощь, солидарность, взаимозависимость, чувство дружбы, уважения, доверие и т.д.

СОЦИАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО - это осознание членами группы себя как единого целого, как определенного, отличного от других, социума на основе общности смысла; для нее характерен свой стиль деятельности и взаимодействия (взаимоотношений и общения).

Социальное единство дает возможность каждому члену осознать себя в составе группы, идентифицировать себя с ней и воспринимать группу как специфический, свой социум, который отличается от всех других. Именно благодаря ей создаются условия для выработки единых подходов к решению различных групповых проблем, в том числе и реализации смыслов общности, взглядов на окружающий мир и соответствующую оценку событий в мире, государстве, группе.

Особое место в социальной единства занимает групповая мнение. В ней также отражена степень осознания группами, членами коллектива своего места, роли и значения в процессе воинской деятельности в мирное и военное время.

ДУХОВНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЕДИНСТВО ГРУППЫ - это сила нематериального, не социального, политического происхождения, которая обеспечивает тягу членов группы друг к другу через осознание приобщенности к миру, к бытию в нем, к народу и нации, к группе, к вере, к чему-то значимого и важного, без чего человеческая жизнь не может быть человеческим, а группа - целостным социумом.

Духовно-перцептивная единство (ДПЄ) группы является определенной духовной целостностью человеческого сообщества. Она заключается в однотипных способах духовно-практического усвоения мира, своего смысла бытия в нем.

Важный компонент ДПЄ - мировоззрение, которое является не только воспроизведением мира в целом, а мироощущением, мировосприятием, миропониманием, которые являются движущей силой в социальном бытии.

Имея однотипный мировоззрение, люди становятся друг другу ближе, понятнее, более открытыми, более взаимозависимыми, «своими», духовно родственными. Общность взглядов на мир, общественную действительность, свое бытие и общность признанных сущностных наставлений (моральных и социальных норм, религиозных заповедей, требований) - все это способствует их сплочению, консолидации, сближению, взаємовідчуванню.

Важным компонентом мировоззрения являются убеждения, как выражение духовно-практической сущности мировоззрения человека.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО ГРУППЫ - это наличие общих чувств, которые испытывают члены группы друг к другу, к смыслу своей жизнедеятельности и бытия, к окружающим, это общность переживаний, достижений и неудач, действий и поступков, а также однородность эмоциональных реакций на внешние и внутренние раздражители жизнедеятельности группы.

Эмоциональное единство удостоверяет, что группа реагирует на все виды раздражителей и проявляет свои чувства как единое целое. При этом доминирующий характер переживаний выражает не только доминирующий тип эмоций или настроения, а прежде всего доминирующий тип ценностного отношения к действительности. Эмоциональное единство способствует обеспечению группового переживания СС и процесса его реализации. Эмоции и чувства, отражая действительность в форме переживаний, не содержат ее образов, а выражающие их ценность для группы. Переживания разные и по содержанию, и по глубине чувств. На основе этого единства обеспечивается эмоционально-ценностное отношение людей к группе, до неповторимого «МЫ», которое выделяется через понятие «ОНИ», «ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ». Такое отношение выражает значимость «МЫ», а следовательно - актуализацию мотивационных процессов.

Во время реализации СС, деятельности воля выполняет две взаимосвязанные функции - активизирующее и тормозящую.

В ВОЛЕВОМ ЕДИНСТВЕ сочетается синтез ума и эмоций, которые направляют группу на соответствующую деятельность и поведение для преодоления всех препятствий, в том числе внутри-групповых (расхождения во взглядах и подходах к решению тех или иных задач, страха, паники, безответственности, недостаточного напряжения сил и т.п.).

Волевая единство обеспечивает сознательный акт деятельности и поведение через інтеріоризацію норм, включение их в систему мотивов, стремлений и ценностных ориентаций. На почве волевого единства формируется коллективная дисциплина, которая обеспечивает выполнение решений, соответствующий порядок и организованность во время реализации СС.

Волевая единство является своеобразным регулятором «режимов» деятельности коллектива.

Сплоченность группы зависит от степени ее социально-психологической единства, который отражает соответствующую степень сплоченности. Поскольку степень социально-психологической единства зависит от уровня развития СС, то и сплоченность определенным образом связана с ним.

Итак, степень социально-психологического единства группы соответствует такому же степени ее сплоченности. Наличие коллектива уже показывает высокую сплоченность его членов.

