УРОК № 69
Тема. Повторение изученного о простом предложении. Диктант-перевод с украинского языка на русский с грамматическим заданием
Цель: повторить и обобщить с учащимися изученное о простом предложении, совершенствовать у них умение переводить тексты с украинского языка на русский; развивать речь школьников; воспитывать у них уважение к слову.
Ожидаемые результаты: учащиеся отличают простое предложение от сложного; вычленяют грамматическую основу; знают виды второстепенных членов; характеризуют предложения по цели высказывания и по интонации; отличают полные и неполные предложения, верно ставят знаки препинания; переводят тексты с украинского языка на русский.
Оборудование: текст диктанта.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний, умений и навыков.
Ход урока
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- Проверка домашнего задания.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Переводчик — профессия ответственная. Ему необходимо не только досконально владеть языками, но и знать национально-культурную специфику. Переводчик несет ответственность за качество перевода. Сегодня каждый из вас попробует себя в этой роли, и мы сравним, чей перевод будет ближе к первоисточнику, у кого лучше чувство языка.
III. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
- Диктант-перевод.
СТЕП УНОЧІ
Спочиває степ, набирається прохолоди після денної сліпучої спеки... Тиша, тиша, мов на дні океану. Океан місячної ночі розливається навкруги. І глибину тиші не зменшує ні сюрчання коника десь у траві, ні шелест тополиного вершечка... Який дивний цей зоряний степ уночі! Десь пісня тане далека, наче крізь сон. Повітря чисте, запашисте. А над тобою простір, усіяний зорями. Світлою порошею курить Чумацький Шлях — шлях твоїх пращурів, що проходили тут чумаками в чорних дьогтярних сорочках... Проходили і не знали, що над ними скрутились в спіралі галактики, а тепер і до них, до заглиблених в безвість галактик, сягає твій розум. Але чи справді сягає? Чи справді наш розум всесильний, всемогутній? Так, справді, справді! В найпотаємніші глибини оті космічні промінь думки твої проникне...
(За О. Гончаром)
- Задания к тексту.
— Определите тему и главную мысль текста.
— Определите тип и стиль речи.
— Дайте свой заголовок тексту.
— Из скольких частей состоит текст? Озаглавьте каждую.
— Определите тип каждого предложения по цели высказывания и по интонации.
— Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
— Найдите в тексте неполные предложения, разберите их синтаксически.
— Какой член предложения присоединяет союз как (будто)?
— Составьте схемы предложений с однородными членами.
— Найдите обособленный и уточняющий члены предложения.
— В четвертом предложении найдите несогласованные и согласованные определения.
— Найдите в тексте предложение, в котором стоит тире, подчеркните в нем грамматические основы, определите, какими частями речи они выражены?
— Выпишите из текста обстоятельства, определите их вид, укажите, какой частью речи они выражены.
- Работа с учебником.
Выполнение упражнений.
[1] — 173 (письменно).
[2] — 475 (письменно).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Повторить теоретический материал.
2. Написать небольшое сочинение о том, на какие размышления вас натолкнул текст диктанта.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- Задание учащимся.
Сформулируйте, что такое простое осложненное предложение. Назовите такие предложения в тексте диктанта.