Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ГРУПП

Большие социальные группы

Большие группы - это общности людей, существующие в масштабах общества и развиваются по социально-психологическими закономерностями проявлений массовой психики и, в отличие от малых групп, не требуют обязательных личных контактов. В больших группах, как правило, формируются общепринятые нормы поведения, культурные ценности и традиции, общее мнение и массовые движения. К большим группам относятся классы, социальные слои, этносы (нации и народности), конфессии, иногда крупные партии и общественные организации, возрастные и профессиональные группы и т.д.

Традиционно как ведущую признак больших социальных групп рассматривают их потребности и интересы. В этом случае потребности и интересы предстают не как индивидуальные, а групповые психологические и социально-психологические явления.

Степень удовлетворения потребностей больших социальных групп проявляется в коэффициенте их жизнестойкости. Этот коэффициент определяют, учитывая следующие показатели: средняя продолжительность жизни, детская смертность, распространение генетических уродств, качество продуктов, концентрация предприятий тяжелой промышленности на единицу территории, процент бюджетных расходов на социальные и экономические программы и др. Коэффициент жизнестойкости больших социальных групп определяют по шестибалльной шкале.

Для представления интересов классов, групп общества создают партии. Они возникают в четко структурированном обществе, искусственно их создать нельзя.

Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией понимают любую политическую группу, которая участвует в выборах и способная через выборы привести своих кандидатов к власти.

К большим социальным группам относятся также массовые движения. Стоит отметить, что массовые движения - это объединение людей, как правило, непрочные и неустойчивые, членов которых объединяет только присутствие в одном месте в одно время. Взаимодействие между ними имеет характер взаимного усиления эмоций. Социально-психологические признаки массовых движений следующие: а) отсутствие организованности; б) слабое взаимодействие между членами; в) анонимность.

Люди объединяются для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские и другие права. Существуют политические, религиозные и расовые движения.

Движения разделяют на «реформаторские» и «революционные». Среди них различают:

• национально-культурные рухи. их цель - изучение и популяризация традиций прошлого, возрождение, сохранение и развитие соответствующих культур, ремесел, социально-этнической самобытности;

• профессиональные движения, например, ассоциация «Анти-СПИД». Создают их, как правило, чтобы объединить усилия специалистов определенной отрасли, в частности для распространения и развития конкретного направления деятельности. К движениям такого типа близкие ассоциации людей, что по определенной причине оказались в тяжелом положении и объединились для взаимопомощи;

• культурно-воспитательные движения, в частности - «Мир через семью»;

• так называемые фонды. Иногда их создана по профессиональному признаку, иногда - по признаку благотворительной организации;

• комитеты поддержки, которые относятся к сообществам кратковременной, оперативной действия.

Психология больших социальных групп формируется и проявляется в процессе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, групповая мнение, слухи, традиции и другие массовые социально-психологические явления.

Интересы социальных групп - это такое социально-психологическое явление, играющее решающую роль в институционализации общества.

Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит удовлетворению его потребностей. Именно этим определяются отношения между социальными группами. Интересы одних социальных групп отнюдь не всегда согласуются с интересами других.

Групповая мнение (как форма гражданской мысли) выполняет следующие функции: экспрессивную, контрольную, директивну. Как показывает опыт многих стран, важной формой учета общественного мнения, демократическим средством выявления позиций большинства населения по актуальным проблемам жизни общества является референдум. Другие каналы отражение общественного мнения такие: опрос населения, средства массовой информации, собрания, манифестации, всенародное обсуждение.

Групповое мнение - это публично выраженное и распространенное суждение, содержащее оценку и отношение к определенному событию, которая представляет интерес для сообщества.

Групповая мысль проявляется в ряде функций:

• регулирует и указывает нормы поведения;

• выражает оценки событий и фактов;

• побуждает к определенным поступкам и действиям.

Формы проявления групповой мысли: а) оценка, жалобы; б) советы, пожелания, одобрения; в) недовольство, осуждение, неодобрение, несогласие, протест. При этом различают обоснованные и необоснованные оценки, жалобы, несогласия и т.д.

Религиозные сообщества. Есть четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секта, деноминация вероучение и культ. Церковь - религиозная организация, которая имеет тесные контакты с широкими слоями общества и действует внутри него. Секта - организация, которая отвергает ценности остального общества, то есть небольшая группа представителей церкви отделяется и создает новую религию. Деноминация - промежуточное звено между церковью и сектой. Культ - крайняя форма секты.

Несмотря на свою специфику, религиозные группы имеют общие черты. К таким общим характеристикам можно отнести групповые интересы, потребности, нормы, ценности, мнения, цели.

В религиозных группах верующих прививают определенную систему ценностных ориентаций, которые вытекают из веры.

В религиозной вере большую роль играет воображение, которое проявляется в ярких религиозных образах, представлениях, которые возникают на основе религиозных мифов, культовых художественных изображений. На базе этого религиозно-художественного материала формируются религиозные представления.

Рассмотрим некоторые особенности толпы. Неорганизованную толпу и организована демонстрация могут состоять из тех же людей, но поведение их будет разным, поскольку сущность этих сообществ неодинакова.

С социально-психологической точки зрения толпа - это контактная, неорганизованная общность, для которой характерна высокая степень конформизма индивидов, которые действуют эмоционально и сравнительно единодушно. Толпа оказывает сильное психологическое давление на индивидов. В толпе, в условиях анонимности, растворяется индивидуальная ответственность ее членов.

Выделяют следующие социально-психологические особенности ТОЛПЫ:

• повышение групповой внушаемости и снижение эффективности действия механизмов контрнавіювання;

• повышение эмоциональности восприятия действительности;

• подавление чувства ответственности за собственные поступки;

• появление чувства силы и осознания анонимности.

Массовое общение, имея свойство психологического воздействия, оказывает влияние на поведение и деятельность участников толпы. Основным средством психологического воздействия, которое оказывают участники толпы, является слово, причем в основном экспрессивная, эмоциональная лексика: крик, свист, призывы и т.д. Внушение является одним из основных способов психологического воздействия личности или группы на других участников с помощью передачи различных по содержанию сообщений (уговоров, угроз, слухов, шантажа). Внушение всегда вербальное. Оно - сознательная деятельность со стороны субъектов влияния.