Относительно группы, то сплоченность может иметь следующие степени: очень низкий, низкий, средний, высокий. Только в случае высокой степени речь идет о коллективе.

Социальная психика группы. Что такое социальная психика? Социальная психика есть внутри-групповым психическим с неповторимым содержанием и психоэнергетическим потенциалом.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИКА ГРУППЫ - это внутренне-групповое, своеобразное по содержанию психическое с мощным психоэнергетическим потенциалом, которое охватывает всех членов группы и непосредственно влияет на их жизнедеятельность.

Это своеобразная групповая психологическая атмосфера. Она является сложным, автономным образованием, которое функционирует как взаимодействие социально-інтеріоризаційного, духовно-перцептивного, побудительно-действующего, оценочно-эмоционального и волевого.

Социальная психика группы является динамичной, подвижной, но имеет системный характер. В ее структуру входят групповые взаимоотношения, групповое мнение, коллективные традиции, групповые нормы, групповые настроения и чувства, групповые ценностные ориентации, психологическая совместимость и самочувствие личности в группе, формальные и неформальные группы.

Отдельными подсистемами можно считать социальное единство, духовно-перцептивну единство, эмоциональное единство, волевую единство. Относительно самостоятельной подсистемой социальной психики есть и СС, а также явления, порожденные несознательностью, подсознанием, сознанием и над сознанием, и другие образования.

Поэтому социальная психика группы проявляется как функциональная целостность, регулирующего групповую деятельность и поведение. Она функционирует как совокупность разнородных социально-психологических явлений, процессов, состояний, свойств, представлений, иллюзий, предрассудков и других образований, связанные так или иначе с уровнями бессознательности, подсознания, сознания и сверхсознания и явлениями, порожденными непосредственным взаимодействием членов группы во время реализации СС в социальном пространстве и времени.

В социальной психике группы существует представление о «НИХ» и осознание «МЫ».

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХИКА ГРУППЫ - это особое внешнее психическое, что существует вне индивидом, но однозначно становится «присутствовать» в индивидуальной психике во время реализации СС в социальном пространстве и времени.

Следовательно, индивидуальная психика входит в систему социальной психики, является ее мікрочастинкою и своеобразным «генератором энергии». В то же время социальная психика «присутствует» в индивидуальной, как внутренний психологический опыт внешнего (коллективного, совместного): переживаний, ощущений, восприятий, волевых, духовных и социальных связей, чувств и т.д.

Происходит постоянное взаимовлияние социальной психики и психики индивидов (членов группы) через социальную психику группы.

Социально-психологические явления в группе. К основным социально-психологических явлений, которые происходят в группе и отражают особенности функционирования ее социальной психики, относятся коллективные взаимоотношения, групповое мнение, групповые традиции и нормы, коллективные чувства и настроения, коллективные ценностные ориентации, психологическая совместимость и самочувствие личности в коллективе, а также проявление формальных и неформальных групп, которые входят в ее состав.

Познавательные элементы содержат всю совокупность познавательных психических процессов членов группы, необходимых для выявления всей совокупности связей и отношение к другим членам коллектива и отдельных групп. Через познание каждый член группы раскрывает для себя сущность причинно-следственных связей в группе, явления и процессы, происходящие в ней, их отношение к себе. На основе такого познания, его результатов он оценивает все, что происходит в группе, каждого члена группы, взаимоотношения, отношение к нему, к групповых целей, к деятельности, а также их значимость сквозь призму восприятия СС, его реализации и т.д.

Эмоционально-оценочные элементы в структуре конкретного типа взаимоотношений отражают чувства группы и непосредственные эмоциональные переживания действий и поступков отдельных членов группы.

Социально-психологические стереотипы как элементы в структуре типа взаимоотношений предстают как сформированы устойчивые образования, в отношении которых осуществляется выбор в системе внутригрупповых связей и взаимодействий.

Социально-психологические установки отражают направленность и готовность членов группы к соответствующему типу взаимоотношений. Они закрепляют ценностную ориентацию в сложившихся стереотипах и побуждают к их реализации.

Исполнительно-волевые элементы - это совокупность знаний, навыков и умений соответствующего типа отношений и волевых качеств, необходимых для их реализации в повседневной жизни в условиях деятельности. их основой является способность членов группы сознательно действовать согласно поставленной цели и достигать ее, преодолевая внутренние (психические) и внешние трудности, а также придерживаться установленных норм, правил и принципов отношений, взаимодействия и общения.

За субъектами отношения участников разделяют на межличностные, межгрупповые, между группой и личностью.

Межличностные отношения в группе является своеобразной сетью связей, которые возникают на основе реализации СС, выполнения задач, а также удовлетворения потребностей в общении, самоактуализации, уважении, сострадании, взаимодействия, принадлежности к человеческому сообществу и т.д. их содержание обусловлен не только СС, но и социальной психикой группы.

По форме отношения делятся на официальные и неофициальные. Официальные - это отношения, которые строятся на основе четкой субординации, делового взаимодействия и контактов, которые отрицают отклонения от установленных норм и правил поведения, деятельности и общения. Неофициальные допускают отклонения от установленных норм и правил поведения и общения. Они имеют два аспекта - содержательный и эмоциональный. Именно эмоциональный аспект отражает их психологическую обусловленность (симпатии, антипатии, безразличие, дружба, неприязнь и т.п.). Он менее видимый и организационно неоформленный. Поэтому, как правило, ему уделяют минимум внимания, однако он имеет большое значение и требует более внимательного анализа в системе управления. Неофициальные отношения на самом деле является фундаментом позитивных официальных, ибо они отражают внутренний (психологический) механизм их реализации.

По характеру влияния на деятельность отношения предстают в виде сотрудничества, взаимопомощи, соучастия, сопереживания, соперничества, противостояния или противоборства.

ГРУППОВАЯ МЫСЛЬ является совокупностью доминирующих общих суждений, оценок, взглядов и представлений членов группы по различным вопросам жизни, политики, деятельности, поведения и поступков своих товарищей, которые касаются групповых интересов.

По любому вопросу групповая мысль может быть диффузной, позиционной, полярной, ориентировочной и общей. Диффузность отражает наличие многих взглядов по этому вопросу или проблеме, их неоформленность, расхождение. Позиційність мысли характеризует наличие в группе нескольких взглядов, которые отражают принципиальную позицию каждого сообщества людей. Полярная мнение отражает две противоположные позиции членов группы, два взгляда, каждый из которых исключает другой. Ориентировочной считают мнение, которое отражает позиции и взгляд большинства членов группы. Общее мнение характеризует единство взглядов и позиций всей группы.

ГРУППОВЫЕ ТРАДИЦИИ - это социально-психологические образования в социальной психике группы, которые преобладают над всеми остальными и является ориентиром и целью деятельности, поведения и поступков отдельной личности и всех ее членов для их поддержания и закрепления.

К традициям относят также групповые привычки, обряды, ритуалы и обычаи. Слово «традиция» в переводе с латинского означает «передача», то есть преемственность. Оно отражает и смысл, который передают в той или иной отрасли от одного поколения людей к другому, и социально-психологический механизм или способ, с помощью которого это передача осуществляют.

ГРУППОВЫЕ НОРМЫ - это такие правила поведения и деятельности, что их не только принимают во внимание во время реализации СС, а также становятся мотивом поведения каждого члена группы.

Это качественные образцы поведения, которым добровольно подчиняются члены группы, беря на себя внутренне мотивированный обязанность их выполнять, соблюдать.

ГРУППОВЫЕ ЧУВСТВА являются относительно устойчивыми формами отражения социального бытия группы через интеграцию однотипных чувствований, восприятий и переживаний на основе отношения всех ее членов к сущности СС, хода его реализации, к предметам и явлениям социальной действительности.

Чувства прежде всего выполняют следующие функции в жизнедеятельности группы: регулирование, побуждение, мобилизации.

«Мы-чувство» отражает отношение группы к самой себе, к своей социальной, духовно-перцептивной, эмоциональной и волевой единству, к «МЫ» и «ОНИ».

ГРУППОВОЙ НАСТРОЙ - это доминирующая однородная более-менее устойчивая эмоциональная реакция членов группы на весомые события, поступки и поведение отдельных людей и отдельных групп, на результаты деятельности, стиль управления, а также на влияние групповых чувств в этот период.

ГРУППОВЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ - это осознанные значимые предметы, явления и идеалы, отраженные в социальной психике группы в виде фиксированных социальных установок.

Групповые ценностные ориентации проявляются как социально-психологические установки, которые отражают не только ценности как абсолют, а ценности в неразрывной связи с интересами и потребностями на стадии их актуализации, ценности, сформированные сначала под их влиянием.

Групповые взаимоотношения. Для реализации социально-психологического смысла общности члены группы организуют совместную деятельность. Для этого они вступают в определенные взаимоотношения (взаимодействия и общения).

Взаимоотношения в группе - это специфическая сеть межличностных, внутригрупповых, между группой и личностью социально-психологических связей, зависимостей и взаимодействий, обусловленных смыслом общности, социальной психики, а также взаимными оценками деятельности по реализации СС, поведения членов группы и в целом групп и их эмоциональным восприятием друг друга.

В группе выявлено чотирипрошаркову структуру взаимоотношений. Первый главный прослойка групповых отношений составляют те, которые обусловлены действием определяющего СС (так называемые «отношения смысловой зависимости»). Они в определенной степени накладывают свой отпечаток на структуру взаимоотношений в группе.

Второй слой взаимоотношений обусловлен самим процессом деятельности. Согласно взглядам А. В. Петровского и В. В. Шпалінського, «взаимоотношения людей в группах в большей или меньшей степени опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием».

Третий слой коллективных взаимоотношений образуется на основании взаимных оценок со стороны членов группы взноса в дело реализации СП, а также поведения, активности, настойчивости, свойств личности и др.

Четвертый слой взаимоотношений формируется на основе эмоциональной привлекательности или непривлекательности, симпатии или антипатии и т.д. Среди основных форм отношений на основе эмоционального восприятия, привязанность, уважение, восхищение, враждебность, неприязнь, ненависть и т.д. Они возникают вследствие личных оценок личности членов группы, манеры их поведения, стиля взаимодействия, даже мимики, жестов и т.д.

Эти слои групповых взаимоотношений своеобразно совмещаются, накладываются и пересекаются в процессе повседневной деятельности членов группы.

Отношение к товарищам, групп составляет социально-психологическую готовность отдельного члена группы до соответствующего типа взаимодействия и общения с ними. Каждый тип взаимоотношений имеет свою социально-психологическую структуру. Главные элементы этой структуры: познавательные, эмоционально-оценочные, социально-психологические стереотипы, социально-психологические установки, исполнительно-волевые.

Психологическая совместимость и самочувствие личности в группе. Все социально-психологические явления, которые происходят в группе, преломляются через каждого ее члена, таким образом воздействуя на его внутреннее (психологическое) состояние и самочувствие. Вследствие этого каждый член группы становится не только своеобразным ретранслятором, но и генератором дополнительной (позитивной, нейтральной или негативной) психической энергии. Это происходит при участии сознания, бессознательности, подсознания и даже сверхсознания. Исходный показатель психологической энергии зависит и от личностных целей, намерений, эмоций, чувств, и от СС, «Мы-чувства» и других социально-психологических явлений, которые происходят в группе. Словом, на каждого члена группы постоянно влияет социальная психика группы, с которой он тесно связан.

Член группы, на психику которого тем или иным образом влияют нормы, правила, установки и ориентации других членов группы, соответствующая социально-психологическая атмосфера, воспринимает их по-разному, вырабатывает к ним свое отношение. Вследствие этого у него формируются определенные чувства (положительные, отрицательные, нейтральные), которые существенно влияют на его самочувствие в этой группе. Конечно, если член группы находится в кругу отзывчивых товарищей, единомышленников, то его самочувствие будет положительным, и наоборот, если в кругу людей, которые враждебны и агрессивны к нему, - отрицательным.

Негативные чувства, которые возникают у отдельного члена группы от встречи с объектами (отдельными членами группы), вызывающие их, или упоминания о них (на основе представлений), как правило, понятны для него. Они направлены сознанием лишь в той мере, в которой определяют отношение к этим объектам. Как образование социальной психики, они формируют свои устойчивые социально-психологические стереотипы, которые есть в основе тенденции психологического неприятия, психологической несовместимости. Наличие устойчивых социально-психологических стереотипов отношение к источникам негативных чувств приводят к тому, что эти объекты член группы воспринимает негативно всегда, у всех, даже положительных, ситуациях.

Эмоциональное восприятие членами группы других людей и различных групп, а также группой других групп и отдельных людей имеет значительную обратную силу воздействия на интеллектуальную и волевую сферу и личности, и группы. Оно является основой формирования соответствующего самочувствие каждого члена группы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ и САМОЧУВСТВИЕ личности в группе отражает социально-психологическое восприятие членами группы друг друга и группы в целом, а также степень удовлетворения или неудовлетворения факту пребывания рядом с ними или в их среде.

Психологическая совместимость (несовместимость) тесно связана с самочувствием каждого члена группы. Она, с одной стороны, является следствием социально-психологического напряжения и негативных эмоций, которые ее сопровождают в процессе общения и взаимодействия, а с другой - сама создает нервозность, психологическое напряжение, негативные эмоции, которые влияют на эффективность деятельности, стиль поведения и взаимоотношения. Все это приводит к возникновению внутренне личностного и межличностных конфликтов, является основой плохого самочувствия личности в группе, где существуют источники психологического неприятия и негативных эмоциональных реакций или раздражителей.

В условиях деятельности человек не всегда может проявить свои негативные эмоции до объекта - раздражителя. Поэтому речь идет о скрытую и открытую форму психологической несовместимости. Для открытой формы характерны действия, поступки и высказывания в адрес объекта - раздражителя, которые сопровождаются эмоциональными реакциями. То есть другая сторона (объект, который вызывает к себе негативные эмоции и чувства) знает, кто и как именно к нему относится и воспринимает его. В случае скрытой формы психологической несовместимости про не восприятие определенного субъекта знает только одна сторона. Это знание может быть четко осознанным или проявляться на уровне подсознания. Например, когда один член группы психологически не воспринимает своего официального лидера, то это в основном выражено скрыто, ведь он, в связи с возможной обратной негативной реакцией, что может привести к применению санкций, не решается выступить открыто (частично разрядить негативную эмоциональную энергию). А тем временем негативные эмоции накапливаются, дезорганизуя психику, что может обусловить различные эмоциональные реакции (стресс, аффект, фрустрацию и т.п.), то есть самочувствие такого члена группы ухудшается.

Чувства, которые возникают вследствие психологической несовместимости, будто получают возможность выполнять двоякую роль: определять самочувствие личности в этом коллективе и направлять его эмоции на объект - раздражитель, на стиль взаимоотношений.

Психологическая несовместимость может быть односторонней, двусторонней (взаимной) и многосторонней. Односторонней считают такую, которую индуцирует один член группы к другой, в случае отсутствия таковой у последнего. Двусторонняя означает взаимное негативное психологическое восприятие. Многосторонняя психологическая несовместимость проявляется со стороны одного члена группы до нескольких других (мононесумісність) и со стороны нескольких членов группы к одному (деканесумісність). Если в группе есть много фактов односторонней и многосторонней психологической несовместимости, то говорят о полінесумісність в ней.

Психологическая несовместимость в группе формируется постепенно. На первом этапе происходит процесс познания друг друга. Сначала элементарные познавательные ощущения возникают в связи с первым, чувственной ступенью познания, как эмоциональный тон ощущений, приятных и неприятных переживаний, образного познания. На втором этапе происходит процесс интеграции разрозненных чувств, на этом основании у отдельных членов группы вырабатывается отношение друг к другу, к разным группам и своей группы. Это отношение имеет эмоциональный характер. Третий этап - этап психологического отчуждения. Так формируется полярность психологической совместимости, то есть степень психологической несовместимости.

Самочувствие личности члена группы будто отражает его психическое состояние в динамике. Эмоции и чувства, как совокупность объективных физиологических, биохимических и психических реакций, осуществляют внутреннюю, интимную и неповторимую совокупное воздействие на все психические свойства и состояния человека, которые обусловлены и биологическими, и социальными факторами. Как целостный психический процесс, эмоции и чувства нераздельно едины и внутренне выражены в виде физиологических реакций и внутренних, субъективных переживаний.

Итак, самочувствие каждого члена группы нужно рассматривать сквозь призму целостного жизни и деятельности, в которых внешнее и внутреннее - лишь разные аспекты единого процесса отражения. Изменение внешней среды, человек анализирует посредством психической деятельности, видоизменяет переживания людей.

Между членами группы может быть и психологическая совместимость, и разные степени психологической несовместимости, а самочувствие каждого члена группы может быть вполне удовлетворительным, иметь определенную степень отклонения от нормального или быть неудовлетворительным. Фактически, речь идет о полярность психологической совместимости и самочувствие личности в группе (ПССОГ), которая имеет большое практическое значение для оценки этого социально-психологического явления.

Но в эмоциональном аспекте ПССОГ может иметь разную глубину, усиливать или гасить переживания. То есть речь идет о различные уровни выражения ПССОГ, которые отражают степень интегрального проявления удовольствия или неудовольствия, симпатии или антипатии, сочувствия или отчуждения, сопереживание или безразличия, дружеских чувств или неприязни, духовного подъема или подавленности. Уровень выражения ПССОГ может быть высоким, средним или низким. Для высокого уровня характерна высокая эмоциональная (положительная или отрицательная) насыщенность ПССОГ, которая, как правило, сопровождается соответствующими активными действиями, направленными на субъект - раздражитель. Для среднего - эмоциональная насыщенность умеренной степени, которая иногда толкает к определенным действиям, а для низкого - слабый эмоциональный фактор, который предопределяет активности.

Формальные и неформальные группы. Малые группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы (ФГ), как правило, возникают на базе организационно-штатной структуры.

НЕФОРМАЛЬНАЯ ГРУППА - это сообщество людей, которая образовалась на основе определенного СС, обусловленного общей привлекательностью и позадіяльнісними интересами, при этом другие признают ее существование.

Неформальная группа (НФГ) возникает на основе СС, что является стержнем, вокруг которого объединяются люди. Возникновения НФГ нужно рассматривать как трехступенчатый процесс, состоящий, во-первых, по выявлению интересов и ценностей различных людей, их сопоставления со своими и выяснение эмоциональной привлекательности; во-вторых, установление непосредственного контакта через обмен информацией и эмоциональную привлекательность; в-третьих, установление СП, выработка своих стандартов поведения, норм и т.д.

Социально-психологическая структура ФГ и НФГ одинакова. Она отличается лишь содержательно. Одновременно ФХ могут быть структурированными и неструктурированными

Структурированная группа - такая, что имеет в своем составе еще хотя бы одну меньшую группу - формальную или неформальную (школьный класс, студенческая группа и др.). Неструктурированная группа в своем составе не содержит каких-либо меньшей группы, то есть моногрупою.

Все социально-психологические явления, происходящие в группе, образно говоря, выбрасывают в коллективный пространство жизнедеятельности энергетически-психологический потенциал различной полярности (положительный, значительно позитивный, нейтральный, значительно отрицательный или негативный). В то же время эти явления вступают во взаимодействие с внешними факторами и между собой, в процессе чего их потенциалы накладываются, пересекаются, интегрируются. В результате образуется качественно новый совокупный (атмосферное) энергетически-психологический потенциал, который накладывает свой определенный отпечаток (проникает, деформирует, усиливает или снижает) на все аспекты групповой и индивидуальной жизнедеятельности, социально-психологические явления, которые происходят в группе, а следовательно, и на функционирование и проявление ее социальной психики.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА ГРУППЫ - это совокупность более или менее устойчивых на этот период социальных, духовно-перцептивных, эмоциональных и волевых компонентов, которые образуют энергетически-психологический потенциал различной полярности, влияние которого испытывают на себе все групповые социально-психологические явления и социальная психика группы в целом.

По влиянию на эффективность реализации СС, деятельность, стиль взаимодействия, взаимоотношения и общения и самочувствия отдельных членов группы социально-психологическая атмосфера может быть: положительной, удовлетворительной, нейтральной, пригнічувальною, негативной.

Социальная психика как феномен аналитико-синтетического интегрирования всех социально-психологических явлений и процессов в группе, проецируется на индивидуальную и групповую психику. Она становится «присутствует-действующей» в них. Эта «присутствие» по содержанию и динамичностью относительно одинаковая в психике всех членов группы, что и обуславливает определенный ее социально-психологическое состояние.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ГРУППЫ отражает проекцию функционирования социальной психики в конкретное время на все аспекты деятельности, поведения и чувства людей.

Малая группа может находиться в одном из трех состояний:

• социально-психической устойчивости;

• социально-психического напряжения;

• социального психоза.

При этом каждый из указанных состояний может иметь еще три равные выражения: высокий, средний и низкий.

Контрольные вопросы:

• Что понимают под социальной группой?

• Как разделяют социальные группы? Чем они отличаются между собой?

• Социально-психологические особенности больших социальных групп?

• Каким образом разделяют большие социальные группы?

• Какова роль интересов и групповой мысли в жизнедеятельности большой социальной группы?

• Какие психологические особенности религиозных групп?

• Дайте социально-психологическую характеристику толпы.

• Что такое малые социальные группы?

• Раскройте особенности социальной психологии малых групп.

• На основе чего образуют малые социальные группы?

• Какие уровни развития проходит малая группа?

• Чем диффузная группа отличается от коллектива?

• Каким образом формируется социально-психологическая единство малой группы? Что она собой представляет?

• Что такое социальная психика малой группы?

• Охарактеризуйте основные групповые социально-психологические явления.

• Как влияют на межличностные отношения в группе психологическая совместимость и самочувствие личности в группе?